Загадки Персеполиса – древней столицы Персидской империи

Общество
09:15
5 798 просмотров

Если бы вы оказались в Иране всего на один день и смогли посетить только одно историческое место, то это, вероятнее всего, был бы Персеполис. Когда-то город был важным центром, королевской обителью и гордостью древних персов. Сегодня это бесценный кусочек великой истории, хранящееся в камне свидетельство могущества и мощи древней Персидской империи.

Персеполис можно смело назвать одним из важнейших археологических открытий мира. История города восходит к 515 г. до н.э.. И хотя с тех пор сохранилась лишь малая часть города, все еще можно представить, каким величественным он был в дни своей былой славы.

Персеполис – это последний камушек на вершине всех загадок древней Персии. Одна из самых могущественных империй, которая когда-либо существовала в мире, простиралась на весь Ближний Восток и доходила до Индии, Восточной Европы и юга Африки.

Город был построен по приказу царя Дария Великого, он должен был стать столицей могущественной империи, ее политическим, экономический и главное – культурным центром. Из него царь бы правил всеми 30 народами, находящимися у него в подчинении. Дария называли «Царем царей», и он требовал восхищения и поклонения. И шикарный город, как ничто иное, поддержал бы его важность. Главная роль города состояла в том, чтобы слава о месте, куда приходят с дарами к королю, была известна на весь мир.

Древние греки так ненавидели властных и могущественных царей империи, что персы всегда были их врагом номер один. Настолько, что на завоевание были брошены все силы, и после того, как Персидская империя, наконец, пала, греки сделали все возможное, чтобы уничтожить следы этой могущественной цивилизации. Именно по этой причине, существует так мало информации о персидской цивилизации, и мы мало о них знаем.

Совершенно случайно, в начале 20 века группа археологов обнаружила местоположение древней столицы и начала раскопки, которые смогли приоткрыть завесу тайны и рассказать о жизни в древней столице. Побывать в раскопанном городе – это прикоснуться к источнику знаний об одной из самых влиятельных цивилизаций древнего мира.

Здесь было обнаружено множество записей, часть из них была просто высечена на скалах. В них говорилось о счетах и расходах на создание города, велась бухгалтерия, показывалась важность королей, отображалась жизнь города в прежние времена, и рассказывалось о роли богов в повседневной жизни.

Поднявшись на плато, где расположен Персеполис, вы начинаете чувствовать себя совершенно ничтожным человеком, таким крошечным среди великолепия древней архитектуры. Именно тогда начинаешь понимать, что город не зря называют «Самый богатый город под солнцем».

Несмотря на то, что на сегодняшний день от города осталась лишь малая часть, этого достаточно, чтобы поразиться мастерству строителей города. Глядя на это великолепие, в голове крутится лишь один вопрос: как им удалось развернуть такую монументальную постройку так давно и почему? Если первая часть вопроса так и осталась неразгаданной, то мотивы, побудившие построить город, понятны – это место было создано, чтобы впечатлять и удивлять.

Весь город был сконструирован так, чтобы любой, кто в него попал, обязательно прошел по всем центральным улицам, с которых можно было любоваться мощью и грандиозностью построек. Строители хотели, чтобы люди испытывали трепет и страх перед лицом рукотворной красоты, и им это удалось.

Чтобы попасть в город надо пройти через ворота, которые назвали «Врата всех народов». Их охраняют скульптуры с изображением быков с человеческими головами – древние мифические персонажи, призванные охранять город от зла. Персеполис был сердцем империи и вход в него должен быть величественным, чтобы впечатлить или напугать, в зависимости от того, пришли вы с добрыми намерениями или злыми.

Барельеф, известный под названием «Лестница Наций» расположен на главной лестнице и изображает разнообразных посетителей с дарами, прибывших из разных стран. Барельеф поразительно детально показывает людей, выстроившихся в очередь, чтобы высказать царю свое почтение. Вы сможете увидеть его своими глазами, не покидая Бреста, копия находится у входа в торговый центр «Дидас Персия» по улице Советской. Изображения мужчин были сделаны настолько искусно, что они идеально сохранились до наших дней, после полного разрушения города более чем 2000 лет назад.

Город развивался и улучшался с приходом каждого нового правителя. Например, царь Ксеркс отдал приказ создать «Зал ста колонн», где вмещалось бы до 10000 человек. От великолепного зала осталось лишь

несколько колонн, которые могут только поддержать воображение и помочь воссоздать картинку прошлого.

Представьте себе дворцовую террасу на возвышенности, украшенную изысканными скульптурами. Ступени ведут в зал для аудиенций, в потолок упираются огромные, высотой 20 метров колонны. Делегации попадают сюда по лестнице, проходят в огромный зал, в центре которого стоит трон с сидящим на нем «Царем царей» в роскошной мантии, а из курильниц вьется дым благовоний…

Даже Библия упоминает роскошный праздник во дворце короля: «Белые бумажные и яхонтового цвета шерстяные ткани, прикрепленные виссонными и пурпурными шнурами, висели на серебряных кольцах и мраморных столбах, золотые и серебряные ложа были на помосте, устланном камнями зеленого цвета, и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета». (Есфирь 1:6)

Все это великолепие было уничтожено Александром Македонским в 330 году до н. э. Он мечтал покорить Персию, и сконцентрировал всю свою армию и силы на завоевание города. В итоге ему это удалось, и великолепная столица была сожжена, разрушена и разграблена. Все ценное, что можно было увезти из города, сутками перевозили на верблюдах. Несметные богатства города исчезли.

Тысячелетия скрыли настоящую историю города, и многие события могут быть восстановлены лишь частично. Загадки так и останутся неразгаданными, например, как объяснить то, что люди жили в городе более двух столетий, а на полу, ступеньках и порогах нет следов износа? Посуда на царской кухне выглядит совершенно нетронутой, а таблички для записи царских указов хоть и идеально сохранились, но пусты.

Татьяна Гендель (фото автора)