Беларусь, семь раз отмерь и один раз отрежь

Политика
17:33
11 296 просмотров

Вышло очередное интересное интервью Михаила Веллера о его видении ситуации в Беларуси. Многие мысли, которые он излагает, я разделяю, и это именно то, что меня заставляет писать статьи на тему, чтобы хоть как-то притормозить стремительно развивающиеся события. Дать время нашим людям, нашим предпринимателям, нашим властям принять правильное решение, трезво взвесив и оценив все за и против. МЫ САМИ РАЗБЕРЕМСЯ, КАК НАМ ЖИТЬ.

Беларусь - уникальная страна. Я пишу это не потому что я родился, вырос и живу в ней. Нет. Это на самом деле так. И во многом она уникальна именно из-за того, что Александр Григорьевич Лукашенко является ее президентом 26 лет. Как бы кто к нему ни относился. В 1994 году, когда после развала СССР все вокруг рушилось в попытке перестроится, он остановил многие губительные процессы и начал выстраивать страну заново. Конечно, не все у него получилось. Были и серьезные ошибки, и промахи (не ошибается только тот, кто ничего НЕ делает), но в целом жизнь в Беларуси (многие сферы) существенно отличается (в лучшую сторону) от стран, ранее входящих в СССР. Его критиковали всегда, а особенно в предвыборные периоды. Критиковать проще всего. В наших странах это можно прировнять к национальному спорту. Но думающие люди, которые понимают, как нереально сложно все устроено в экономике, и что нельзя взять все хорошее, при этом не получив и плохое. Что на все нужно время, и выстроить стабильное жизнеобеспечение не получится, если периодически разрушать все, что построено, что существуют внешние силы и международная конкуренция и т.д. и т.п. могут справедливо оценить, что сделал Лукашенко для нас и нашей страны.

Конечно, Лукашенко все это сделал не сам. Но он был, безусловно, двигателем, и когда были критические моменты смело принимал на себя ответственность в, зачастую, непопулярных вопросах. Это касается очень многих вопросов. Последним ярким моментом является его решение касаемо того, как Беларусь будет бороться и переживать пандемию коронавируса. Ранее мы об этом писали

Т.е. он - лидер небольшой страны, способный принимать решения и противостоять ошибочному мнению большинства стран мира, способный противостоять тем чудовищным силам, которые оказывают на него мощнейшее давление. Он может дать надлежащий отпор, и это очень круто!

И сейчас, по моему мнению, стоит задача в том, чтобы без резких движений найти лидера, который будет иметь силы взять все лучшее, что есть в Беларуси, сплотить общество и продолжить развитие страны и экономики. А это совсем не просто, но вполне осуществимо!

Ниже я приведу отрывки из интервью Веллера. Подумайте над тем, что он говорит.

…. Нас никогда не интересовал диктатор как личность. Нас интересовал диктатор как человек, от которого стране и народу может быть польза или вред, а, как правило, и то и другое в какой-то пропорции. И вот сейчас с тем, что произошло в Беларуси, я говорил о той страшной «каше», которая заварится, мы имеем удивительный пример: первый – свобода важнее хлеба. Это была не революция голодных, это не марш пустых кастрюль. Люди вышли протестовать не потому, что бедняки не могут смотреть, как богачи трескаются с жиру, не потому, что нечего жрать и не сходятся концы с концами. Люди вышли протестовать потому что им надоело ощущать себя никем и ничем…

… Вот все сейчас пересуды, что будет с Лукашенко и кто возьмет власть. Сбежит ли он в Россию, отказался ли он бежать в Китай, сбежит ли он еще куда-нибудь… «А что он будет делать?» и так далее. Состоится ли передача власти, а если да, то кому. Будет ли дворцовый переворот. Как там комитет гражданского спасения будет брать у него власть. Ребята, все правильно. Как знали все революционеры, что главный вопрос любой революции - это вопрос власти. Взять власть. А вот когда берут власть, вдруг оказывается, что ты, содравши одно ярмо, и не заметил, как тебе повесили другое.

Что меня поражает. Не выставляются, ну есть же экономисты в Беларуси, есть же политологи, есть же историки. Ну хоть бы кто-то поставил проблему, ребята? Вот мы меняем власть, вот не желаем мы больше диктатора – усатый таракан, черт, дьявол, все неважно. Он свое отработал, мы больше его не хотим. Имеем право его не хотеть и не иметь. Вот когда мы сменим власть, у нас будет что? Мы хотим чего?

Разумеется, мы хотим свободы слова, шествий, демонстраций, печати, телевидения – безусловно. Мы хотим честных выборов на всех уровнях от низовых, региональных до центральных – безусловно. А еще? Что еще?

Потому что когда ставятся только такие задачи, то остальные задачи –базовые - за Вас решают другие. Пока Вы об этом даже не думаете.

И вот здесь обстоятельство первое, которое невозможно устранить - это Россия как сосед. Значит, нужно решать вопрос. Ребят, мы с Россией будем как? Будем ли мы сохранять вот это вот государство Россия-Беларусь, или мы его не будем сохранять? А если будем сохранять, то на каких началах? Хотим ли мы большей интеграции, или меньшей интеграции? Или вообще без интеграции, и хватит нам этой игры в государство? Но это же надо для себя решить, потому что это вопрос, который сейчас решается в Москве с серьезными последствиями для Беларуси. Так, либо иначе. Надо понимать, что, если мы так или иначе, разворачивается Беларусь к Западу, все хорошо, прекрасно это приветствуется, это европейские свободы, европейские гарантии, честные суды и так далее - прекрасно. Значит, куда сбывать продукцию? Практически вся сельхозпродукция идет в Россию. Россия говорит: «Вот как? И без Вас проживем, найдем дешевле и выгоднее». Если Россия закрывает для Беларуси свой рынок, это говорится, а мы вводим санкции. Мы же не обязаны у Вас покупать, вот мы вводим санкции. Что будет делать Беларусь, если Россия закроет для нее свой рынок? Вопрос, который висит все годы, если Россия из принципа «пропадай моя телега» перестанет продавать Беларуси нефть, газ, или же исключительно по мировым ценам… Так вот тот вопрос тоже всегда должен будет решаться. Вы понимаете. Куда сбывать продукцию? Что делать? Россия рядом.

Вопрос следующий, меня удивляет что никто не разбирался. Значит, имеется два очень важных стратегических объекта на территории Беларуси. Один, помнится, называется «РЛС комплекс Волна» - это значит обнаружение, предупреждение ракетного нападения. Это очень дорого стоит, это долго строилось, это все, значит, недалеко от Барановичей. А вторая - это станция слежения ВМФ - узел связи ВМФ Вилейка. У которой держит связь на длинных волнах с российскими подводными лодками в атлантическом океане, в тихом океане, в части индийского океана. Это тоже ценный объект. Ребят, а вот каковы имущественные, юридические взаимоотношения у Беларуси, России с этими объектами… А это, я повторяю, важнейшие элементы оборонной стратегии всего этого военно-оборонного комплекса России. Понимаете? Эти вопросы тоже так или иначе надо решать…

Дальше. Сейчас спрашивают, что, вот олигархи, какого черта они вообще не могут с Белоруссией помягче… Ну что этим олигархам, не могли они продавать эту нефть-газ Беларуси дешевле? Нет. Не могли... И вот нужно всегда иметь ввиду, говоря об отношениях настоящих и будущих Беларуси и России, что Россия, как олигархическая страна, все равно всегда будет мечтать высосать все что можно из Беларуси. Приватизировать и положить в карман. Приватизировать и продать, но уже дороже, и так далее, и так далее. И это обязательно будет. А Вам надо сводить концы с концами…

