Как заключить договор найма жилого помещения? Расскажем
Не у всех есть возможность иметь собственное жильё, поэтому аренда квартир – обычная практика по всей Беларуси. Для имеющих свободную жилплощадь это неплохой бизнес, и чтобы его узаконить, нужно заключить договор найма жилого помещения. Как именно это сделать – подробно разберём в инструкции интернет-портала MediaBrest.by.
Для чего нужен договор?
Договор защищает интересы обеих сторон. В нём прописывается, сколько человек будет жить в квартире и до какого времени, сумма ежемесячной оплаты и число, до которого необходимо произвести оплату, перечисляется мебель и бытовая техника, которую арендодатель сдаёт в пользование съёмщику, а также все права и обязанности сторон. Если одна из сторон нарушает свои обязанности – у другой на руках есть документ, с которым можно добиваться справедливости.
При помощи договора арендодатель сообщает государству, что получает доход, который облагается налогом. Неудивительно, что многие незаконопослушные арендодатели заключать договор отказываются. Но, как известно, скупой платит дважды. Разлад в отношениях с квартиросъёмщиком – и последний уже пишет в налоговую кляузу на своего арендодателя. Теперь тому грозит внушительный штраф, который значительно больше налога.
Если вы студент и снимаете квартиру, уточните в своём учебном заведении – возможно, вам полагается небольшая надбавка к стипендии. Но выплатят вам её, только если у вас на руках официальный документ о съёме квартиры – договор.
Как и где заключается договор?
В Бресте арендодателю и квартиросъёмщику надо обратиться в службу «Одно окно» администрации Ленинского района по ул. Ленина 13, каб. 116 или Московского района по ул. Московская 273, каб. 13–14 в зависимости от того, в каком районе находится сдаваемая квартира. С собой возьмите:
- Паспорта или иные документы, которые подтверждают вашу личность.
- Технический паспорт и документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (для собственника)
- Письменное согласие всех собственников жилого помещения – в случае, если оно находится в общей собственности.
Форма заявления для собственника и сам договор (по форме, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2006 г. № 1191 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 497») обычно заполняются на месте. Исходя из личного опыта автора статьи, отметим, что работники службы «Одно окно» обычно помогают собственникам, сдающим жильё впервые, и разъясняют все нюансы заполнения договора.
Важно! Если вы сдаёте не все комнаты, то указывайте в договоре их число. Если существует предоплата и залог, то это тоже надо указать. Не забудьте уточнить, кто платит за коммунальные услуги и время, когда арендодатель может посещать свою квартиру.
Процедура займёт максимум 2 дня со дня подачи заявления.
И помните: утром – договор, вечером – деньги и ключи от квартиры.
Оплата налогов
Когда договор заключён, путь собственника лежит в налоговую. С собой берём:
- Паспорт
- Копию техпаспорта жилого помещения
- Выписку из лицевого счёта обо всех прописанных в квартире. Её можно взять в ЖЭСе
- Копии договора найма жилья.
Платить можно ежегодно или ежемесячно. Сумма зависит от ставок, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 497 «Об уплате подоходного налога в фиксированных суммах». Вам не придётся платить налог, если вы сдаёте квартиру близким родственникам (что необходимо подтвердить документально) или молодым специалистам, работающим по направлению.
Если за год сумма ваш доход станет больше 500 б. в., то налоговая ставка увеличится до 12%. В таком случае не забудьте до 1 марта следующего года сдать налоговую декларацию. Сам налог должен быть уплачен до 1 мая.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии