10 причин, почему интернет-поисковики – это ощутимый вред для пользователя
Уже трудно вообразить, как современный цивилизованный человек может обходиться без Google и его аналогов. Никто не принижает значение тех возможностей, которые дают нам поисковики, однако вовсе не стоит считать их панацеей от безграмотности в разных сферах. Скорее, наоборот – они мешают повышению уровня образованности человека и умению мыслить аналитически и критически.
Вот 10 аргументов в пользу того, что поисковые системы приносят людям существенный вред.
1. Поисковики в состоянии застоя
Интернет-поиск – одна из крайне важных, но при этом и самых медленно развивающихся технологий. За 17 лет своего существования в сети Google существенно не менялся. Да, поиск со временем становился быстрее и точнее, но ведь концептуально всё оставалось без изменений. За эти годы Google сумел подмять под себя 80% рынка и стать монополистом.
2. Поисковик – «чёрный ящик»
Поисковики принимают миллионы входящих запросов и только им одним известными способами преобразуют их в ответы. Мало кто точно знает, как именно обрабатываются и фильтруются поисковые запросы, каким образом происходит алгоритмизация, на основании чего поисковая система что-то отображает, а что-то прячет. Результаты поиска косвенно и прямо влияют на жизни миллионов людей, при этом они даже понятия не имеют, кто и как управляет этими результатами.
3. Поисковики далеки от объективности
Не существует абсолютно нейтральных технологий, но поисковые процессы в сети – это область особенно пристрастная, охваченная «поисковыми» стереотипами, шаблонами, алгоритмами. Это особенно заметно на примере картинок Google. Набор в поисковой строке слова «красота» выдаст сотни однообразных изображений женских лиц.
По большому счёту, в этом нет большой проблемы, но это пункт неявно отсылает нас к предыдущему – кто и что в «чёрном ящике» отвечает за стандарты красоты.
4. Чрезмерное упрощение
Однажды соучредитель Google Лари Пейдж дал описание идеальной поисковой системы: она безошибочно вычисляет, чего хочет пользователь, и выдаёт ему именно эти данные. Однако проблема такой концепции состоит в том, что существует информация, которую пользователь не желал бы видеть, но которая при этом может значительно расширить и развить его восприятие реальности. Поисковик же жестоко обрезает эти возможности, позволяя человеку увидеть лишь то, что он хочет.
5. Обманчивость глубины и полноты выданного ответа
Хитрость поисковой коммуникации заключается в том, что пользователь начинает безоговорочно верить во всесильность алгоритмов. После ввода запроса нам через мгновение выдается результат – сотни тысяч найденных по теме страниц. Особенно приятно верить в то, что поисковая система корректно ранжирует всё по значимости. Но мы возвращаемся в реальность, когда сталкиваемся с чем-то значительно более сложным, чем поиск краткой информации для школьного реферата. В этом случае поисковик может упрятать нужную информацию в недосягаемые дали – дальше 3 страницы.
6. В поисковиках пропала интернет-демократия
Речь идет об алгоритмах, ранжирующих результаты поисковой выдачи. Google неоднократно заявляла, что именно в интернете идеально работают демократические нормы. На этой философии компании и основывалось очерёдность расположения страниц в поисковике – алгоритм PageRank оценивал количество ссылок на страницу и по этому показателю определял релевантность каждой из них. Так пользователь в первую очередь должен был получать доступ к страницам, на которые чаще всего ссылались посетители сети. Всё закончилось банально и предсказуемо – созданием специальных бирж трафика.
7. Поиск подвержен сильным манипуляциям со стороны
В прошлом году популярное издание The Guardian провела собственное расследование. В ходе эксперимента выяснилось, что поисковик Google подвергается слабо контролируемым манипуляциям со стороны неких лиц или организаций.
В итоге поисковик дополнял запросы неполиткорректно и весьма сомнительно с точки зрения этики: например, «евреи...злые», «женщины...зло», «чернокожие...совершают преступления». Учитывая, что такие запросы наблюдают миллионы людей, у пользователей может сложиться впечатление, что это самые популярные запросы среди народных масс. Это формирует общественное мнение.
8. Нерегулируемость
Поисковики не регулируются ни моральными, ни правовыми нормами. В то же время в них отсутствует и прозрачный механизм саморегуляции. Если откинуть в сторону рассуждения о демократии, по факту это дает собственникам поисковика полную власть над мнением огромного количества людей. Можно влиять на политические взгляды, продвигать лженаучные аргументы и формировать градус накала по резонансным явлениям и событиям в обществе. Никто ничего достоверно не знает об одном из самых главных источников «правды» в современном мире, а значит, и рычагов влияния на поисковики нет.
9. Поиск делает мышление пассивным
Термин «Google-эффект» описывает особенности влияния интернета и технологий в целом на память современного человека. Многие за ненадобностью просто перестают запоминать то, до чего можно беспрепятственно добраться несколькими кликами мышки. Изначально это касалось в основном каких-то энциклопедических данных: забыл факт, дату, формулу, определение – нашёл нужную информацию через поисковик. Затем постепенно алгоритмы стали заменять принятие человеком собственных, самостоятельных, обдуманных решений.
Если в поиске фактов через Google учёные не видят негативного влияния на общий уровень интеллекта, то поиск каких-то готовых ответов на принципиальные вопросы опасен для пользователей. По мнению известного психолога Гари Кляйна, при такой тенденции люди начинают утрачивать способность мыслить критически.
10. Поисковики продают цифровую идентичность
Основная причина неприязни к поисковикам в том, что они собирает подробные данные о пользователях. Почта, поиск, рабочие документы – Google знает о клиентах практически всё. Предпочтения, желания и интересы пользователей активно продаются рекламодателям, а клиент взамен получает навязчивую рекламу всего подряд.
И тем не менее, несмотря на осознание всех минусов поисковиков, каждый из нас (при наличии интернета) раз за разом кликает в поисковую строку, в большинстве случаев не задумываясь ни о достоверности выдаваемой информации, ни о справедливости ранжирования ссылок, ни о ущемлении собственного мышления.
Источник: https://hightech.fm/
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии