Казахстан погружается в зону геополитического риска

Политика
14:44
15 595 просмотров

12 марта Джо Байден отправил поздравительную телеграмму президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву следующего содержания:

«В этом году Республика Казахстан отмечает 30-летие своей Независимости. Поздравляя Вас с этим событием, заверяю, что моя Администрация придает большое значение работе с Вами и народом Казахстана. На протяжении многих лет мы поддерживаем тесное партнерство в области ядерного нераспространения, укрепления мира и безопасности. Моя Администрация нацелена на углубление нашего стратегического партнерства и продолжение диалогового процесса «С5+1», начатого при участии государственного секретаря Джона Керри 5 лет назад».

А теперь крупными мазками отметим некоторые особенности этого осколка советской империи:

  • также, как и Украина, Казахстан никогда не имел своей государственности до 1991 года, если не считать, конечно, неудачные попытки создания независимых (от узбекских) ханств в средние и более поздние века.
  • на территории Казахстана есть большие северные территории, исторически бывшие российскими, население которых также, в значительной степени, русское, составляющее почти 20% от всего населения страны.
  • органах местного самоуправления в Казахстане один государственный язык – казахский, но «в государственных организациях и наравне с казахским языком официально употребляется русский язык». При этом в стране вспыхивают широкие дискуссии относительно лишения русского языка вообще какого-либо статуса, а также уже запущен процесс замены кириллицы на латиницу. И это при том, что и сами казахи в большинстве свободно (и даже между собой) используют русский язык.
  • Казахстан исповедует ислам умеренного суннитского толка. Не вдаваясь в подробности и оттенки различных исламских течений, следует иметь ввиду, что никакая традиционная «умеренность» никогда не спасала никакой регион от внедрения радикальных течений, в частности, ваххабитского толка, как это в недавнем прошлом произошло в преимущественно суннитской Чечне при активном участии американских спецслужб. Даже православная Украина не избежала религиозного раскола во многом с подачи Запада.
  • в Казахстане много углеводородов и других полезных ископаемых, а богатые прикаспийские нефтяные месторождения принадлежат американским компаниям, что предоставляет весьма опасную почву для политико-экономических манипуляций.
  • несмотря на стремление России стать полностью независимой космической державой, основным космодромом пока ещё остаётся очень удобный Байконур. И хотя, по условиям долгосрочной аренды, это территория России, где действуют российские законы, дискуссии о принадлежности территории площадью 6000 км2 периодически вспыхивают и удержать статус-кво удаётся только потому, что в неё пока ещё активно не вмешивались сторонние игроки.

Резюме.

На мой взгляд, России следует превентивно обратить внимание на Казахстан, дабы он не превратился во вторую Украину, а что ещё хуже – во вторую Чечню. С поправкой, естественно, на статус региона, не являющегося формально внутрироссийским, но имеющим значительное русское население, которому, в случае непредсказуемого (на самом деле, вполне предсказуемого) развития событий, грозит большая опасность.

А что касается Украины, то заметное охлаждение к ней США с потенциальным переключением внимания на другой постсоветский регион, которым, на мой взгляд, как раз вполне может стать Казахстан, укладывается в два аспекта:

  1. Усталость Запада (и США) от непредсказуемости и неуправляемости чёрной дыры и страны-кидалы (по Саакашвили), выразившаяся в оценке её стратегической бесперспективности в качестве мощного антироссийского тарана. Семь лет – большой срок для понимания и принятия соответствующего решения: всё, больше спонсоров для поддержки Украины нет, а всё, что уже выдано, подлежит неукоснительному возврату. Тем более, что вдруг выяснилось – Украина платит миллионы даже за те средства МВФ, которые ей не были выданы ввиду провала в исполнении программы реформ по западным лекалам.
  2. Объявление Госдепом концепции отхода от прямого участия в госпереворотах в других странах по причине большой затратности для бюджета. На практике это означает, что одновременные дорогостоящие усилия по дестабилизации двух и более постсоветских регионов впредь для Америки не по силам, что уже выразилось в значительном ослаблении хватки в Белоруссии. Тем более, что сама Россия, как показал Карабах, в критический момент вполне готова решительно вмешаться и погасить любой вспыхнувший конфликт, даже если он не касается впрямую её самой. Также, как, по всем признакам, готова решительно вмешаться в случае резкого обострения войны на Донбассе, куда толкают уже никому ненужную Украину для последнего решительного броска с предсказуемыми последствиями для её государственности.

В общем, Украину, по всем признакам, сливают, причём явно и не скрывая главной цели, которая, собственно, не скрывалась с самого начала: втянуть, наконец, Россию в войну до «последнего украинца», а самим наблюдать со стороны, размахивая санкционной дубиной и постепенно раскачивая другой значимый постсоветский регион, где далеко не всё зависит от позиции России, но и, в значительной степени, от здравомыслия местных элит.

Источник: Блог Александра Дубровского «ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПРАВИТ МИРОМ»