Профессор Криштапович: имитационный характер в творчестве МИД Беларуси стал доминирующим

Политика
15:32
3 171 просмотр

Особенностью политического бытия постсоветских образований является декоративность органов государственного управления и имитационный характер деятельности их руководителей. Практически это присуще всем так называемым новым независимым государствам на постсоветском пространстве, за исключением в известной степени России эпохи Путина и Беларуси во главе с президентом Александром Лукашенко. Но что касается чиновничьего аппарата, то он и в путинской России, и в лукашенковской Беларуси в подавляющей своей массе работал и работает по принципу имитации государственной деятельности. В Беларуси это в наибольшей степени проявлялось в работе внешнеполитического ведомства.

А когда министром иностранных дел был назначен Владимир Макей, то имитационный характер в творчестве МИД Республики Беларусь стал доминирующим. Поэтому сегодняшнего белорусского министра иностранных дел с полным правом можно квалифицировать в качестве министра-имитатора.

Разумеется, эта имитационная деятельность на дипломатическом поприще не является какой-то сознательной установкой Владимира Макея, напротив, мы согласимся с тем, что он искренне убежден в обратном, полагая, что благодаря ему белорусское руководство существенно укрепило свои дипломатические позиции в современном мире. Но эта министерская иллюзия о своей работе обусловлена непониманием разницы между субъективным и объективным в реальной политике. К примеру, субъективно политик может считать себя честным, а объективно быть совершенно другим. Точно так же и в дипломатии. Дипломат должен уметь так сказать, чтобы ничего не сказать, а министр-имитатор искренне уверен, что его слова что-то значат в мировой политике.

Отсюда макеевские наивные декламации о суверенной Белоруссии, о белорусских инициативах по проведению совещания по безопасности в Европе (Хельсинки – 2), дифирамбы по адресу программы «Восточное партнерство», как будто присутствие слова «партнерство» в названии данной программы означает действительное партнерство Беларуси с Европейским союзом. Разве опыт ассоциации Украины с Европейским союзом ничему не научил наших дипломатов? Разве не понятно, что Европейскому союзу нужно не партнерство с Беларусью, а ее конфронтация с Россией?

Дипломату-имитатору и невдомек, что похожие слова не всегда означают похожие понятия. Принимая западные слова о партнерстве Европейского союза с Беларусью за чистую монету, Владимир Макей попал в ловушку дипломатической говорильни, выдавая ее за реальную внешнеполитическую деятельность белорусского государства. Раньше или позже эта дипломатическая водянка министра-имитатора должна была лопнуть. И она лопнула.

Поводом послужила разрекламированная государственными и прозападными средствами массовой информации и экспертами «величайшего исторического события в жизни белорусского народа» – приезд Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини. Создавалось впечатление, что к белорусам едет никто иной, как Верховный правитель Европы. Все только ожидали, что приедет барыня и барыня нас научит и рассудит. Но Федерика Могерини не приехала. В знак евросоюзовской солидарности отказались приехать и другие министры, в частности, министры-русофобы (Линас Линкявичюс, Эдгарс Ринкевичс, Яцек Чапутович), которые всячески старались вбить побольше клиньев в братский союз Белоруссии и России.

Пришлось министру-имитатору делать хорошую мину при плохой игре. Прозвучало утешительное заявление МИД Республики Беларусь, что все это мероприятие переносится на 2020 год.

Правда, возникает большой вопрос: доживет ли министр-имитатор до указанного срока? Ведь, «раскритикованный президентом в пух и прах глава МИДа РБ Макей в последний момент отменил визит Могерини от имени Лукашенко, заявив, что тот «не будет сегодня в стране». В итоге аппарат верховного представителя ЕС рекомендовал «беларуским «партнерам» впредь воздержаться от любых обращений в его адрес». Так сам министр-имитатор поставил крест на упрощении визового режима Белоруссии и Европейским союзом. Вот к каким печальным последствиям привело незнание Владимиром Макеем разницы между субъективным и объективным в дипломатической политике!

Если бы Владимир Макей хоть немного чувствовал пульс реальной белорусской жизни, то он бы понимал, что всякие трактовки белорусского пути развития, исходящие из заявлений, что Беларусь – это центр Европы, что отдельно взятая Беларусь способна достичь устойчивого развития представляют собой похвалу глупости. Разумеется, людям свойственно ошибаться, но глупо упорствовать в ошибках. Не нужно политическое упрямство отождествлять с политической принципиальностью.

Небольшое размышление по этому вопросу. Если Беларусь – центр Европы, то зачем мы тогда стремимся на периферию Европы, заявляя, что мы хотим учиться у европейцев демократии и рыночным отношениям. Центр, если он действительно центр, так вести себя не может. В таких непродуманных рассуждениях присутствует та же ошибка, что и у «белорусизаторов», когда к вопросу о белорусском развитии подходят с ученической точки зрения.  Этим обусловлен объективный симбиоз между «белорусизаторами» и чиновничеством в Беларуси.  Гносеологической основой такого симбиоза является как раз школярское прочтение независимости Беларуси и свободного рынка. А политической основой этого симбиоза выступает Эдипов комплекс, то есть скрытое признание того, что Беларусь – не центр, а именно периферия Европы, то есть абсолютно несамостоятельное образование, которое, как периферия, должно послушно выполнять указания европейского Центра (Брюсселя), аналогично, как это происходит в отношениях между учителем и учеником. Вот к чему сводится философия политики и экономики чиновников-имитаторов и «белорусизаторских» радетелей нашей независимости.

Чиновники начитались материалов о целях развития ООН, переписали доклады Программы развития ООН об индексе человеческого потенциала, заучили рейтинги Всемирного банка и бездумно переносят свои шпаргалки на белорусскую действительность, нисколько не сообразуясь с социально-политическим своеобразием Беларуси. А своеобразие это заключается в том, что все эти цели, индексы и рейтинги могут быть достигнуты не в отдельно взятой, «независимой» Беларуси, а в большом цивилизационном сообществе, имя которому Союзное государство. Союзное государство и есть та оптимальная экономическая и политическая форма для белорусского пути развития в современных геополитических условиях.

И Александр Лукашенко поступил совершенно правильно, отказавшись встречаться с Федерикой Могерини. Идти на смехотворный «Минский диалог» (детище Владимира Макея) и слушать карикатурные речи европейских русофобов о «партнерстве» с Беларуси – это то же самое, что совершать насилие над собственной совестью и здравым смыслом и выставлять себя на всеобщее посмешище перед всем честным миром.

В самом деле, к смешному нужно относиться по смешному и этим мы будем относиться к нему серьезно, что и продемонстрировал Александр Лукашенко в отношении такой инициативы, как «Минский диалог».  Владимир Макей, не понимая принципиального отличия смешного от серьезного, попал в смешное положение со своим имитационным «Минским диалогом» по европейской безопасности. И поделом.  Как говорится, «Finita la comedia!».

Лев Криштапович, доктор философских наук. Источник - сайт «Телескоп»