Как построить «бизнес на доверии»: Открытые молочные холодильники в подъездах жилых домов
Не всегда хорошую и полезную бизнес-идею нужно разрабатывать с нуля. Порой достаточно проанализировать ситуацию и внедрить опыт иностранных предпринимателей в собственной стране. Что и сделал 50-летний россиянин Михаил Максименко.
В Швейцарии широко распространён необычный для постсоветских стран вид частной и честной торговли: в деревеньках на улицах установлены аккуратные брендированные холодильники, а в них – свежее молоко, недавно надоенное местными фермерами. Идёт порядочный человек мимо, открывает холодильник, берёт бутылочку, кладёт монетку, и всё – покупка состоялась. Никаких чеков, никакого обмана. Покупателям и в голову не приходит взять что-то даром и обмануть доверие продавца. Удобно всем: жители всегда могут приобрести свежайшую молочную продукцию, фермеры – быстро продать её в собственной деревеньке.
Барнаульский предприниматель Михаил Максименко вдохновился западным примером и решил внедрять систему молочных холодильников в многоэтажках родного города. Как строится «бизнес на доверии» в России, барнаулец рассказал порталу Biz360.ru.
Михаил Максименко, с 1994 года владеющий рекламным агентством «Компас», так увлёкся идеей продавать молоко через холодильники в общественных местах, что в 2016 году основал компанию «Чистый продукт».
Идею стартапа предпринимателю подсказал сын, живущий в Швейцарии. Максиму это показалось очень интересным, и он задумался, как реализовать такой проект в Барнауле.
Первоначально возникла идея продавать молочку через вендинговые аппараты, но они оказались чрезмерно дорогими для такого проекта. В итоге было приобретено несколько простых витрин-холодильников и обычных почтовых ящиков в качестве приёмника денег. Вопрос со сдачей решили, поставив внутрь холодильника чашечку с мелочью. Расчёт – на честность и совесть покупателей.
Первый холодильник Максименко установил в подъезде собственного дома. Далее начали расширять географию проекта: выбирали самые ухоженные и чистые многоэтажки с большим количеством квартир в подъезде и консьержкой в парадной. Важно было максимально ограничить доступ к холодильникам неблагополучного контингента, который будет уносить молоко без оплаты.
С установкой холодильников возникли проблемы. Согласие на размещение агрегата дают либо ТСЖ, либо управляющая компания, либо главный по подъезду – в каждом доме по-разному. В большинстве случаев, если ответственное лицо не возражает, для окончательно согласования инициативы требуется общее одобрение жильцов подъезда.
К этому вопросу компания Михаила всегда подходит творчески. На собрания жильцов они идут с презентацией и дегустацией. Народ пробует, обсуждает, одобряет, настраивается благосклонно. Но в самый неподходящий момент, как правило, находится какая-нибудь бабушка, которая решает выступить с речью о том, что лично ей в подъезде никаких таких холодильников не надо, жила она без них раньше и дальше проживёт. И всё – приходится начинать работу сначала: новый дом, новые жильцы. В итоге из 20 домов только 2 соглашаются каждый день иметь свежее молоко прямо у себя в подъезде.
В настоящее время установлено 12 холодильников в 5 домах. С некоторыми уже несколько месяцев длятся переговоры. Сейчас Михаил хочет опробовать новый способ продвижения своей бизнес-идеи: ставить холодильник на месяц в тестовом режиме.
Конечно, продавая молоко только в холодильниках в подъездах, компания рискует разориться, поэтому параллельно молоко предлагается и магазинам в нескольких городах. Здесь тоже возникают проблемы – невозможность отследить температурный режим в торговых точках и незаметность на полках из-за маленького объёма поставляемой продукции.
Самое же уязвимое место данного бизнеса в российских реалиях – это сама идея честной покупки, рассчитанная на европейский менталитет. 12% «покупателей» без зазрения совести забирают молоко из холодильника бесплатно.
Очень осложняет жизнь компании и «фактор скоропорта». Молоко нужно реализовать за три дня. Отлеживать объёмы продаж в каждом подъезде и в соответствии с этим планировать поставки достаточно просто, однако возврат продукции всё равно периодически приходится делать. Молоко, срок годности которого близок к концу, срочно изымается и перерабатывается на масло и творог. Однако 3-4% молока всё-таки приходится утилизировать.
Чтобы быть гарантированно уверенным в качестве продукта, Михаил закупает молоко в одном-единственном месте – проверенном фермерском хозяйстве, имеющем собственный пастерилизатор. Качественное оборудование позволяет сохранять отличный вкус сырья и не придавать ему привкус топлёного молока. На сегодняшний день объём закупки – одна тонна в день.
Продукция производится домашним, деревенским способом, самоквасом. Проект вышел на безубыточность примерно за полгода работы. Продвигать продукцию на рынок Михаилу помогает его огромный опыт работы в рекламе.
В штате компании «Чистый продукт» 8 человек. Также есть несколько специалистов, которые привлекаются по договорам подряда – это водители и технолог пищевого производства.
В планы на будущее барнаульской компании входят посадка сада на 30 га и ещё несколько «сельхозпроектов», о которых пока говорить рано.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии