Дворовые игры нашего детства, которые сейчас мало кто помнит
В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов – теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.
Казаки-разбойники
Это одна из самых популярных дворовых игр прошлого века. Однако, возможно, своими корнями она идет далеко в прошлое, так как точное время возникновения «казаков» неизвестно. Говорят, название игры возникло исторически: еще в царской России казаки действительно охраняли мирных жителей от нападений разбойников.
Как играть:
Участвует от 4 человек, чем больше, чем лучше. Сначала с помощью жребия ребята делятся на две команды, «казаки» и «разбойники» соответственно. Задача «разбойников» - как можно быстрее убежать по нарисованным стрелкам и спрятаться, цель «казаков» - найти и поймать «неугодных».
У каждой из команд есть «атаман», если по-простому – капитан. В начале игры «разбойники» должны собраться и загадать слово-шифр, после этого они берут мелки и убегают. «Казаки» же перед игрой должны определить место для «темницы», куда будут заключать пойманных «разбойников». Когда время на подготовку истекло, «казаки» пускаются в погоню. Примерно каждые 20-30 метров, а также на всех поворотах, «разбойники» рисуют стрелочки, далеко не все из которых могут указывать верную дорогу.
Если «казак» заметил «разбойника», он должен его осалить и отвести в темницу. Если же в тот момент, когда «казак» ведет «разбойника» в темницу, навстречу идут другие «разбойники», они могут осалить «казака», тем самым освободив товарища. Другая возможность сбежать – если «казак» случайно отпустит руку «разбойника».
Когда пойманный «разбойник» оказывается в темнице, у него начинают выпытывать кодовое слово. Самый распространенный способ «пыток» – обычная щекотка. О том, какие методы воздействия можно использовать, а какие – нельзя, лучше договариваться «на берегу».
Но если ты, дорогой «разбойник», уже попал в темницу, не стоит отчаиваться! Возможно, за тобой придут друзья, напав на караульного и позволив тебе сбежать.
«Казаки» побеждают в игре, если выполнено хотя бы одно из условий: узнан секретный шифр или пойманы все разбойники.
Вышибалы (перестрелка)
Эта преимущественно мальчишеская командная игра с мячом направлена на «выбивание» соперников.
Как играть:
Участвуют от четырех человек. Как минимум двое – вышибалы – стоит по разные стороны поля. Их задача – перекидываться мячом, сбивая при этом соперников, стоящих между ними. Также важно, чтобы мяч, брошенный одним из вышибал, был пойман другим, а не упал на землю или не улетел куда-то за пределы игровой зоны.
В свою очередь, те, кого вышибают, должны не позволить себя выбить. Им следует уворачиваться от мяча или ловить его. Последнее может также дать игроку «бонус», сделать его практически «неубиваемым». Когда вышибалы выбили остальных участников, команды меняются местами.
Прятки
Прелесть этой игры в том, что каким бы небольшим ни было игровое пространство, всегда можно изобрести необычное место, где найти тебя будет непросто. Еще один ее плюс в том, что в зависимости от игровой зоны она подходит для детей самого разного возраста. Наверняка и многие взрослые сейчас не отказались спрятаться от проблем в какой-нибудь тихий закуток…
Как играть:
Водящий, выбранный с помощью жребия или считалочки, отворачивается к стене или закрывает глаза и считает до определенного числа (заранее оговариваются число и темп счета, а также территория, где можно прятаться). В это время остальные участники отыскивают местечко поукромнее.
Фраза водящего: «Раз, два, три, четыре, пять» – своеобразный сигнал о том, что он вот-вот отправится на поиски. Тот, кого поймали первым, становится ведущим, но часто игроки не выходят из укрытия, пока «вода» не найдет всех до одного.
Салочки
Еще одна простая игра, знакомая всем, в особом представлении не нуждается.
Как играть:
Сначала выбирают водящего, с помощью считалки, жребия или любого другого способа, затем – определяют, в каких границах будет проходить игра.
Водящий старается поймать всех играющих, прикоснуться к ним. Тот, к кому прикоснулись, считается «осаленным» и начинает ловить других участников сам. Выигравших и проигравших здесь, как таковых нет, логического завершения игры – тоже.
Лапта
Эта игра, история которой насчитывает много лет, сейчас переживает второе рождение.
Как играть:
На ровном поле проводят две линии, расстояние между которыми – примерно 15-20 метров. Одну линию называют городом, вторую – домом. После этого определяют бьющего, который встает за черту города, остальные стоят за «домом». Бьющий подбрасывает мяч и ударяет по нему битой.
Игроки, которые находится за «домом», ждут, когда мяч окажется за линией, чтобы поймать, пока он не очутился на земле. При удаче тот, кто поймал мяч, меняется местами с бьющим. Если мяч поймать не удалось, удар повторяется.
Коробки
В Советском Союзе, одним из развлечений, была игра в этот спичечный коробок.
Как играть:
На коробке писали цифры: 5, 10, 20, 50. Играли во что-то на подобие «тыщи». Набирали 1000 цифрами на коробке. Играли с перебором и без него. Без него играть было проще. Набрал в сумме даже 1005, ты уже выиграл.
С перебором игра затягивалась. Например, набрал игрок 1020. Он перебрал. Следующий его ход вычитал выпавшее число из набранной им суммы. Выпало 10, значит 1020-10=1010. Перебор не ликвидирован. Значит, следующий ход опять вычитается. Потом выпало 20. Значит, 1010-20=990. Теперь недобор. Следующий ход будет суммироваться. И так до тех пор, пока не попадёшь в тысячу.
Играли в «коробок» где придётся. В школе на подоконниках. В подъездах. На лестницах. Кидали его двумя способами. Первый заключался в том, чтобы ударить ногтём большого пальца, так, как на этом видео.
Второй способ. Коробок ложился на ровную поверхность, и игрок пытался закрутить его.
Резиночка
Девичья дворовая игра, которая обладает таким количеством вариаций и усложнений, которыми не могут похвастаться многие современные компьютерные «бродилки» и «стрелялки».
Самой большой сложностью этой игры было найти «ту самую», «правильную» резиночку. В ход могли пойти даже, к примеру, резинки от старой одежды, иногда даже связанные-переплетенные короткие резиночки.
Как играть:
Участвуют от двух человек (конечно, можно и больше, иногда из желающих прыгать могла образоваться нешуточная очередь!).
Резинку либо держат два человека – по одному с каждой стороны, либо привязывают к столбу, дереву или любому другому статичному предмету на нескольких разных уровнях: чем сложнее уровень, тем выше поднимается резиночка.
Участники по очереди выполняют разные прыжки-упражнения на всех уровнях. Тот, кто ошибается или задевает резиночку, передаёт эстафету следующему игроку. Затем, когда снова подойдёт его очередь, начинает игру с того места, где ошибся. Можно играть и парами, тогда сбившегося игрока может выручить второй участник.
Упражнений, которые могут выполняться играющими бесчисленное множество: от простых прыжков, до изощренных «ступенек», «конвертиков» и «бантиков». В каких-то задевать резиночку категорически запрещается, а в других главное – наступить на правильную область.
Игра остается примером того, как, используя минимум реквизита, обеспечить досуг детской компании на несколько часов!
Классики
Еще одна известная почти всем игра – «прыгалка». Наверняка вы помните расчерченные мелом, а то и краской поля почти в каждом дворе.
Кстати, говорят, что игра появилась в европейских странах еще в Средние века, а возможно, ее корни идут еще от древнеримских развлечений. Тогда в классики играли, в основном, мальчики.
Как играть:
На асфальте расчерчивается поле из нескольких равных по площади квадратов (традиционным считают прямоугольное поле 5х2, но наши дворы помнят множество вариаций). В конце поля обычно рисуют полукруг (в разных вариантах его называют «котел», «огонь», «вода» и т.д.).
Игроки поочередно бросают битку/биту (ей может быть все, что можно бросить – камень, жестяная коробочка, игральный кубик) в первый квадрат поля. После этого игрок перепрыгивает по разным квадратам, толкая битку за собой.
По классическим правилам, в первом и втором квадратах прыгают на одной ноге, в третьем и четвертом – левая на 3-м, правая на 4-м, в пятом – двумя ногами, в шестом и седьмом – как и в третьем и четвертом, в восьмом – на одной, в девятом и десятом – левая на девятом, правая – на десятом.
После этого игрок разворачивается и по тому же пути движется обратно. Если игрок или его битка задели черту, ход переходит к следующему участнику.
Камень-Ножницы-Бумага
Игра, которую все мы знаем с самого раннего детства. И до сих пор взрослые серьезные люди периодически используют ее как помощника в решении сложных вопросов. А самые рьяные любители даже вырабатывают особые тактики и проводят целые чемпионаты.
Как играть:
После ставшей классикой считалочки «камень-ножницы-бумага, раз, два, три!» каждый игрок должен показать рукой одну из фигур («камень» – рука в кулаке, «ножницы» – скрещенные пальцы, «бумага» – прямая ладонь). Выигравшего определяют следующим образом: бумага «накрывает» камень, камень «ломает» ножницы, ножницы «режут» бумагу. Проигравший – выходит из игры. Выигравшие, если их несколько, остаются на следующий кон.
Кстати: Есть очень много вариаций этой игры. Помимо традиционных предметов добавляются колодец («камень, ножницы, бумага и колодец тоже надо»), бутылка лимонада и другое. А фанаты сериала «Теория большого взрыва» также помнят вариант с ящерицей Споком.
Сифа
Еще одно «мальчуковое» развлечение. Девочки редко вступали в такую игру, потому что в качестве снаряда выступала грязная тряпка.
Как играть:
Первый игрок берет тряпку в руки и бросает ее в рядом стоящего участника, крича «Сифа!». Задача второго – поскорее задеть тряпкой какого-то другого участника, иначе «грязный» статус закреплялся за играющим до конца дня.
Обычно игру начинали внезапно, не договариваясь заранее, и далеко не все играющие вообще хотели принимать участие в подобном развлечении.
Море волнуется, раз ...
Еще одна игра нашего детства с въедливой считалочкой и без всякого дополнительного реквизита.
Как играть:
Есть несколько вариантов этой игры, каждый из которых начинается с известной считалочки:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
После произнесения ведущим этих слов игроки замирают в позе какой-либо фигуры. В первом варианте игры водящий должен угадать, какую именно фигуру изобразил игрок. Во втором – выигрывает тот, кто дольше всего продержался в заданной позе, в третьем – побеждает участник, изобразивший фигуру, которая больше всего понравилась водящему.
Конечно, «морской» тематикой ограничиваться не обязательно. Все зависит только от воображения водящего.
Съедобное-несъедобное
Как играть:
Участники выстраиваются в ряд. Водящий бросает одному из игроков мяч, называя какой-нибудь предмет. Правила предельно просты: если предмет «съедобный», мяч нужно поймать, если «несъедобный» – обить. Самый смак игры – в скорости. Чем быстрее ведущий перечисляет названия предметов и чем неожиданнее очередность, тем интереснее. В случае ошибки игрок становится водящим.
Колечко-колечко
Присказку «колечко-колечко, выйди на крылечко», наверняка много кто помнит, но уже не все понимают, откуда она пошла. «Колечком» в игре может служить любой мелкий предмет, главное, чтобы он без труда помещался в руку.
Как играть:
Игроки садятся в один ряд и складывают ладони «лодочкой». Тем временем, водящий по очереди подходит к каждому участнику, приговаривая «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю», и делает вид, что собирается передать колечко. Задача водящего, отдать предмет так, чтобы другие участники не поняли, кто именно стал его обладателем.
В свою очередь, игрок, который получил колечко, должен сделать вид, что ничего не произошло. Когда водящий подошел к каждому из игроков, он отходит на несколько шагов со словами «Колечко-колечко, выйди на крылечко».
В этот момент игрок, получивший кольцо, должен очень быстро подбежать к водящему, а остальным нужно удержать его. Если миссия человека с кольцом выполнена, он становится водящим.
Жмурки
Вариация салочек, отличие которых, как ясно из названия, в закрытых глазах водящего.
Как играть:
Участники жребием выбирают водящего и завязывают ему глаза любой плотной тканью. Затем раскручивают игрока на месте и разбегаются. Водящий должен не только поймать, но и узнать на ощупь, что за игрок перед ним. Если «жмурка» угадал, водящим становится пойманный участник.
Фанты
Игру, без которой раньше не обходился ни один день рождения, помнят и сейчас, производители настольных игр выпускают ярко и необычно оформленные серии. Раньше же игрокам требовалось только много нарезанных бумажек, ручка и хорошее настроение.
Как играть:
Каждый игрок отдает ведущему по одному личному предмету (заколка, игрушка, камушек), затем все участники пишут на бумажке любое задание.
После этого все записки перемешивают и кладут, например, в шляпу, а ведущий, не глядя, вытягивает чей-то предмет и задание. Соответственно, задание выполняет тот человек, которому принадлежит вещь.
Придуманные игроками задания могут быть очень непростыми, однако не нужно забывать, что ты сам можешь вытащить свою записку, и тогда уже отвертеться не получится.
Квадрат
Как играть:
Игровое поле очерчивают квадратом, разделенным, в свою очередь, на четыре равных квадрата меньшей площади. В центре поля рисуют круг, куда подают мяч.
В каждом из квадратов стоит по игроку. Сначала один из игроков бросает мяч в центр. Тому, в сторону чьего квадрата укатился снаряд, следует начинать игру. После того, как мяч касается о четверть квадрата игрока, он должен отбить его (важно помнить, что руками отбивать нельзя).
В этой игре чем больше очков, чем хуже. Очки засчитываются, когда подающий не попал в поле противника или соперник не сумел вовремя отбить мяч на чужое поле.
Если хотя бы один игрок набирал пять очков, игроки менялись «квадратами». Если один из игроков набрал 20 очков, игра заканчивается. Победителем объявляют участника, завершившего игру с наименьшим счетом.
Штандер-стоп (хали-холо)
Как играть:
В игре участвует от трех человек. Водящий, выбранный считалочкой, становится в центр круга, образованного другими игроками. Остальные участники стоят от ведущего примерно в 1-2 шагах.
Водящий подкидывает мяч вверх, называя имя любого игрока, тот должен поймать мяч. Если у него получилось, он становится новым водящим, если же нет – все игроки должны разбежаться в разные стороны. Когда ведущий крикнет «Штандер!» или «Стоп!» остальные игроки должны замереть в одном положении, а водящий, вернувшись в центр круга, должен попасть мячом в другого игрока. Если ему это удалось, тот, в кого попал мяч, становится новым ведущим.
Есть также вариант игры, в котором ведущий после того, как все игроки замерли, выбирает одного участника и угадывает, на расстоянии скольких шагов от него этот игрок находится, а потом, сделав эти шаги, пытается дотянуться до этого игрока.
«Царь горы»
А в этой игре можно продемонстрировать ловкость, напористость, и, конечно, амбиции начинающего монарха.
Как играть:
Один из игроков взбирается на небольшую гору из снега или песка и кричит другим участника: «Я – царь горы»! Затем все остальные пытаются лишить «царя» его титула, захватив горку. Играющие пытаются столкнуть друг друга с возвышения и получить импровизированный престол.
Лучше играть в нее составом не более десяти человек и под присмотром взрослых, если участники совсем маленькие и могут заиграться до такой степени, что веселый поединок станет весьма травмоопасной забавой.
Рыбак и рыбки
Эта игра подходит даже для самых маленьких. Для нее тоже не требуется особого инвентаря, только любая резиночка/скакалка, которая может сойти за удочку.
Как играть:
Игроки становятся в круг, а ведущий, «рыбак», – в центр круга. Задача «рыбака» – раскручивать «удочку», чтобы обеспечить себе улов, цель «рыбок» – перепрыгнуть веревку. Тот, кого поймали, должен выйти из круга.
«Горячая картошка»
Еще одна простая детская игра с мячом, в которую могут играть даже самые маленькие.
Как играть:
Участники встают в круг и начинают очень быстро перекидывать друг другу мяч. Тот, кто не поймал, садится в центр круга на четвереньки. Другие игроки могут спасти «наказанных», кинув мяч в центр круга и попав в нужного им игрока.
«Спастись» самостоятельно тоже можно. Если сидящий в круге, не вставая, поймал летящий над ним мяч, все «наказанные» могут снова войти в игру, а в круг садится тот, кто до этого бросал мячик. Для того, чтобы игра стала более динамичной, мяч часто не ловят, а отбивают.
«Золушка»
Название этой игры с переодеванием, точнее, переобуванием, конечно, возникло неслучайно. Ведь при достаточном количестве фантазии можно было почувствовать себя той самой Золушкой из сказки, помечтать о принце и верить в то, что выдуманная карета не станет тыквой.
Как играть:
Участники, чаще всего это были девочки, садились на скамейку и снимали по одной туфле. Вся обувь складывалась в одно общее место.
Водящий отворачивается, вытаскивает туфлю и называет имя игрока, который должен переобуться, до того момента, пока туфли не закончатся. Чем больше участников, разнообразнее фасоны обуви и размеры ноги, тем интереснее. Что и говорить о том, когда в игру вступают ещё и мальчики.
Бояре или Цепи-цепи-кованные
Как играть:
Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10-15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...». Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет – остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры – собрать в команде как можно больше участников.
Садовник
Как играть:
Каждый игрок выбирает себе имя – название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков.
Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, – отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) – игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
Игры с ножами
Отдельной категорией выделяются игры с не самым безопасным предметом для детей – ножом. Однако эти игры были широко распространены в СССР и 90-е годы.
