Обзоры
533

Системы оплаты проезда в общественном транспорте

Система, к которой мы все привыкли, работает не только в Беларуси, но и во большинстве стран бывшего Советского Союза. Что не удивительно, все-таки несколько десятков лет это была одна из самых больших стран мира. Даже если учитывать только занимаемую территорию.

Система «оплаты за вход».

Согласно системе, действующей на постсоветском пространстве, вы входите в автобус (троллейбус, трамвай, станцию метро) покупаете или компостируете уже имеющийся талон, фактически платите за вход. Никого не интересует, сколько времени или какое расстояние вы проехали. За исключением водителя, на конечных остановках общественного транспорта. Просто и понятно.

Но, некоторые несознательные граждане считают, что несправедливо оплачивать проезд одной остановки (около 1 км), как проезд между двумя конечными (может быть 10 км и более). Поэтому предпочитают не платить совсем.

Система «оплата за зону проезда», или расстояние.

Мы можем сказать, что принципиально знакомы с ней по системе оплаты железнодорожных переездов в поездах местного значения – электричках или дизель-поездах.

Во многих странах мира – ОАЭ, Испания, Германия и др. – города разделены на подобные тарифные зоны, за каждую из которых назначена плата. Плюсами системы можно воспользоваться, если вы перемещаетесь внутри района или тарифной зоны. Но стоимость проезда может значительно увеличиться, если вам нужно транзитом проехать через несколько тарифицированных районов или просто пересечь границу между двумя районами.

Система «оплата за время». С такой системой многие впервые познакомились в Праге. Здесь предлагается множество вариантов оплаты времени – от получаса до месяца. В течение оплаченного времени вы может пользоваться любым видом транспорта без каких-либо дополнительных сборов. Очень удобно, что проезд можно оплатить из средств на счету мобильного телефона. Только нужно иметь в виду, что вы должны выйти из транспорта до окончания времени поездки.

Что это значит на практике. Вы оплатили час поездки, и зафиксировали время ее начала, например, 14.30. В 14.27 вы пересели, чтобы проехать еще одну остановку, но транспорт задержался на светофоре, пропуская пешеходов, и вы оказались на остановке в 14.32. Если в этот день на линии работает контроль, то вам придется заплатить штраф, как «Зайцу». Это может случиться, как внутри транспортного средства, так и на остановке общественного транспорта.

Минусы системы очевидны. Если транспорт ходит редко или водители часто нарушают расписание в любую сторону – опаздывают либо торопятся -, то вы можете оказаться «зайцем» по неволе.

Каждая из описанных систем оплаты проезда в общественном транспорте предполагает приобретение проездного билета, который можно выбрать с учетом своих предпочтений – по видам транспорта (все доступные или только некоторые), по календарному сроку (от одного дня до одного года), по количеству поездок и др.

В разных городах планеты в разное время проводились эксперименты по «бесплатному проезду». В экспериментальных случаях транспортные расходы ложились на бюджет градообразующих промышленных предприятий.

С точки зрения горожан – система замечательная. Участники и организаторы экспериментов отмечали, что в городах улучшалась экология за счет снижения количества автомобилистов, люди становились более благожелательными и общительными.

К сожалению, в крупных городах использование системы бесплатного проезда мало вероятно. И связано это с финансированием, которое, в идеале, должно идти из средств городского бюджета, а, следовательно, из налогов горожан. Наряду со всеми плюсами может возникнуть социальная напряженность в отношении, например, туристов, безработных, пенсионеров и детей, которые не участвуют в наполнении городского бюджета.