И еще одна вещь - это взаимоотношения Белорусии и России. Это вечная головная боль. Ребята, империя, я ведь сформулировал, лет уже чуть ли не сорок назад во время советско-афганской войны. Империя существует только в динамическом равновесии центростремительных и центробежных сил…

Что касается вот нынешних настроений, вот нынешних митингов, нынешнего нежелания терпеть дальше диктатора Лукашенко – абсолютно понимаю и полностью разделяю. Господа, вот ну будем считать, что никто не вечен, - и Лукашенко не вечен, - и вот, ну предположим, что хороший вариант. Завтра просыпаемся - Лукашенко куда-то улетел, можно спокойно выбрать нового. По сравнению с падением власти КПСС, по сравнению с поражением ГКЧП, по сравнению с тем, что происходило в Советском союзе в 1989 -91 годах, Вы знаете, борьба с Лукашенко это мелочи. И победа над Лукашенко, которая раньше или позже должна произойти, это тоже мелочи. Потому что убрали КПСС, вовремя не подумали, что будет дальше. Видите, что получилось дальше? Что получилось дальше в России, что получилось дальше на Украине… и что может получиться в Беларуси. Нужно же думать до того, как это упало Вам на голову. То есть, когда Вы убираете одного президента, когда Вы убираете одну власть, когда вы собираетесь производить какие-то реформы, но должен же быть проект того, на что Вы хотите это заменить. Потому что сломать - оно бывает очень трудно, но все-таки гораздо проще. А вот строить гораздо сложнее. И всегда есть спорные варианты. Строить что будем? Товарищи, братья, дорогие беларусы…

…Но главное, что надо знать - что и как дальше, потому что Запад товарами и продуктами переполнен. С Западом экономически сотрудничать трудно. Потому что надо хоть программу составить. Говорю как примитивный бизнес-план. Вот Западу че будем продавать, че будем покупать. Какие возьмем кредиты, с чего будем отдавать. Какой процент переплатим. И как у нас сальдо с бульдо сойдется. Это же заранее нужно посчитать, потому что когда ты уже сидишь в долгах, то считать довольно поздно. Должно же быть какое-то экономическое и политическое обоснование существующего святого, справедливого, правильного движения. Ну ей Богу, ну хоть привлеките специалистов головами, потому что иначе будет как всегда. А «как всегда» - это у революционеров революцию крадут, крадут, понимаете?

... нужно же смотреть, чтобы у Вас революцию не украли те, кто сейчас целится к власти. Вот идет толпа на штурм - энтузиастов, бойцов, храбрых людей, которые возненавидели поганого барона, который сидит в замке 26 лет. А сзади за толпой тихо идут расчетливые люди, которые этим позволят гибнуть на стенах, а потом праздновать победу, а потом, когда они станут разбираться – опаньки - а уже на новых должностях сидят непонятные люди, и говорят речи вроде бы правильные, вроде бы и должности нужные. Проходит два года. Шарах. И опять никуда не повернуться. Вот это вот, к сожалению, обычный путь революций.

Понимаете, у них там на Западе, та же Польша, та же Румыния, там абсолютно иные традиции государственности… Вот Вы несетесь по дороге, но там поворот. Вы несетесь, чтобы дойти первыми до поворота, но нужно же посчитать, подумать, посмотреть, разведать, что за поворотом. Потому что поворот будет неизбежно. Как мы Все пели Цоя «Перемен, мы ждем перемен». Как потом рты разинули в 92-м. Да, нифига себе цены, да, нифига себе сгорело все, что, понимаете, люди накопили и сберегли. Да, нифига себе, откуда все эти, понимаете, «новориши» на стотысячных тачках. Да, чтобы этого не произошло только, очень бы хотелось, а то будет сердце болеть. За удачу Вашу. Счастливо.

Это далеко не полный список важнейших вопросов, над которыми мы должны задуматься в самое ближайшее время.

Автор: Виктор Сагалов