Здоровье
114 304

Чтение развивает мозг даже в 90: почему никогда не поздно начать

Чтение развивает мозг даже в 90: почему никогда не поздно начать

В школе нам часто говорили: «Читайте — это развивает мозг». Тогда казалось, что это просто педагогический трюк. А что говорят современные учёные? Как работает мозг во время чтения, и правда ли, что это помогает ему развиваться?

Исследователи из Института когнитивных наук и мозга имени Макса Планка (Германия) провели масштабный анализ и выяснили: чтение задействует практически все участки мозга. О результатах этого исследования поговорил с доктором биологических наук, физиологом и психологом, профессором Марьяной Безруких.

Мозг работает весь

Раньше считалось, что чтение — это просто визуальное восприятие текста. Теперь известно: всё гораздо сложнее. Во время чтения мы не только распознаём буквы и звуки, но и подключаем внимание, память, контроль и даже эмоции. Весь мозг включается в работу, вплоть до глубинных (подкорковых) структур. И это не работа одного какого-то «центра чтения» — это взаимодействие целой сложной нейросети.

Что показали современные исследования

Раньше для изучения мозга использовали варварские методы — например, в 1920-х годах учёные удаляли у собак части мозга. Сейчас наука шагнула далеко вперёд: мы можем видеть активность мозга благодаря МРТ.

Учёные из Германии изучили данные 163 различных экспериментов, где исследовались разные виды чтения — вслух, про себя, на родном и иностранных языках, настоящие слова и вымышленные, типа «глокая куздра». Это был первый в истории такой комплексный метаанализ.

Выводы оказались удивительными. В процессе чтения участвуют оба полушария мозга, но особенно неожиданным стал вклад мозжечка — той части мозга, которую традиционно связывают с координацией движений. Оказалось, что он активен не только при чтении вслух, но даже когда мы молча проговариваем текст про себя. Левая часть мозжечка особенно включается в осмысление прочитанного.

Чтение как тренажёр для мозга

Мозг работает во время чтения — это и так понятно. Но становится ли он от этого лучше? Ответ — да. Всё дело в нейропластичности: мозг способен создавать новые клетки и связи, перестраивать сети и обучаться на любом этапе жизни.

Чтение — мощный стимул для формирования новых нейронных цепей, потому что эта способность не дана нам от рождения. Мы вынуждены обучаться чтению, и в этом процессе задействуются всё новые участки мозга. Причём чем сложнее текст, тем больше «работает» мозг.

В чтении участвуют минимум 32 области мозга! Это рекорд по сравнению с другими когнитивными задачами. И чем чаще и глубже мы читаем, тем активнее развивается мозг.

Никогда не поздно начать

Многие с возрастом жалуются: «Голова уже не та». Но чаще это вопрос не возраста, а привычек. Если мозг не получает новых задач, он «засыпает». Это может привести к когнитивному снижению. Однако если вы начнёте снова тренировать мозг, процесс можно повернуть вспять — даже в 80 лет в мозге продолжают образовываться новые клетки!

Мозг развивается всегда, если его «задействовать»: читать, учиться, разгадывать кроссворды, заниматься музыкой, рукоделием. Всё это — профилактика старческого снижения активности.

«Не могу» — это самоограничение

Многие люди среднего возраста и старше говорят: «Я не освою смартфон, у меня память уже не та». На деле, это просто внутренние барьеры. Если человек никогда не учился — конечно, ему тяжелее. Но учиться возможно в любом возрасте, хотя и с разными усилиями. Главное — желание.

Немного истории

Интересно, что в античные времена письменное слово не сразу признали полноценным источником знаний. Платон считал, что услышанная информация воспринимается лучше, чем прочитанная. А в VI веке нашей эры люди удивлялись, как святой Августин может читать без движения губами — это было почти чудо!

Книга долгое время считалась чем-то «вторичным» по сравнению с устной речью. Только с развитием книгопечатания ситуация изменилась, и доступ к знаниям получил каждый.

А сегодня у нас новая проблема — смартфоны отвлекают от чтения. Одни предлагают использовать видео и адаптировать обучение под новые реалии. Другие убеждены: нужно всё же приучать детей к бумажной книге — как бы сложно это ни было.

Главные новости Бреста за неделю