Игра «Земля» («В землю», «Царство», «Огород», «Чика», «Ножички»)
Эта игра имеет массу разновидностей и нюансов правил, но все они сводятся к одному – метанию ножей с высоты стоящего человека (приблизительно с уровня пояса) в землю так, чтобы бросаемый нож воткнулся. Для этой игры выбирают ровную земляную площадку, на которой чертится круг. Круг разделяется от центра на сектора радиально, количество секторов равно числу играющих. Круг должен быть достаточно большой, такой, чтобы внутри «своей земли» каждый играющий мог свободно стоять.
Начинающего игру определяют считалкой или жребием. Игрок бросает нож в «землю», в сектор, соседний со своим. Если нож втыкается, то по «земле» проводится линия от границы сектора до границы, через плоскость клинка ножа. Тот участник, кому принадлежит этот сектор, выбирает одну из двух частей, а другая передается метнувшему нож участнику. Граница между «землей» метнувшего нож участника и захваченной «землей» стирается, т. е. она присоединяется к «земле» победителя. Если игрок, чья «земля» урезается, выбирает ту часть, которая соседствует с «землей» метнувшего нож, а захваченная «земля» не имеет общих границ с «землей» «захватчика», то следующим броском ведущий игрок должен был пробить коридор к захваченному участку. Если этот бросок неудачен, захваченная предыдущим броском «земля» возвращается изначальному владельцу, а ход передается дальше. В любом случае, переход хода всегда совершается при промахе. По другой версии правил броски совершаются по очереди.
Из игры выбывает тот игрок, размер «земли» которого становится настолько мал, что он не может на нем устоять хотя бы на одной ноге (перед игрой оговаривается, сколько времени должен простоять игрок – на счет до десяти или по числу игроков, или иное время). Побеждал в игре тот, кто захватывал всю «землю».
Способы метания могли быть самыми разными. Но, чаще всего, запрещалось бросать нож вертикально, расположив его острием клинка к земле и удерживая за рукоятку, совершать «бросок», просто разжав пальцы. Нужно было бросить так, чтобы нож вращался.
Для этой игры использовали складные ножи. Как правило, в те далекие времена, когда выбор перочинных ножиков был невелик, мальчишки использовали то, что смогли утащить из отцовского стола или гаража. Применяли и небольшие фикседы, часто самодельные. Большие кухонники не использовали, это было неудобно, да и нагоняй от матери мог «прилететь». А отцы нередко и сами присоединялись к развлечению. «Земля» – настоящая народная мальчишеская игра, в нее играли практически в каждом дворе, а участников могло быть от двух до десяти и более.
«Кораблики» («Морской бой», «Захват»)
«Кораблики» – еще одна популярная игра с ножом. Для нее использовали только складные ножи, у которых лезвие можно достаточно устойчиво раскрыть в положении под 90 градусов к линии рукояти (Г-образно).
На песчаной или земляной площадке рисовали очертание «моря». Для каждого из участников (а их могло быть от двух и более) на береговой линии (границе «моря») рисовали «порт». Первый ход определялся жребием. Нож устанавливался в «порт» игрока так, чтобы он стоял вертикально, опираясь о землю кончиком клинка и задней частью рукоятки, лезвием от игрока. Игрок пальцем наносил толчок (удар) снизу по рукоятке ножа так, чтобы он перелетал в «море» в сторону «порта» другого игрока и при этом вращался. Ход считался успешным, если нож втыкался в землю клинком или падал на рукоять клинком вверх и оставался в таком положении. В первом случае (на стартовом ходе) игрок получал «кораблик», во втором «подводную лодку», которые рисовались на том месте, где упал нож. Следующий ход совершался уже со своего «боевого судна».
Цель игры – захват «порта» противника или противников, если в «Кораблики» играло больше двух участников. Порт считался захваченным, если при очередном броске нож удачно попадал на его территорию. Во время игры можно уничтожать «суда» противника (ход, при котором нож удачно попадает в очертание «кораблика» или «подводной лодки» другого игрока). В этом случае игрок, лишившийся «судна» при переходе хода к нему пытается вывести в «море» новое «судно» (совершает бросок, аналогичный стартовому).
«Морской бой», 2-й вариант
Эта версия игры с ножом несколько менее распространенная, но не менее увлекательная, чем предыдущая. Для нее также используется складной нож, который можно разложить в «Г» образное положение. Эта игра имеет два варианта – неподвижный и подвижный. В неподвижном варианте суть сводится к набору очков до определенной цифры (оговаривается заранее). Нож устанавливается на острие и заднюю часть рукоятки вертикально, как и в игре «Кораблики», броски производятся таким же способом (удар по рукояти снизу вверх). Очки получают за удачные броски по следующей шкале:
- нож упал набок — неудачная попытка, переход хода;
- нож встал в положение, как и до броска (опирается на рукоять и кончик клинка) — «лодка», 1 очко;
- нож вонзился в землю, остался в «Г» образном положении, но на рукоятку не опирается — «лодки», количество очков по количеству «лодок», измеряется количеством пальцев руки, которые помещаются между землей и рукояткой ножа;
- нож вонзился в землю рукояткой, при этом клинок раскрылся вертикально — «крейсер» — 10 очков;
- нож вонзился в землю клинком, при этом клинок раскрылся вертикально — «линкор» — 20 очков;
- нож остался в виде буквы «Г», но стоит, опираясь лишь на заднюю часть рукояти — «флаг» — победа в игре.
Существуют и иные градации (в различных регионах «маркировки» кораблей делают по-разному). В такой вариант играют на земляной или песчаной площадке, иногда и на доске или скамейке.
Подвижный вариант игры «Морской бой» имеет абсолютно другие правила: в него играют аналогично «Корабликам», но с отличиями. Рисуют не «море» а «острова» – круги диаметром приблизительно в 0.5 м. Располагают эти «острова» на отдалении друг от друга. В дальнейшем с территории «острова» игроки производят свои ходы складным ножом, установленным в Г-образное положение, как уже описывалось выше. Далее удачными бросками игроки получают свои «корабли» (также обозначаются кругами диаметром около полуметра) и при каждом новом удачном броске рисуют новые «корабли», перемещаясь к «острову» противника. Задача – уничтожить «остров» противника (или «острова», если игроков несколько), попутно уничтожая его «корабли». В целом игры «Кораблики» и «Морской бой» (2-й вариант) очень похожи, различие в нюансах.
«Города»
Игра в «Города» – практически калька со 2-го варианта «Морского боя». В этой версии рисуют круги на удалении друг от друга, которые называются «городами». Внутри пишут название городов. Суть игры аналогична «Морскому бою». В эту игру часто играют не только отдельные участники, но и команды. Перед игрой каждый участник выбирает способ метания ножа – таким способом он должен совершать все броски. Существуют командные версии игры, в которых для захвата «города» необходимо, чтобы противник привел определенное число игроков или определенное количество условной «техники». В таком варианте каждый тип стартового броска определяет тип этой самой техники. Например, простой бросок – «солдат», бросок с вращением – «танк», сложный бросок – «катюша». Победа назначается за проведение во вражеский «город» 5 «солдат», 3 «танков» или 1 «катюши».
«Танчики»
Эта игра похожа на 1-й вариант «Морского боя», разница лишь в боевых единицах – теперь у вас вместо кораблей танки. Играют до определенного числа очков, а очки начисляют за удачные броски (как описано выше). Существует вариант, в котором используют полностью раскрытый складной нож или фиксед, а очки начисляют за удачное метание в землю различными вариантами. Броски производят из положения стоя. Чаще всего использовалась такая шкала:
- «Танк» – бросок за лезвие (удержание большим и указательным пальцами) — 1 очко;
- «Пантера» – бросок за лезвие, клинок вкладывается между средним и безымянным пальцами — 2 очка;
- «Тигр» – бросок за лезвие, зажатое в кулаке — 3 очка;
- «Катюша» – бросок, как 1-очковый, но локоть метающей руки нужно удерживать второй рукой, протянув ее за спиной игрока — 5 очков;
- «Вертолет» – бросок за кончик лезвия вверх, с вращением — 10 очков;
- «Десант» – бросок за лезвие вперед на значительное расстояние (дистанция оговаривается заранее) – 15 очков.
«Футбол»
Для этой игры используют прямоугольную площадку (доска, скамейка, земляной участок), которую расчерчивают на пять равных участков (поперечно). На торцевых сторонах рисуют полуокружности – это «ворота». Играют вдвоем. Участники по очереди совершают броски оговоренным заранее способом в ближайший к себе сектор. Если бросок удачен (нож воткнулся) – бросают в следующий сектор и так до сектора, смежного с воротами противника. «Гол» засчитывается при удачном броске в «ворота». Игра ведется до оговоренного числа «голов». При неудачном броске ход переходит к сопернику.
Источники: «Вечерняя Москва», Газета.RU, Rezat.ru.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии