История города Шуша

мнение читателей
19-09-2018

Шуша была образована и развита как экономический, политический и культурный центр Карабахского ханства с военно-стратегическим значением. Римский историк Тацит, проживавший во II в. до н. э. сообщал о существовании на территории Кавказа города Сосу (на латинском звука "ш" нет), принадлежащего тюркским племенам. По народным сказаниям, по причине кристально чистого и полезного воздуха этой местности, город назвали "Шуша" (тюрк. "шюше" - glass).

Слово "Шуша" этнотопоним, означающий "самый чистый", принадлежащий тюркам-сакам. В этом слове есть два компонента – "шу" и "са". Первый звук в слове "ш" ассимилировало букву "с" и получилось слово "Шуша". Оно создано как поселение и крепость от определения саков "шу".

Истории известен полководец по имени Шу (М.Кашгари). Сражавшийся с Александром Македонским смелый полководец Шу этномифический герой, корни этого имени связаны с племенами саков. Азербайджанский писатель Юсиф Везирь Чеменземинли считает, что карабахский Панах хан корнями связан с Чингиз ханом. Он, основываясь на народные предания приходит к паралельному с нашими суждениями мнению. С одной стороны тюрки-саки выступают в этнической паралели Чагатай. Этот факт говорит о существовании на территории Карабаха цикла топонимов составляющих большинство тюрков-саков.

В этногенезе азербайджанского народа саки-тюрки приняли активное участие. Стало известно, что шумеро-сакская идентичность охватывала территории от Месопотамии до Дальнего Востока, от Черного моря до Индии. Ученый-арабист Нияз Ягублу пишет: "Трудно утверждать, что в корне слова стоит арабское выражение, так как не ясно, образовался ли он от трех согласных, присущих арабскому языку. Существует мнение, что не имеющие соответствующих глаголов слова заимствованные. С точки зрения арабского контекста объяснение слова "Шуша" сложное (на арабском он звучит как "шуше"). Это слово на рабском может означать "смелый", "храбрец", "мужественный", в то же время может означать "лук-порей", "смешанная зелень". Второе объяснение нашло свое отражение в слове "тревога". Арабский язык не имеет звук "ч", поэтому слово "Шуша" может быть образован от видоизмененного тюркского слова "чавуш".

Название созвучное с Шушой можно объяснить в рамках тюркской этимологии, так как это название встречается у сибирских тюрков. Там есть река Шуша и поселение с аналогичным названием. В 1744 году в эти территории начали заселяться казаки и топоним "Шушенское" сформировалось на его основе". Название города Шуша объясняется тюркскими племенами и тюркскими словами. Иногда используется в форме слова "шиш" (окружена остроконечными горами). В разных местах, где обосновались тюрки были жилища Шуша, Шошу, Шуши.

Шуша

Некоторые исследователи слово "Шуша" объясняют тюркским "три", "высокий", "острый". В образовании тюрков-азери важную роль сыграли дондары, один из тюркских племен. Авторы еще в V веке до н. э. говорили о дондарах Северного Кавказа. Дата их обоснования в Азербайджане (Кавказской Албании) неизвестна. В Азербайджане есть несколько селений Дондарлы и гор Дондардаг. Г.Гейбуллаев отмечает, что топоним "Шуша" принадлежит дондарам. Автор II в. Тацит упоминает Шошу, город дондаров. Ввиду отсутствия на латыни звука "ш", автор написал Сосу (на самом деле Сусу). В начале XIX века в Карабахе было три топонима Шуша (столько же есть и в Северном Кавказе). В некоторых источниках название Шуша сравнивают с крепостью "Су", построенную полководцем Шу (344 - 334 гг. до н. э.), сражавшегося с А.Македонским. Кроме этого слово созвучно с названием Шумер (шу + ер). Первичные каменные документы о кутиях, луллубеях, кассиях,, хуриев и др. племенах, проживающих в Азербайджане относятся к этому периоду.

Шумеро-аккадские источники сохранили достаточно информации про основные племена на территории Азербайджана. Однако информации про язык этих племен почти нет, что создает противоречивое мнение о населении, этническом составе Южного Азербайджана и прилегающих областей. В различных источниках из языков кутиев, луллубеев и кассиев (кассит) до наших дней дошла группа имен и слов. Упомянутые этносы сыграли в политической жизни того времени активную роль. Информацию о принадлежности древних аборигенов и пришлого населения южных территорий страны мы можем получить при помощи письма.

История письма не велика. Известно, что впервые письмом воспользовались шумеры в IV - III тысячелетии до н. э., впоследствии письмо было заимствовано аккадцами, эламами, гуриями, уруртами, древними персами. В III - I тысячелетии до н. э. среди тюркоязычного населения, проживающего на юге озера Урмия и в горах Загрос особенно выделялись племена Су. Начальная форма названия племени Ашина, основавшего древний тюркский каганат именовался Со. В мифе говорится, что все представители рода Со погибли "по собственной глупости", лишь четверо внуков волчицы смогли спастись. Третий и четвертый сыновья обосновались на Алтае, так продолжился их род. Н.А.Аристов сравнивал род Со с племенем Со южного Алтая - куманами, киргизами. Забывая свое прошлое племя Со пребывая из Передней Азии не может вспомнить причину гибели своего рода. Ю.Юсифов пишет: "В древних источниках относительно племени Су было использовано ряд выражений. Например, "Луллу, принадлежающий стране Лу", "Луллу, принадлежающий стране Шубар (Субар)". Следовательно, луллы и су жили смешанно. В некоторых случаях название страны Аратта показывается как клинопись "страна Су". Аратта, Луллубум и Су были различными названиями широкой территории озера Урмия". В некоторых источниках, исторических документах написано, что племена Су зависели от династии Ура III, правившего в Месопотамии. Это подтверждает записи наместника Лагача Урдунны. Племена Су вместе с эламами принимали участие в нападении на династию Ура III и способствовали ее падению. Даже в записях ассирийского царя Саргона II есть информация и указывается, что "...люди Урарту, население страны Суби называли маннейцами". Это свидетельствует об этнической связи племени Су с государствам Манна, образованного в VIII веке до н. э. 

Основание крепости Шуша начинается с 1750 - 1751 гг. По сведениям карабахских историков в 1750 году, недалеко от Шушакенда началось строительство крепости на высокой и крутой горе и в 1756 - 1757 гг. оно завершилось. Панах Али хан сделал Шушу столицей, укрепив ее превратил в город-крепость. Город одно время в честь Панах Али хана назывался Панахабадом, затем стали называть "крепость Шуша" и "Шуша". В политических событиях после 1751 г. всегда упоминалось название Шуша.

Крепость Шуша со дня основания отразила несколько нападений, была свидетелем кровавых сражений. Авторы "Карабахнаме" писали, что в 50-х годах XVIII века когда Панах Али хан укреплял крепость Шушу, в 1751 году войска иранского шаха Магомед Гасан хан Гаджара напали на Карабах и в течение месяца город был в осаде. Однако укрепление крепости заставили Гаджара отказаться от осады и вернуться назад. Несколько лет спустя в 1758 г. правитель Урмии Фатали хан Афшар с большой армией наступила на Карабахское ханство, 6 месяцев держал осаду крепости, но не смог ее завоевать. Этот факт говорит о том, что неприступные стены крепости не могли быть построены за несколько месяцев. Кроме того видные просветители Азербайджана А.А. Бакиханов и Ф. Б.Кёчярли в своих произведениях писали о ремонте Шуши Панах ханом. Следовательно, Шуша была восстановлена в XVIII в. не на пустом месте, а на фундаменте древних строений. Большинство улиц и старых зданий Шуши были отремонтированы при Панахали хане. Наряду с этим, английские путешественники и ученые Д.Морье и Р.Буртер высказали ценные мнения о древности Шуши. По мнению Морье, Шуша еще до нашей эры была поселением людей. Буртер писал, что "в Шуше, как и в Европе есть каменные здания, выстланные камнем широкие улочки, останки бани, напоминающие римские". Эти сведения позволяют говорить о том, что Шуша существовала еще в древности.

В статье "Таблица генеалогии Карабахского ханства" А.Б.Шукюрзаде опубликованного в 7 номере лекций Академии наук Азербайджана в 1981 году о древней Шуше говорится: "Панах хан вместо разрушенного монголами древней Шуши в 1751 г. заложил новый город". В исследованиях Эльчина Ахмедова отмечается, что Шуша во II половине XVIII в. заняла свое место среди древних городов Азербайджана. Расположенная на перекрестке пути караванов в Туркестан, Европу и Ближний Восток, Шуша вышла на мировые рынки шерстью, коврами, шёлком, кожей, керамикой. Произведенные промышленные и сельскохозяйственные товары реализовала в Тегеране, Тебризе, Стамбуле, Багдаде, Самарканде, Москве, Астрахани, тем самым стала известной в регионе. как видно, стремительное развитие процесса производства помогла укреплению экономики города, положительно влияла на социальное положение населения. Строительство мечетей, медресе и каравансараев в этот период стало возможным в результате получения доходов в иностранных рынках.

На 43-й странице журнала "Вестник Кавказа", изданного в 1903 году в Тифлисе говорилось, что "внешний вид Шуши напоминает города Европы. Купцы этих городов торговали шелком, имея высокое положение, поддерживали с Тифлисом, Москвой и Марселью прямые торговые отношения". Кроме того, комментатор газеты "Кавказ" в номере газеты от 24 мая 1868 года писал: "Шуша растет не день ото дня, а по часам. Развивается торговля, население города обогащается. Сюда пребывают со всех сторон люди. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в городе живет 25 000 человек". В те годы в политико-административном центре Кавказа Тифлисе количество населения достигло 60 776 человек, в Елизаветполе (Гянджа) 36 485, в Шемахе 29 525, в Баку 14 897 человек.

В 1873 году в международной выставке, открытом в Вене приняли участие представители Шуши и демонстрируемые ими экспонаты вызвали большой интерес у иностранцев. В 1882 году И.Дроздов в книге "Кавказский сборник" (I том, стр. 457) писал: "Шуша– передовой город Елизаветпольской губернии. Она в красоте и торговле соперничает с Тифлисом. 24522 человек из 635 999 человек проживающего в области приходится на долю Шуши".

В декабре 1918 года армянские атаки на азербайджанские села Джабраильской губернии участились, а в начале 1919 года приняли разрушительный характер. Армянские зверства в городе Шуша, являющегося политическим центром Шушинской губернии и Карабаха были жестокими. При Азербайджанской Демократической Республике один из зверских мятежей армян в Шуше произошло 22 марта 1920 года, когда азербайджанский народ отмечал праздник Новруз. Этот сепаратистский мятеж был организован по заказу большевиков, готовящихся оккупировать Азербайджан. Несмотря на подавление армянского мятежа во многих местах, армяне сумели захватить аскеранскую крепость. В результате военно-политических мероприятий АДР восстановила свои суверенные права в Карабахе. Однако измена армян своему государству, где они жили, сепаратистские мятежи и геноцид накануне апрельской оккупации 1920 года нанесла тяжелый удар по защите северных границ и ускорила падение Азербайджанской Демократической Республики.

Шуша

В советское время административный статус Шуши несколько раз претерпела изменения. Пленум Кавказского бюро ЦК КП (б) по решению от 5 июня 1921 года определила Шушу центром Нагорно-Карабахской Автономной Области. Однако 7 июля 1923 года претворяя в жизнь это решение центром области был избран Ханкенди. Скорее всего армяне понимали, что подготовленные ими коварные планы против Азербайджана будет невозможно претворить в Шуше. Город Шуша по специальному постановлению заседания Президиума ЦК АКП (б) от 16 июля 1923 года был включен в состав НКАО. Город превратился в центр волоста Малыбейли, состоящую из одноименного района и 12 деревень. Таким образом, Шуша потеряла статус центра всего Карабаха, которую имела больше 170 лет.

8 мая 1992 года Шуша была оккупирована армянскими вандалами и жестоко разрушена. Исторические памятники, относящиеся к азербайджанской материальной культуре, были нещадно разграблены, разрушены и сожжены.

Шуша - единственный регион Азербайджана, которая породила, воспитала и дала стране столько исторических личностей, деятелей науки и искусств. 

Заур Алиев,
Директор Карабах ТВ
доктор политической философии

доцент

В рубрике "Мнение читателей" публикуются материалы от читателей.