В России создают новый чудо-самолет «Чайка»
В России могут запустить новый вид транспорта – экранопланы.
Как рассказал «РИА Новости» председатель совета директоров ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева Георгий Анцев, новый экраноплан «Чайка», который сейчас разрабатывается в нашей стране, может стать универсальным транспортным средством и базироваться на воде, берегах с небольшим уклоном и даже на обычных аэродромах.
– Он может иметь хорошую амфибийность и выходить на берег с уклоном до 5 процентов, а также на внеэкранных режимах перелетать как самолет, чтобы базироваться на аэродромах. Туда возможно установить шасси, – сказал Георгий Анцев, председатель совета директоров ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева.
Масса нового экраноплана составит 54 тонны, из которых 15 тонн — это полезная нагрузка. Экраноплан «Чайка» будет способен летать на расстояние до 3 тысяч километров. При этом возможности «Чайки» позволят использовать ее и для освоения Арктики — господин Анцев уверяет, что экраноплан будет подвержен влиянию погодных условий меньше, чем стандартные для Арктики вертолеты. При этом летать «Чайка» может как в режиме экраноплана (то есть держаться над водой за счет повышенного давления под крылом), так и в режиме «обычного самолета» — благодаря этому «Чайка» сможет облетать препятствия, которые она может встретить на пути (например, небольшие острова или корабли).
– В грузовом отсеке экраноплана может находиться спасательный катер, с помощью которого можно будет провести аварийно-спасательные, досмотровые работы. Потом катер можно погрузить обратно и спокойно улететь. Это неожиданная для всех возможность с открытой аппарелью находиться на воде, – говорит Георгий Анцев.
Однако пока у нового проекта нет достаточного финансирования.
Что такое экраноплан
«Эффект экрана» у самолетов впервые был обнаружен около 100 лет назад — при заходе на посадку заметно увеличивался подъемный эффект, и самолет некоторое время летел очень низко над землей, словно не желая садиться. Этот эффект вызван своего рода воздушной подушкой, которая появляется от нагнетания воздуха под крыло летательного аппарата.
Преимущества экранопланов были очевидны – они обладали большей грузоподъемностью, нежели самолеты, были незаметны для радаров (что важно для военного использования), и ровно заасфальтированная взлетная полоса им тоже не нужна. В 1932 году Павел Гроховский (более известный как создатель хлопчатобумажного парашюта) разработал схему экраноплана с двумя двигателями, которая стала основой для большинства последующих разработок.
Каарио и его разработка. Фото: Alternative Finland
Первый прототип экраноплана построил финн Тойво Каарио еще в 1935 году. А в СССР ими занялись в 50-е годы. Советские разработки экранопланов связаны в основном с двумя людьми. В 1955 году Роберт Бартини из Сибирского НИИ авиации публикует проект «летающей лодки-бомбардировщика»; параллельно с ним в Нижнем Новгороде разработку экраноплана начал Ростислав Алексеев.
Конструктор Алексеев за работой. Фото: Русская семерка
Советские разработки
Именно работы Алексеева дали старт проекту «Каспийского монстра». На самом деле аббревиатура КМ на его борту означала «Корабль-макет», но прозвище, данное иностранными спецслужбами, вытеснило первоначальное значение. Аппарат длиной 92 метра и весом 544 тонны был построен в 1964-1965 годах и стал самым тяжелым летательным аппаратом в мире на тот момент — лишь через 23 года этот рекорд перекрыл Ан-225.
Огромная машина в процессе испытаний показывала феноменальные качества: развивала скорость до 450 километров в час и устойчиво шла над водой на высоте 4 метров. За штурвал машины регулярно садился сам Алексеев — и ради демонстрации устойчивости аппарата иногда даже выключал в полете двигатели. К сожалению, в 1980 году, уже после смерти конструктора, уникальный экраноплан из-за ошибки пилота затонул при аварии.
Каспийский монстр. Фото: Популярная механика
В 1972 году конструкторское бюро Алексеева разработало экраноплан «Орленок» для нужд военно-морского флота СССР. Эта машина была не такой впечатляющей, как КМ (ее длина составляла чуть более 50 метров, а максимальная взлетная масса — 140 тонн), зато их успели произвести целых 5 штук. Из «Орлят» даже сформировали отдельную авиагруппу. Планировалось произвести 24 подобных экраноплана, но после смерти министра обороны Дмитрия Устинова все работы по созданию экранопланов в СССР свернулись: новый министр Соколов оказался «фанатом» подводных лодок.
Последним советским экранопланом стал «Лунь». Машина, созданная на основе «Каспийского монстра», была спущена на воду в 1986 году. Она задумывалась как мощное оружие в борьбе с авианосцами. Экраноплан оснащался сверхзвуковыми противокорабельными ракетами, а для борьбы с авиацией на «Лунь» устанавливали зенитные орудия калибра 23-мм.
После развала СССР экранопланы фактически стали страницей истории. Периодически наблюдались всплески интереса к этим машинам — например, в 2003 году о начале разработки экраноплана объявляла компания Boeing, но проект так и остался на уровне эскизов. Несколько российских и китайских компаний сейчас также ведут разработку компактных экранопланов для спасательно-поисковых нужд, но ни один из этих проектов так и не доведен до коммерческого использования.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии