В Беларуси планируется внести поправки в Уголовный кодекс
В Беларуси готовится к рассмотрению проект закона о внесении изменений в некоторые кодексы. В чём его суть и какие подводные камни есть – попробуем разобраться.
Начнем с того, что законопроект был принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении. Его суть – смягчить ответственность, в частности – уголовную, за нарушения, совершённые в рамках законной экономической деятельности. При подготовке данного законопроекта, было рассмотрено свыше 100 предложений по изменениям и дополнениям в действующий закон. В ходе подготовки рассматривались наработки группы специалистов, работающих по данному вопросу по поручению Совета министров Беларуси.
Какие же изменения грядут в закон?
Согласно изменениям, которые могут вступить в силу, к Главе №25 Уголовного кодекса может быть закреплено положение, в котором говорится о том, что если человек за совершение экономического преступления осуждается впервые, и не представляет общественной опасности, то такое наказание, как лишение свободы, к нему применяться не будет. Однако, данный подход не будет распространяться на контрабандные случаи и незаконный экспорт.
Рассматривается вариант того, что в подобных случаях, человек, совершивший преступление экономического характера, должен будет возместить ущерб, который, кстати, будет увеличен, а после чего, к примеру, лишён права занимать определённую должность или же в целом заниматься определённой деятельностью. Если же говорить о размере ущерба, то сейчас крупный, или же особо крупный размер ущерба, может «вырисоваться» при заключении даже самой незначительной для предпринимателя сделки.
Согласно новым изменениям, которые в скором будущем могут быть приняты, крупный ущерб, это сумма, превышающая базовую величину в 1 000 раз. На сегодняшний день (если бы законопроект был в действии) – это сумма составляла бы 24 500 (или же 11 448 долларов США в эквиваленте). Особо крупным – если превышение составит 2 000 БВ. На сегодняшний день особо крупным считается преступление, повлекшее ущерб, превышающий 1 000 ВБ.
Важным новшеством является существенное «утягивание» сферы применения конфискацииимущества. К примеру, планируется убрать из «уголовки» наказание, при котором осуществляется общая конфискация. Однако, сохраняется пункт о специальной конфискации, где речь идёт о изъятии того имущества, которое было добыто преступным путём.
Стоит отметить, что сейчас конфискация имущества применяется не как основной, а как дополнительный вид наказания. За тяжкие и особо тяжкие преступления. В этом случае изымается либо всё, либо часть имущества, и переходит оно, разумеется, в собственность государства. Однако, как заверяют юристы, лишение имущества, которое было приобретено законно и никак не связанного с преступлением, противоречит многим, если не всем, принципам неприкосновенности права собственности.
Что еще…
Корректировки не коснуться статьи ст. 234 – «Лжепредпринимательство». Это оказалось неприятной новостью для как для представителей бизнеса, так и для самих депутатов. Бизнес-союзы уже долгое время настаивают на том, чтобы данная статья вовсе исчезла из УК. Особая надежда на это появилась после появления Декрета «О развитии предпринимательства».
Изменения также не коснуться и статьи 242 «Уклонение от погашения кредиторской задолженности». Стоить отметить, что согласно этой статье, уклонение предпринимателя или юрлица от погашения кредита (учитывая, что было принято соответственное судебное постановление) и при том, что возможность это сделать есть, влечет за собой наложение штрафа, ограничение в занимаемой должности или же деятельности, и даже ограничение или же лишением его свободы на 2 года.
В первой же части статьи 240 «Преднамеренная экономическая несостоятельность (банкротство)» также возможны изменения. Вместо 3 лет ограничения или лишения свободы, будет 2 года.
Исключения из Кодекса
Из УК исключается сразу две статьи. А именно: № 244 «Нарушение антимонопольного законодательства» и № 249 – «Дискредитация деловой репутации конкурента». Для статьи 252 «Коммерческий подкуп» санкции не изменятся, однако появится дополнение, в котором речь идёт о том, что лицо, предоставляющее вознаграждение, не будет нести уголовную ответственность. Однако, лишь в том случае, если в данном факте у него вымогали данное вознаграждение. Второй вариант, при котором человек будет освобождаться от уголовной ответственности – если он сам после того, как предоставил вознаграждение, добровольно заявит о случившемся факте и будет активно содействовать в раскрытии или же расследовании данного преступления.
Вторую часть статьи 255 «Разглашение коммерческой тайны» также панируют убрать. Согласно ей, лицо, которое разгласило коммерческую тайну должно было наказываться штрафом, или же ограничением свободы на 4 года, а при особых случаях – лишением её сроком аж до 5-и лет.
Что еще?
Планируется, что некоторые изменения в УК будут направлены на реализацию положений международных конвенций, которые были ратифицированы Беларусью. В частности, появится поправка в которой будет прописана ответственность за дачу взяток должностному лицу не на прямую, а через третьих лиц и в их пользу. Кроме этого, предлагается узаконить подкуп работников госсектора, не относящихся к должностным лицам. Сейчас подобная ответственность предусмотрена, однако лишь для работников частных организаций. Хотя, как показывает юридическая и судебная практика – распространено данное преступлением в сфере государственных закупок и в госсекторе.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии