БПЛА: от инструментов к экосистеме войны

Еще в 2019 году обсуждение внедрения ударных беспилотников сопровождалось критикой: мол, новые технологии вытеснят пилотируемую авиацию и сделают ненужными лётчиков. Но реальность оказалась иной. Развитие БПЛА идет полным ходом, при этом живой человек на поле боя по-прежнему незаменим — просто его роль становится иной.
Ранее каждое новое поколение боевых самолетов стремилось к максимальным лётно-техническим характеристикам. На смену массовым моделям приходили более сложные и дорогие машины — как, например, МиГ-21 и F-16. Та же логика применялась и к системам ПВО: уничтожение дорогостоящей цели оправдывало расход десятков ракет.
Сегодня же на арену вышли новые игроки — дешевые, простые и массовые дроны. То, что ещё недавно казалось фантастикой — например, запуск 1000 иранских беспилотников по Израилю — стало рутиной. В зоне СВО сейчас в день может использоваться и больше. Причём БПЛА становятся не только многочисленными, но и всё более интеллектуальными.
Современное ПВО оказалось не готово к такой угрозе. Слишком дорого сбивать копеечные дроны дорогими ракетами. За одной «Геранью» тут же последуют десятки других — и у противника просто не хватит средств на перехват.
Именно это открывает дорогу новой концепции — "рою дронов". В отличие от просто группового запуска, рой — это автоматизированная система: дроны сами определяют цели, распределяют задачи, атакуют. Участие оператора минимально — максимум, он подтверждает цель. Если на вас летят семь дронов, каждый под управлением отдельного оператора — это не рой. А вот двадцать машин, координируемых системой, которая выбирает нужное количество атакующих — это уже настоящая автономная система поражения.
История словно делает виток: воздушная война снова напоминает отражение атак воздушных армад, только теперь вместо бомбардировщиков — автономные БПЛА.
И это только начало. Уже сейчас появляются специализированные дроны для снабжения, ретрансляции сигналов, установки минных заграждений. В ближайшее время нас ждет бум беспилотников для разминирования, охоты на авиацию и других узких задач. Если раньше идея "дрона против истребителя" вызывала скепсис, то теперь — с ростом скорости, точности и автономности — она всё больше становится реальностью.
При этом классическая пилотируемая авиация не исчезнет. Но требования к лётчикам возрастут: придётся противостоять не только человеку, но и алгоритму.
Самым сложным вызовом становится не столько производство, сколько адаптация. Невозможно создать "дрон впрок" — технологии устаревают стремительно. Попытка стандартизировать производство по строгим уставам приведет к отставанию от гибких, собранных на ходу решений. Сегодня побеждает не тот, кто делает идеально, а тот, кто делает быстро и в нужный момент.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии