ПРОЗА ЖИЗНИ от Ивана Орлова. Тариф на смазку лифта
В один из исполнительных комитетов города пришла жалоба от неравнодушного, в том числе и к себе самому гражданина. В своём послании к нижней ступени вертикали он поднимал насущный по его понятиям вопрос. Суть претензии в следующем. Гражданин, давайте назовём его хоть Гриша, житель Ленинского района, задаётся сакраментальным вопросом. Я, гласит Гриша, живу на втором этаже 12-этажного дома (брестский стандарт). Почему я и мой сосед с двенадцатого этажа платим одинаковый тариф за пользование лифтом? Вопрос его был направлен явно не по адресу. Районный исполком не уполномочен регулировать цены на то, какое тело по весу и на какое расстояние по высоте поднимется на коммунальном механизме.
Письмо было перенаправлено в предприятие жилищно-коммунального хозяйства. А уж там неугомонному искателю лифтовой правды дали ответ, простой как правда: все претензии к составителям Жилищного кодекса РБ, почему они не прописали в своих нормативах тариф, исходящий из потребностей в лифте конкретного жильца реального этажа. Конечно, плата за лифт несопоставима с платой за отопление, в стандарте двушка на троих соответственно – 1.27 и 20.10. И, тем не менее, когда оплачивать коммуналку нам предлагают по-западному, в полном объёме, а зарабатывать дают, за редким исключением, как где-нибудь в Средней Азии, приходится считать и те выплаты, на которые в более жирные годы нашей жизни просто не обращали внимания. Как тут не вспомнить семидесятые годы прошлого столетия, когда советский трудящийся платил за всю электроэнергии. 12 копеек в месяц.
Вообще, деятельность жилищно-коммунального хозяйства довольно закрытая. Несмотря на призывы президента сделать работу ЖКХ прозрачной и экономичной, мы так и не знаем в деталях, из чего составляются те цифры, что читаем в ежемесячных извещениях из ЖЭСа. Зато регулярно, для напоминания, публикуются кары, применяемые к злостным неплательщикам от отключения света, газа и воды до полного и тотального выселения. У нас по-прежнему нет рынка коммунальных услуг. ЖКХ – монополист. Экономисты говорят, что в современной экономике (не только белорусской) лишь меньшая доля цен складывается в условиях конкуренции, а в основном она устанавливается ведущ ими корпорациями по формуле: издержки производства плюс надбавка, образующая прибыль. При конкуренции надбавки приходится снижать, следовательно, ломать голову над тем, как снизить издержки.
Так, а что же посоветовать седому и неугомонному Грише? Подсказал знакомый налоговик. Пусть, лоббирует у депутатов такой, например, вариант. Жильцы самого верхнего этажа платят этот самый рубль с копейками. Все, кто ниже, – уплачивают тариф с понижающим коэффициентом, вплоть до счастливчиков с первого этажа, которые не платят ничего. Лично меня, живущего на третьем, такой вариант устраивает. Если бы были у нас вместо ЖКХ управляющие компании, не такие, конечно, печально известные, как в России, а нормальные, многие насущные вопросы горожан решались бы, как говорят, в рабочем порядке. Но пока увы… Футуролог Френсис Фукуяма пошутил как-то: «Если из инструментов у тебя в руке только молоток, все проблемы выглядят, как гвозди».
Блогер портала – Иван Орлов. Краткая биография: родился при Никите Хрущёве, пережил пять Генеральных секретарей ЦК КПСС и единственного президента СССР. Всеми остался неудовлетворён, как и они им. Расстались без надрыва. Десять лет был рок-музыкантом, 25 – журналистом, полтора года трудился санитаром в психиатрической клинике. Написал 12 книг. В России опубликованы шесть книг плюс четыре публикации в журналах. Лауреат фестиваля солдатской песни Московского военного округа (1979), лауреат Всероссийского конкурса современной прозы (2009), лауреат Международного конкурса имени Сергея Михалкова (2012).
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии