Почему война «Хамас» с Израилем началась сейчас и как ее пропустила разведка

Война
08:25
273 704 просмотра

На третий день войны на Ближнем Востоке армия Израиля перешла к фазе «полного уничтожения» «Хамас» и начала блокаду сектора Газа, а «Хамас» продолжила обстреливать города Израиля.

Число погибших превысило 1400 с обеих сторон — около 900 израильтян и более 500 палестинцев. Почему война началась именно сейчас, как нападение могла пропустить разведка, что происходит на рынках и чего ждать дальше.

Как израильская разведка пропустила атаку?

Начавшаяся в субботу война Израиля и «Хамас» стала самым значительным обострением на Ближнем Востоке со времен войны Судного дня 1973 года. В понедельник стороны продолжили наносить удары по позициям друг друга.

Один из главных вопросов, который сегодня обсуждается: как разведки всего мира пропустили подготовку такой крупной атаки «Хамас» на Израиль. Reuters пишет, что «Хамас» целенаправленно пару последних лет создавала у Израиля уверенность, что не хочет войны, в то время как «Исламский джихад» и ливанская «Хезболла» отвлекали на себя внимание израильских спецслужб.

По версии колумниста Дэвида Игнатиуса, Израиль не ожидал от противника такой изобретательности и организованности. «Злодейство такого масштаба казалось в буквальном смысле немыслимым», — пишет он. Израиль не думал, что «враг способен атаковать сразу с воздуха, земли и моря» и сможет сохранить подготовку такой операции в секретности, добавляет он.

Основной ударной силой нападения была примерно тысяча хорошо подготовленных боевиков, включая воздушный десант на дельтапланах и парапланах. Стену на границе Газы с Израилем прорывала спецгруппа из 400 человек. Сначала ее подорвали, после чего в прорыв вступили передовые отряды на мотоциклах. Им помогали заранее подготовленные бульдозеры, после чего вглубь Израиля выдвинулись диверсанты на автомобилях. «Спецназ атаковал первые линии израильской обороны, напал на спящих в казармах солдат, захватил базы и штаб управления на юге от Газы».

Как утверждают СМИ, планировать атаку «Хамас» помогали специалисты иранского Корпуса стражей исламской революции, а зеленый свет операции был дан 2 октября на встрече в Бейруте.

Почему сейчас?

Второй вопрос, обсуждаемый аналитиками, — почему «Хамас» решила действовать сейчас. Колумнист Джон Аутерс видит причину в благоприятной для группировки рыночной конъюнктуре. «От высоких цен на нефть всегда смелеют те, кому они приносят выгоду. К тому же США сейчас пытаются организовать альянс Израиля и Саудовской Аравии, вероятно, в обмен на гарантии безопасности. Это хорошо для США и Израиля и просто ужасно для Ирана, который в результате окажется в изоляции от арабского мира», — пишет он.

Атака «Хамас» призвана «спровоцировать реакцию, в идеале — чрезмерную реакцию», полагает Аутерс. Задача палестинцев, по его мнению, — «спровоцировать Израиль на конфликт с Ираном и разрушить достигнутое на дипломатическом поле с саудитами». Такая же мысль высказывается в колонке Financial Times, но с оговоркой, что организованность атаки «Хамас» наводит на мысль, что она готовилась годами.

Еще одно благоприятное обстоятельство для палестинцев — это внутриполитический кризис в Израиле, вызванный судебной реформой, сказал старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ Андрей Зелтынь.

Как рынки отреагировали на войну

Новая ближневосточная война повысила волатильность на мировых рынках — на регион приходится треть мирового экспорта нефти. Brent утром в понедельник на азиатских торгах дорожала на 5%, до $89. К вечеру она торговалась в районе $87,9 за баррель, подорожав примерно на 3,9%. Нефть WTI прибавила в цене 4,1% и стоила около $86,2. Любое продолжительное ралли в нефти — это дополнительный налог на потребителей и источник инфляционного давления на мировую экономику.

Роль самого Израиля в мировых поставках нефти незначительна, но есть риск втягивания в войну США и Ирана. А Иран в этом году стал основным источником дополнительных объемов сырой нефти на фоне сокращения поставок из России и Саудовской Аравии. Любые санкции против Ирана, если подтвердится, что он помогал планировать атаку «Хамас» на Израиль, могут ограничить поставки нефти из этой страны. Кроме того, любая месть Тегерану угрожает судоходству в Ормузском проливе, контролирующем весь Персидский залив.

Инвестбанки по-разному оценивают возможные последствия войны для рынка нефти. По мнению Citigroup, Саудовская Аравия теперь откажется от снижения добычи. В Morgan Stanley полагают, что США и Иран не будут вовлечены в конфликт, поэтому его влияние на нефтяные цены будет ограниченным. Аналитики Societe Generale ожидают роста цен на нефть на $5–10.

Фондовые рынки пока реагируют сдержанно (подробнее можно прочитать здесь). Индекс S&P 500, Dow Jones и Nasdaq на открытии снижались на 0,3%, 0,1% и 0,6% соответственно, германский DAX к вечеру упал на 0,8%. Израильский Tel Aviv 35 в понедельник вырос на 1% после падения на 6,5% в воскресенье. «В краткосрочной перспективе на рынках будет наблюдаться некоторая волатильность, но мы ожидаем, что она будет управляемой, — сказал макростратег из BNY Mellon. — Банк Израиля обладает большим опытом в таких вопросах».

Под сильным давлением оказался израильский шекель, упавший по отношению к доллару до самого низкого уровня с 2016 года. Шекель дешевеет, даже несмотря на то, что центробанк Израиля объявил о беспрецедентных мерах поддержки нацвалюты — продаже долларов на $30 млрд и свопах на $15 млрд. Турецкая лира на открытии в понедельник обновила исторический минимум, опустившись до 28 лир за доллар. Рубль на Мосбирже с утра ослабевал до 101 за доллар, но к закрытию укрепился до 99,3 рубля за доллар.

Что дальше

Главный вопрос сейчас — будут ли втянуты в войну Иран, США и ливанская «Хезболла». Опасность прямого столкновения двух ядерных держав — США и Ирана — не поддается рациональной оценке. Что касается «Хезболлы», то ее вступление в конфликт угрожает неконтролируемой эскалацией. Израилю будет тяжело воевать на два фронта, к тому же у ливанской группировки большие запасы ракетного оружия.

Сейчас же у Израиля вряд ли есть выбор, кроме как отправить войска в Газу, хотя бы для того, чтобы освободить заложников, считает колумнист Марк Чемпион. Под вопросом остаются только размах и тип вторжения. Взятие плотно населенного (2 млн человек) сектора Газа под полный контроль потребует самой жестокой и сложной формы войны.

Источник: The Bell