Общество
152 586

Теория поколений: подъем, пробуждение, спад, кризис

Теория поколений — это теория, разработанная Уильямом Штраусом и Нейлом Хоувом и описывающая повторяющиеся поколенческие циклы в истории США.

Штраус и Хоув впервые заговорили о теории в 1991 году, когда вышла их совместная книга Поколения (Generations), которая пересказывает историю США как серию биографий разных поколений, начиная с 1584 года. В 1997 году свет увидела книга Четвёртое превращение (The Fourth Turning), где авторы развивают теорию и пишут о четырёхчастном поколенческом цикле и повторяющихся моделях поведения в истории США. Именно об этой книге говорил Степан Демура 12 февраля в своем последнем вебинаре на сити класс.

Теория поколений: подъем, пробуждение, спад, кризис

Теория поколений описывает историю США, включая 13 колоний. Именно эта географическая область и была лучше всего изучена, однако Штраус и Хоув также изучили поколенческие направления в других странах и обнаружили схожие циклы в некоторых развитых странах. Несмотря на то, что труды авторов получили широкое распространение и признание, в академических кругах теорию встретили по-разному: одни восхищались «дерзким и оригинальным утверждением», другие — критиковали теорию поколений. Последние обращали внимание на недостаток точных эмпирических данных, а также обвиняли авторов в том, что они приукрасили настоящие различия между поколениями.

Уильям Штраус и Нил Хоув сотрудничали с конца 1980-х годов, когда они начали работу над книгой «Поколения», которая рассматривает историю США как последовательность поколенческих биографий. До этого оба автора писали про поколения: Штраус — про поколение бэби-бума и солдат Вьетнамской войны, а Хоув — про Великое (Величайшее) поколение и федеральные программы субсидий. Интерес исследователей к поколениям как к более широкой теме возник после их встречи в Вашингтоне и обсуждения связей между их предыдущими работами.

Их интересовало, почему бэби-бумеры и представители Величайшего поколения по-разному смотрят на мир и какой именно опыт повлиял на их мировоззрение. Их также волновал вопрос, существовали ли поколения, которые вели себя подобным образом. Исследование показало, что существуют исторические аналогии между прошлыми и настоящим поколениями. В итоге оба автора обнаружили повторяющуюся модель поведения четырёх типов поколений в англо-американской истории, каждому из которых присущ особый собирательный образ и соответствующий цикл четырёх разных типов эпохи, каждый со свойственным ему настроением. Основы этой теории были изложены в книге «Поколения» (1991). Подробный анализ теории поколений и проработанную терминологию Штраус и Хоув предложили в книге 1997 года «Четвёртое превращение».

«Поколения» помогли популяризировать идею о том, что люди определённой возрастной группы склонны разделять особый набор убеждений, отношений, ценностей и моделей поведения, так как они росли в одинаковых исторических условиях. В середине 1990-х годов Штраус и Хоув начали получать запросы от организаций, которые желали знать, как понимание поколенческих особенностей могло бы решить их стратегические проблемы. Исследователи были признаны пионерами в данной области и часто выступали на конференциях и мероприятиях, а также открыли консалтинговую компанию LifeCourse Associates.

Теория поколений: подъем, пробуждение, спад, кризис

Работы

Первая книга Штрауса и Хоува «Поколения» (1991) рассказывает об истории США как о смене англо-американских поколенческих биографий, начиная с 1584 года и заканчивая современностью, и выявляет повторяющийся поколенческий цикл в истории страны. Авторы распознают модель четырёх повторяющихся фаз, типов поколений, циклов духовного пробуждения и кризисов светского общества с момента основания колоний до настоящего времени.

В 1993 году вышла вторая книга авторов «Тринадцатое поколение», посвященная изучению поколения X — поколения людей, родившихся между 1961 и 1981 годами (это поколение в США называют тринадцатым, так как оно стало тринадцатым по счёту с момента появления американской нации). Книга показывает, как исторические события и перемены — представители этого поколения были детьми во время так называемой революции сознания (контркультурная революция в США с середины 1960-х до середины 1970-х, связанная с распространением рок- и попмузыки, массовой культуры, психоделических практик, выразившаяся в движении хиппи, движениях против Вьетнамской войны и за отмену военного призыва, движениях за равноправие расовых меньшинств) — сформировали их прагматизм.

В 1997 Штраус и Хоув опубликовали «Четвёртое превращение: американское пророчество» (The Fourth Turning: An American Prophecy), в котором более подробно рассматривались идеи, высказанные в «Поколениях». Авторы начали использовать более красочные названия для поколенческих архетипов, например, Граждане стали Героями, Приспособленцы — Художниками, а также стали называть поколенческие циклы превращениями. Заглавие, отсылающее к первой книге, означает кризисный период, который, по мнению исследователей, должен был начаться после смены тысячелетий.

В 2000 году авторы опубликовали работу «Восхождение поколения Миллениума: следующее Великое поколение» (Millennials Rising: The Next Great Generation). В ней исследуется характер поколения, которое на тот момент достигало совершеннолетия и старшие представители которого заканчивали среднюю школу в 2000 году. Штраус и Хоув показывают, как сегодняшние подростки и молодые взрослые пересматривают понятие молодости: на смену пессимизму и отчужденности их родителей приходят оптимизм и активная жизненная позиция. Исследователи отмечают, что поколение Миллениума предъявляет высокие требования к миру; его представители менее жестоки, вульгарны и сексуально озабочены, чем та подростковая культура, которую взрослые создают для них. В течение следующего десятилетия они изменят понимание молодости. Согласно авторам, поколение Миллениума может стать новым Великим поколением.

Поколение: определение

Штраус и Хоув определяют поколение как совокупность всех людей, рожденных в промежуток времени, составляющий примерно 20 лет, или одну фазу жизни: детство, молодость, средний возраст и старость. Поколение можно идентифицировать, если оно соответствует трем критериям. Во-первых, представители одного поколения разделяют одну историческую эпоху: они сталкиваются с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными влияниями, находясь на тех же жизненных фазах. Во-вторых, они разделяют определенные общие убеждения и модели поведения. В-третьих, зная об опыте и особенностях, которые они разделяют со своими ровесниками, представители одного поколения также будут разделять и чувство принадлежности к данному поколению.

Штраус и Хоув утверждают, что они выработали своё определение поколения на основе трудов различных авторов и мыслителей: от древних писателей, как Полибий и Ибн Хальдун, до относительно современных социальных теоретиков, как Хосе Ортега-и-Гассет, Карл Маннгейм, Джон Стюарт Милль, Эмиль Литтре, Огюст Конт и Франсуа Мантре.

Поколенческие превращения и архетипы

Превращения

Работая над «Поколениями» Штраус и Хоув обнаружили некую модель в развитии поколений, на которую влияли исторические события, относящиеся непосредственно к поколениям. Авторы назвали эту модель превращениями (или периодами). В «Поколениях» и более детально в «Четвертом превращении» они выявляют четырёхступенчатый цикл социальных и настроенческих эр (превращений).

Подъём

Согласно Штраусу и Хоуву, первое превращение — Подъём. Это пост-кризисный период, когда институты сильны, а индивидуализм слаб. Общество уверено в том, чего оно хочет добиться сообща, однако люди, не включенные в это движение, часто страдают от необходимости следовать правилам, общим для всех.

По мнению авторов, самый недавний Подъём наблюдался в США после Второй мировой войны и завершился убийством Джона Кеннеди 22 ноября 1963 года.

Пробуждение

Согласно теории, второе превращение — Пробуждение. Это период, когда институты подвергаются нападкам во имя личной и духовной автономии. Как только общество достигает пика своего развития, людей внезапно начинает утомлять дисциплина, и они хотят вернуть себе индивидуальность. Молодые активисты смотрят на период Подъёма как на эпоху культурной и духовной бедности.

Штраус и Хоув считают, что недавним Пробуждением стала «революция сознания», которая охватывает период с середины 1960-х (университетские и городские протесты) до переизбрания Рональда Рейгана.

Спад

Согласно Штраусу и Хоуву, третье превращение — Спад. Настроение этого периода во многом противоположно Подъёму: институты слабы и лишены доверия, тогда как индивидуализм процветает. Подъёмы следуют за Кризисами, поэтому общество жаждет объединяться и строить. Спады приходят на смену Пробуждениям, вот почему общество разобщено и хочет наслаждаться жизнью. Авторы отмечают, что последний Спад соответствовал периоду экономического бума в США и длился с середины 1980-х до конца 2000-х.

Кризис

По мнению исследователей, четвёртое превращение — Кризис. Это период, когда институциональные структуры разрушены и созданы вновь для выживания нации. Гражданские власти приходят в себя, культура меняет направление и служит нуждам общества, и люди постепенно начинают осознавать себя в качестве членов некой более крупной группы. В США последний Кризис начался с биржевого краха 1929 года и завершился окончанием Второй мировой войны. Величайшее поколение, рожденное 1901—1924 гг., в этот период достигло совершеннолетия. Их уверенность, оптимизм и стремление к единению стали воплощением духа этой эпохи. Согласно авторам, поколение Y во многом похоже на молодёжь Величайшего поколения. Особенно это касается таких черт, как увеличение вовлечённости в гражданскую активность, улучшение поведения и коллективная уверенность.

Цикл

Каждый период длится 20-22 года. 4 периода составляют полный цикл, продолжающийся приблизительно 80-90 лет, который авторы называют saeculum, что в переводе с латыни значит «длинная жизнь человека» и «естественный век».

Смена поколений приводит в движение цикл превращений и определяет его периодичность. Как только каждое поколение вступает в следующую жизненную фазу (и новую социальную роль), фундаментально меняются настроение и поведение, давая возможность новому поколению проявить себя. Следовательно, существует зависимость между историческими событиями и поколенческими типами. Исторические события формируют поколения в детстве и молодости; потом, будучи родителями и лидерами в середине жизни и в старости, поколения формируют историю.

Каждое из четырёх превращений имеет особое настроение, которое повторяется каждый новый цикл. Штраус и Хоув назвали эти периоды «сезонами истории». Пробуждение они сравнили с летом, а Кризис — с зимой. Подъём и Спад — переходные сезоны, схожие с весной и осенью. Штраус и Хоув обнаружили 26 Превращений за 7 циклов англо-американской истории с 1435 года до сегодняшнего дня.

В основе идей Штрауса и Хоув лежит смена двух разных превращений — Кризисов и Пробуждений. Оба этих периода характеризуются тем, что люди, их пережившие, наблюдали такие исторические события, которые сильно изменили их социальную среду. Кризисы — это периоды, отмеченные серьезными гражданскими переворотами, когда общество фокусируется на том, чтобы реорганизовать внешний мир институтов и публичного поведения (последний американский Кризис длился с Великой депрессии до конца Второй мировой войны). Пробуждения — периоды, отмеченные культурным и религиозным обновлением, когда общество фокусируется на том, чтобы изменить внутренний мир ценностей и личностного поведения (последнее американское Пробуждение совпадает с «революцией сознания» 1960-х и 1970-х гг.). Во время Кризисов существование опасности приводит к консенсусу в обществе, практике персональной жертвы и строгому институциональному порядку. Во время Пробуждений популярность получает практика индивидуализма, а институциональный порядок терпит нападки со стороны новых общественных идеалов и духовных задач. По мнению авторов, примерно каждые 80-90 лет (длинная жизнь одного человека) в американском обществе происходит национальный Кризис. За 40-45 лет до Кризиса общество переживает Пробуждение.

Описывая этот цикл Кризисов и Пробуждений, Штраус и Хоув отталкивались от работ других историков и социологов, которые обнаружили длинные циклы в американской и европейской истории. Цикл Кризисов Штрауса-Хоува можно соотнести с длинными циклами войны, изученными такими учеными, как Арнольд Тойнби и Куинси Райт, и с геополитическими циклами, которыми занимались Уильям Р.Томпсон и Джордж Модельски. Штраус и Хоув утверждают, что их цикл Пробуждений соответствует работе Энтони Уоллеса о «моментах оживления». Авторы также заявляют о том, что повторяющиеся Кризисы и Спады отсылают к двухчастным циклам в политике (Волтер Дин Бернхам, Артур Шлезингер-отец и сын), международных отношениях (Фрэнк Клингберг) и экономике (Николай Кондратьев). Кроме того, Штраус и Хоув брали в расчет и долгосрочные колебания в криминологии и токсикомании.

Архетипы

Штраус и Хоув выделяют 4 вида поколенческих архетипов, которые повторяются последовательно в ритме цикла Кризисов и Пробуждений. В книге «Поколения» авторы называют эти архетипы Идеалист, Реагирующий, Гражданский и Приспособляющийся. В «Четвертом превращении» они меняют терминологию: появляются Пророк, Странник, Герой и Художник. Поколение каждого из архетипов разделяет не только место в истории, но и базовые отношения к семье, риску, культуре, ценностям и гражданской активности. Поколения, имеющие одинаковый исторический опыт в начале жизни, формируют коллективный портрет и живут согласно похожим жизненным сценариям. На сегодняшний момент Штраус и Хоув обнаружили 25 поколений в англо-американской истории, каждому из которых соответствует определенный архетип. Авторы описывают архетипы следующим образом:

Пророк

Поколение Пророков рождается к концу эпохи Кризиса, во время оживления жизни общества и консенсуса по поводу нового социального порядка. Будучи детьми пост-кризисного периода, в юном возрасте Пророки избалованны, совершеннолетия они достигают молодыми эксцентричными предвестниками Пробуждения. В середине жизни они сосредотачиваются на морали и принципах, а в конце жизни, на правах старейшин, руководят очередным Кризисом.

Странник

Поколение Странников рождается в эпоху Подъема, время социальных идеалов и духовных исканий, когда молодые люди яростно критикуют устоявшийся порядок. Странники растут незащищенными детьми в период Пробуждения, достигают совершеннолетия в качестве отчужденных молодых людей эпохи пост-Пробуждения, становятся прагматичными взрослыми лидерами в Кризис и встречают старость после этого периода с большим запасом жизненных сил.

Герой

Поколение Героев рождается после Пробуждения, во время Спада, периода индивидуального прагматизма, уверенности в своих силах и невмешательства. Герои растут как очень оберегаемые дети пост-Пробуждения, достигают совершеннолетия молодыми оптимистами, ориентированными на интересы группы, во время Кризиса, становятся энергичными и чрезвычайно уверенными в себе взрослыми и превращаются в политически-могущественных пожилых людей, встречающих очередное Пробуждение.

Художник

Поколение Художников рождается после Спада, во время Кризиса, когда серьезные угрозы упрощают социальные и политические сложные схемы в пользу общественного консенсуса, учреждений, занимающихся активной деятельностью, и этики и индивидуальности, принесенных в жертву. Художников-детей чрезмерно оберегают взрослые, занятые Кризисом, они достигают совершеннолетия социализированными приспособленцами в пост-Кризисном мире, становятся взрослыми лидерами, ориентированными на активную деятельность во время Пробуждения и превращаются в рассудительных пожилых людей в эпоху пост-Пробуждения.

Выводы

Средняя продолжительность жизни — 80 лет, и состоит из четырёх периодов длительностью ~ 20 лет:

детство - молодость - средний возраст - старость;

Поколение — это совокупность людей, которые рождаются каждые 20 лет:

Бэби-бумеры - поколение X - поколение Y - поколение Z.

Каждое поколение переживает 4 превращения:

Подъём - Пробуждение - Спад - Кризис.

Поколение считается доминантным или рецессивным в зависимости от того превращения, которое оно пережило в молодости. Однако когда молодое поколение достигает совершеннолетия и определяет свой коллективный портрет, взрослое поколение, противоположное первому, достигает своего пика.

Доминантное поколение: независимое поведение и главная роль в формировании эпохи.

Рецессивное поколение: зависимая роль в формировании эпохи.

Доминантные поколения: Пророк — эпоха подъёма; Герой — эпоха спада.

Рецессивные поколения: Странник — Пробуждение, Художник — Кризис.

Поколения в англо-американской истории

Поколение Архетип Годы рождения Превращение и ключевые события

Цикл позднего Средневековья

Артурианское поколение Герой 1433-1460 (28) Спад: Окончание Столетней войны

Поколение гуманистов Художник 1461-1482 (22) Кризис: Война Алой и Белой розы

Цикл Реформации (105)

Поколение Реформации Пророк 1483-1511 (29) Подъём: Английский Ренессанс

Поколение репрессий Странник 1512-1540 (29) Пробуждение: Реформация

Елизаветинское поколение Герой 1541-1565 (25) Спад: Нетерпимость и мученичество

Парламентское поколение Художник 1566-1587 (22) Кризис: Непобедимая армада

Цикл Нового Света (113)

Пуританское поколение Пророк 1588-1617 (30) Подъём: Старая добрая Англия

Рыцарское поколение Странник 1618-1647 (30) Пробуждение: Английская революция

Славное поколение Герой 1648-1673 (26) Спад: Реставрация Стюартов

Просвещенное поколение Художник 1674-1700 (27) Кризис: Война Короля Филипа/

Славная революция

Революционный цикл (91)

Поколение пробуждения Пророк 1701-1723 (23) Подъём: Августинская эпоха

Поколение свободы Странник 1724-1741 (18) Пробуждение: Великое пробуждение

Республиканское поколение Герой 1742-1766 (25) Спад: Война с французами и индейцами

Поколение компромисса Художник 1767-1791 (25) Кризис: Американская и Французская революции

Цикл Гражданской войны (68)

Трансцендентное поколение Пророк 1792-1821 (30) Подъём: Эра добрых чувств

Позолоченное поколение Странник 1822-1842 (21) Пробуждение: Второе Великое пробуждение

Герой 0

Прогрессивное поколение Художник 1843-1859 (17) Кризис: Гражданская война в США

Цикл «великой силы» (83)

Миссионерское поколение Пророк 1860-1882 (23) Подъём: Реконструкция Юга/Позолоченный век в США

Потерянное поколение Странник 1883-1900 (22) Пробуждение: Третье Великое пробуждение

Величайшее поколение Герой 1901-1924 (24) Спад: Первая мировая война/Сухой закон в США

Молчаливое поколение Художник 1925-1942 (18) Кризис: Великая депрессия/Вторая мировая война

Цикл Миллениума (78)

Бэби-бумеры Пророк 1943-1960 (18) Подъём: Pax Americana

Поколение X / 13-е поколение 1 Странник 1961-1981 (21) Пробуждение: Революция сознания

Поколение Y / Поколение Миллениума 2 Герой 1982-2004 (23) Спад: Культурные войны, Постмодернизм

Поколение Z / Поколение Родины 3 Художник 2005-наши дни Кризис: Мировой экономический кризис (с 2008 года), Изменение климата, Война против терроризма, Пандемия COVID-19

Примечание

Согласно приведенной таблице, поколенческие типы в англо-американской истории сохраняли повторяющийся порядок превращений на протяжении 500 лет с единственным отклонением в цикле Гражданской войны. Причины этого кроются в самом опыте пережитого конфликта: поколение Героев продемонстрировало худшие качества своего коллективного характера, и их дети-представители Прогрессивного поколения выросли скорее запуганными, чем благородными, что предполагал их архетип.

Штраус и Хоув оперируют понятием «13-е поколение» вместо более употребляемого «поколения X» в своей книге, которая увидела свет всего за несколько недель до работы Дугласа Коупленда «Поколение X». Такой порядковый номер поколение получило, так как оно стало тринадцатым с момента обретения независимости США.

Хотя на сегодняшний момент не существует общепринятого наименования этого поколения, поколение Миллениум (название, придуманное Штраусом и Хоув) в США получило широкое распространение. Другие названия: поколение Y (так как оно следует за поколением X) и Интернет-поколение.

Хоув и Штраус в книге «Поколения» предложили называть людей, которые рождены или будут рождены с начала 2000-х до 2020-х гг., Новым Молчаливым поколением. Сейчас Хоув называет их поколением Родины.

Базовая продолжительность влияния и поколений, и превращений — около 20 лет, что соответствует социально и биологически детерминированным фазам жизни человека. Вот почему она оставалась неизменной в течение веков. Некоторые, однако, утверждают, что растущие темпы технологического прогресса в последние десятилетия уменьшат длительность влияния того или иного поколения. Согласно Штраусу и Хоуву, тем не менее, этого не произойдет. Пока ребёнок будет становиться взрослым человеком в 20 лет, человеком среднего возраста в 40, а пожилым — в 60, базовая продолжительность поколений и превращений останется неизменной.

Однако в «Четвертом превращении» Штраус и Хоув подчеркивают, что точных границ, отделяющих одно поколение от другого, не существует. Ритм развития поколений нельзя предсказать, как в физике или астрономии, но он похож на биологические циклы, где можно выделить лишь определенные интервалы. Штраус и Хоув сравнивают длительность циклов с временами года: так же, как и зима может наступить раньше или позже и быть более или менее суровой в каком-либо году, так и превращения наступают в разное время.

Теория поколений в России

Несмотря на то, что изначально теория поколений Штрауса и Хоува была направлена на изучение англо-американской истории, она получила широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России. «Теорию поколений после США сначала проверили в ЮАР, потом в странах азиатских тигров, а затем в Европе и России. Ценности поколений во всех странах схожи. Дело в том, что есть ключевые события и явления в мире (появление Интернета, распространение мобильной связи), общие для разных стран. Смена поколений проходит практически в одном режиме по всему миру», — утверждает Евгения Шамис, координатор проекта «Теория поколений в России — Rugenerations».

В России, в отличие от США, теорию поколений изучают не историки, а маркетологи, специалисты по рекламе и связям с общественностью и HR-менеджеры, которые применяют её на практике. Так, например, Уральский банк реконструкции и развития и компания «Вымпелком» поменяли HR-стратегию, чтобы привлечь и удержать работников-представителей поколения Миллениума: свободный график, постоянное обучение в игровой форме, геймификация карьерного роста, использование возможностей социальных медиа. Однако не все российские специалисты позитивно встретили теорию.

Величайшее поколение 1903-1923 Эпоха спада (1903-1923 гг.)

Первая мировая война, Революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация, создание СССР

Трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений

Молчаливое поколение 1924-1943  Эпоха кризиса (1923-1945 гг.)

Сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков

Преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение

Бэби-бумеры 1944-1963  Эпоха подъёма (1945-1964 гг.)

Окончание Второй мировой войны, Советская оттепель, покорение космоса, СССР — мировая супердержава, холодная война, первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания, рок-музыка

Оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости

Поколение X 1964-1984  Эпоха пробуждения или стабильности (1964-1985 гг.)

Продолжение холодной войны, Перестройка, наркотики, СПИД, война в Афганистане, гранж

Готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов

Поколение Y, или поколение Миллениума 1985-2003  Эпоха спада (1985-2003 гг.)

Распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий, мобильные телефоны и Интернет

Гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их скептицизм и неумение подчиняться, немедленное вознаграждение

Поколение Z, или Хоумлендеры 2004-2024  Эпоха кризиса (2004-2024 гг.)

Развитие интернета, смартфоны, продукты массового потребления, Мировой экономический кризис, пандемия COVID-19

Многозадачность, практичность, техническая и информационная грамотность.

По результатам нескольких междисциплинарных исследований предложены альтернативные интерпретации фундаментальных характеристик российских поколений, каждое из которых является современником судьбоносного исторического события, значительно меняющего либо устои жизни страны в целом либо правила жизни в определенный период времени.

Для описания отечественных поколений предложены несколько вариантов: поколение победителей (1920-1927), поколение пятидесятников (1928-1934), поколение 1937 года (1935-1939), поколение детей войны (1940-1945), поколение Холодной войны, или потерянное поколение (1946-1950), поколение детанта (1951-1957), поколение космоса (1958-1965), поколение Чернобыля (1966-1968), поколение Перестройки или поколение Пепси (1969-1974), поколение гиперинфляций (1975-1981), первое непоротое поколение (1982-1984), первое несоветское поколение (Дети Перестройки) (1985-1991), цифровое поколение (1997-2009), последнее советское поколение (1971-1973), «поколение лишних людей» (1967-1973).

Исследование отечественных поколений впервые начало осуществляться в позднем СССР социологами в Институте социологии РАН. Наиболее изученным с социально-антропологической точки зрения является поколение «советских бэби-бумеров» (1950-х годов рождения). Первое социально-антропологическое исследование этого поколения осуществил Алексей Юрчак. В соответствии с его теорией, именно с этого поколения начинается постепенный распад всей советской системы, поскольку происходит разрушение «авторитетного дискурса», свойственного предшествующим советским поколениям. Книга Дональда Рали содержит анализ глубинных биографических интервью с представителями этого поколения, проведенных среди выпускников двух престижных, по советским меркам, школ Москвы и Саратова. Работы Дмитрия Травина и Владимира Гельмана также внесли большой вклад в изучение антропологии поколения «советских бэби-бумеров 1950-х». Исследование «последнего советского поколения» конца 1960-х - начала 1970-х годов рождения, проведенное Михаилом Анипкиным, пока является единственным антропологическим исследованием этого поколения. М. Анипкин использует метафору «поколение лишних людей» и анализирует характеристики этой «лишности», выведенные на основе проведенных глубинных интервью. Концепцию "войны поколений" в позднем СССР и современной России М. Анипкин развивает в книге "Партработник", которая представляет собой кейс-стади советского партийного работника (отца автора книги). Анализируя биографию своего отца в руководящих структурах КПСС сквозь призму теории поколений, Анипкин выдвигает гипотезу о том, что именно поколенческий кризис (отсутствие поколенческого обновления) в руководстве партии в 1970-е - годы является одной из глубинных причин гибели советского государства. Автор также вводит в критико-аналитический оборот термин "поколенческая программа".

Критика

Теория Штрауса и Хоува получила неоднозначные оценки. Многие обозреватели отметили амбициозность и доступность теории. Бывший вице-президент США Альберт Гор (закончил Гарвард вместе со Штраусом) назвал «Поколения» самой вдохновляющей книгой об американской истории, которую он когда-либо читал. Он даже выслал по копии работы каждому конгрессмену. Теория оказала влияние на исследования поколений, маркетинг и бизнес-литературу. Однако она подвергалась критике со стороны ряда историков, а также некоторых политологов и журналистов за свой детерминистический подход, несоответствие критерию Поппера и отказ от опоры на точные эмпирические данные.

«Поколения»

После публикации первой книги «Поколения» Мартин Келлер, профессор истории в Брандейском университете, сказал, что авторы «выполнили домашнее задание». Он отметил, что их теорию можно рассматривать в качестве поп-социологии и что она «навлечет на себя критику. Но почти всегда справедливо утверждение: чем шире ставишь сеть, тем больше в ней будет дыр. И я восхищаюсь дерзостью авторов». Гарвардский социолог Дэвид Рисмен заявил, что книга являет собой «впечатляющий набор множества отрывков из теорий и исторических трудов». Журнал Publishers Weekly назвал «Поколения» «такими же расплывчатыми, как и газетный гороскоп». The Times Literary Supplement нашел книгу «увлекательной».

«Четвертое превращение»

В обзоре для The Boston Globe историк Дэвид Кайзер назвал «Четвертое превращение» «провокационным и чрезвычайно захватывающим обзором истории США». «Штраус и Хоув решили рискнуть», — считает Кайзер. «Если США спокойно доживут до 2015, то их работа окажется забытой, но если они правы, то они займут место среди великих американских пророков». Кайзер позже заявлял, что предсказания Штрауса и Хоува стали реальностью, согласно его собственному анализу таких событий, как теракт 11 сентября, финансовый кризис 2008 года и недавние политические сложности в стране. Литературный критик The New York Times Майкл Линд писал, что теория весьма расплывчата и переходит в сферу псевдонауки. Линд утверждал, что теория «вводит в заблуждение» и «не соответствует критерию Поппера», хотя он и считал, что авторы сделали несколько интересных предположений по поводу истории США.

«Тринадцатое поколение»

В 1993 году журналист Эндрю Леонард сделал обзор книги «Тринадцатое поколение». Он писал: «Поскольку авторы (Штраус и Хоув) не переставая атакуют культуру 1960—1970-х гг. и злорадствуют, снова и снова издеваясь над своим собственным поколением — они представляют карикатурный образ бэби-бумеров как длинноволосых, сексуально озабоченных гедонистов и носителей контркультуры, — мы видим их настоящие намерения. Особенно четко они прослеживаются в той части, где исследователи говорят о том, как тринадцатое поколение может повлиять на будущее: «Тринадцатое поколение изменит бешеные центробежные тенденции культуры их юности. Оно приведёт в порядок сферу развлечений, упростит культуру, вновь изобретёт основные символы национального единства, подтвердит ритуалы, связывающие семьи и соседей, и повторно поставит заграждения, чтобы защитить уютную и ленную жизнь сообществ от нежелательных бунтов». В том же 1993 году Джим Кормьер рецензировал эту книгу для газеты Globe and Mail: «Штраус и Хоув, описывая своё поколение, не добавили глубокого анализа к предыдущим поп-наблюдениям. Но на скорую руку собрав вместе более широкий круг проблем группы, которую они называют тринадцатым поколением, они создали ценный букварь для ретроградов, которые чувствуют себя вне досягаемости». Кормьер считал, что авторы «подняли новые вопросы и нашли ответы о поколении, которое не хочет быть поколением. Во всяком случае, они честно, с юмором и чуткостью попытались преодолеть глубокую пропасть между двадцатилетними и сорокалетними».

В 1993 Чарльз Лоуренс написал в The Daily Telegraph, что в «Тринадцатом поколении» Штраус и Хоув предложили этому молодому поколению «относительно нейтральное определение в качестве тринадцатого поколения со времен отцов-основателей». Согласно обзору Александра Феррона в журнале Eye Magazine, книга является «работой двух высококлассных историков. Хотя её основная тема — тринадцатое поколение, эту работу можно рассматривать как очень хорошо написанную и исчерпывающую историю США 1960—1981 гг., которая рассматривает эпоху через разные призмы вместо привычных исторических сюжетов (война, политика, голод и т. д.)».

Двадцать лет спустя Джон Миллер из Longitudinal Study of American Youth (организации, изучающей американскую молодежь и созданной Национальным фондом науки) писал, что понятие «поколение X» Штрауса и Хоува (хотя они называли его тринадцатым) широко используется как в популярной, так и научной литературе.

«Восхождение поколения Миллениума»

Журналист Дэвид Брукс написал рецензию на книгу о следующем поколении «Восхождение поколения Миллениума» (2000): «Это не хорошая книга, если под хорошей вы имеете в виду книгу, в которой авторы тщательно работают с фактами и подтверждают свои выводы цифрами. Но это очень хорошая плохая книга. В ней читатель найдет настоящие самородки. Она блестяще написана. И если вы отойдёте от бессмысленного бормотания по поводу поколений, эта книга укажет на те изменения, которые, похоже, действительно происходят». Брукс также писал, что авторы по-разному относятся к поколениям: «По правде говоря, можно сделать вывод, что в США как будто было два величайших поколения в начале и конце века и два самых убогих в его середине».

В 2001 году критик Дина Гомес писала для NEA Today о том, что Штраус и Хоув «убедительно» рассказали свою теорию, использую «увлекательный анализ популярной культуры». Признавая склонность авторов к чрезмерному обобщению, Гомес также утверждает, что «трудно противостоять оптимистическому видению будущего для наших детей. Многое из теорий, о которых они писали в двух предыдущих книгах — Поколениях и Четвертом превращении — действительно стало реальностью».