Краудфандинг в Беларуси: как и благодаря чему это работает

Обзоры
01:30
4 400 просмотров

Краудфандинг в Беларуси: как и благодаря чему это работает
Краудфандинг - один из способов привлечения денег в проект. В переводе с английского языка "крауд" - толпа, "фандинг" - финансирование. То есть средства на проект собираются благодаря большому количеству инвесторов.

Продукты и сроки

В крауд-площадку может обратиться любой человек со своим проектом, независимо от степени его готовности. Вам помогут реализовать идею, направить в нужное русло или помочь с запуском готового проекта. Но готовность влияет на срок запуска.

Если вы пришли только с идеей, то на реализацию может уйти год. А вот готовый продукт запускается быстрее.

Для примера возьмем проект "Zhart". Они обратились в первую белорусскую крауд-площадку "Улей". Авторы "Zhart" занимаются производством маек, но захотели сделать свой продукт более доступным и масштабным: для этого нужно увеличить тираж. Просто чем меньше тираж, тем дороже вещь. Подсчеты показали, что "Zhart" нужно получить 1000 предзаказов - это позволит выйти на золотую середину. После всех формальностей запустилась крауд-кампания, которая собрала деньги. Кстати, в два раза больше, чем было необходимо. Взносы инвесторов помогли наладить производство и снизить себестоимость, поэтому цена майки для покупателя упала с 30 руб до 18 во время кампании. Также во время крауд-кампании можно найти крупных заказчиков.

Краудфандинг в Беларуси: как и благодаря чему это работает

Максимальный срок проведения крауд-кампании - 180 дней. Но если за первую неделю удается собрать 20% суммы, то это показатель успеха. Для достижения цели нужно полностью погрузиться в проект: делать объявления в информационных источниках или социальных сетях, проводить мероприятия, посвященные идее, общаться с инвесторами и т.д.

Успешен каждый третий проект

По статистике "Улей", за 2,5 года успешно реализовано 136 проектов. Производство маек "Zhart" собрало 246% от заявленной суммы: заявлено - 18 тыс. бел. рублей, собрано - 44,347 тыс. рублей.

Также удачно прошла крауд-кампания для первой книги диетолога Ирины Кабасакал "От сердца к сердцу", собрав 165%.

Краудфандинг в Беларуси: как и благодаря чему это работает

По статистике, литературных проектов больше: 60% из них успешные.

Обратите внимание, что проекты могут быть разные: книги, вещи, игры, реконструкция зданий и т.д. Обращаться за помощью могут физические лица, предприниматели, юридические лица, различные фонды. Но "Улей" специализируется на бизнес-проектах, а "Талакошт", "Имена", "МаеСэнс" на социальных и благотворительных.

Как это работает?

"Улей" сотрудничает с "Белгазпромбанк", то есть все транзакции проходят через этот банк. Деньги собираются на счет в банке и перечисляются автору проекта после удачного завершения крауд-кампании в течение 3 рабочих дней. Если всю сумму не удалось собрать, то банк возвращает деньги спонсорам.

Подоходный налог авторы-физлица платят, если сумма сборов превышает 5555 рублей. Для юрлиц и ИП действует своя система налогообложения.

Краудфандинг в Беларуси: как и благодаря чему это работает

Крауд-площадка за свои услуги берет комиссию с реализованных проектов: 9,5% получает "Улей", 0,5% - "Белгазпромбанк". 

Бизнес из любого сегмента

Также большой плюс крауд-площадок заключается в том, что автор не прогорит. Собралась нужная сумма за определенный срок - проект реализуется и пользуется спросом, не собралась - автор финансово ничего не теряет.

У "Улей" есть ещё одно направление - полное сопровождение проектов с потенциалом сбора 20 тыс. долларов и более. Комиссия в этом случае - около 30%.

Почему значительно выше? Потому что крауд-кампания предоставляет анализ рынка, разработку презентации, создание фото- и видеоконтента, разработку рекламной кампании, рекламу продукта, публикации в СМИ, сбор предзаказов, тестирование идеи, повышение узнаваемости бренда. Плюс ко всему заключает крупные контракты с магазинами, выводит на новые рынки.

Интересы спонсоров

Инвесторы не получают прибыль, просто многим интересно само предложение, участие, да и во время сбора предзаказов стоимость товара гораздо ниже, чем после выхода его на рынок. Например, книга Ирины Кабасакал в период сбора средств стоила 30 руб, а потом взлетела до 100.

Риск для спонсоров, конечно, существует. По идее физическое лицо не несет никакой ответственности за полученные деньги, потому что это считается спонсорской помощью. А вот юрлицо отвечает на законодательном уровне и не может потратить средства на что-то другое: исключительно на проект.