«Жизнь удалась»: культовому икорному плакату Андрея Логвина исполнилось 20 лет
«Жизнь удалась» – главный плакат 1990-х, символ новой русской роскоши, богатой и нелепой. Вчера плакату Андрея Логвина, который хранится в собрании Третьяковской галереи, исполнилось 20 лет.
В портфолио дизайнера есть множество знаковых работ, но именно эти два слова, написанные чёрной икрой по красной, вспоминаются в России с особой нежностью. Ироничный яркий плакат с красной и чёрной икрой отлично проиллюстрировал бурную эпоху 1990-х: тогда многие оказались на вершине успеха и верили, что это навсегда. Но совсем скоро грянул тяжелый кризис и девиз «Жизнь удалась» зазвучал уже саркастически.
Сегодня во многих городах можно найти и плакат, и открытку, и календарик, и магнитик – самую разнообразную сувенирную продукцию, созданную по мотивам этого плаката.
Андрей Логвин, автор плаката и основатель студии «Борщ»:
«Тогда, на пике исторических перемен, многие верили, что ухватили бога за бороду и победили навсегда. Плакат стал визуальной метафорой истеричного преуспеяния, почётной грамотой царю горы. И в этом качестве пользовался успехом у «успешных», выполняя (как теперь представляется) и психотерапевтическую задачу закрепления «прекрасного мгновения» навсегда.
Но ведь ещё древние греки сознавали: такого рода надписи уместны только на могильной плите. Пока жизнь-игра не кончена, подводить итоги рано. И хотя до дефолта оставалось ещё полтора года, всё больше людей воспринимало икорные слова как сарказм, издёвку и предупреждение в духе «день твой последний проходит, буржуй!».
Плакат был опубликован в альбоме «Русский плакат. 100 шедевров за 100 лет», попал в многочисленные частные собрания, а также в Третьяковскую галерею. По версии журнала «Артхроника», работа Логвина входит в «Топ-10 русских мастерписов рубежа XX-XXI веков». Любопытен комментарий самого дизайнера по этому поводу: «Честно говоря – маленько обалдел. Только непонятно, почему всё это нельзя было обозвать хорошим русским словом без эротического подтекста?».
В 2001 году сенсацией стало присуждение Логвину Государственной премии в области дизайна «за серию социальных, культурных и рекламных плакатов 1994-2000 годов». Накануне вручения Логвин разбил нос, ему всю ночь накладывали швы. В Кремль дизайнер явился с огромными синяками, а Путин, вручая премию, очень подозрительно на него косился.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии