Смотрят ОНТ, читают Tut.by и не слушают радио: белорусы и медиа
Информационно-аналитический Центр при Администрации Президента Беларуси опубликовал сборник материалов социологических исследований, которые проводились в 2017-2018 годах. Mediabrest пролистал сборник и спешит вас познакомить с его содержимым. Что же читают, смотрят и кому доверяют из СМИ белорусы?
Белорусы в интернете
Согласно данным исследования, порядка 70% совершеннолетних белорусов являются интернет-пользователями. Из них 88,8% ежедневно входят в глобальную сеть, а каждый десятый – несколько раз в неделю. Доля горожан, ежедневно посещающих интернет слегка выше, чем доля сельчан, пользующихся всемирной паутиной – 89,7% и 84,2% соответственно.
Большинство респондентов (91,9%) в интернет чаще всего выходят из дома. 82,5% делают это с помощью персональных компьютеров или ноутбуков. Смартфоны для этих целей используют 47,3%. Порядка 20% используют планшеты и телевизоры. В сравнении с 2016 годом заметно снизилось популярность компьютеров для выхода в интернет: на 6,9%.
Что касается целей, с которыми белорусы используют интернет, то чаще всего это получение информации (89,5%), для общения – 69% (из всего числа опрошенных), для передачи различных сведений – 55,9%. 47.2% участников опроса так же совершают покупки и развлекаются при помощи интернета.
Согласно исследованию, основным источником информации для пользователей сети интернет являются:
Социальные сети |
39,9% |
Специализированные ресурсы |
37,3% |
Сайты госучереждений |
11,4% |
Блоги |
1,5% |
Что касается интернет-ресурсов, то самые популярные, как мы и писали раньше, это социальная сеть «Одноклассники» (34,9%), «ВКонтакте» (32,8%) и портал Tut.by (30,8%).
Четвёртая часть опрошенных отметили сервис Yandex.by, Google.by и видеохостинг YouTube отметили порядка 15%. В сравнении с 2016 годом поисковики Google и Yandex потеряли популярность у белорусов на 14,3% и 6% соответственно.
Что касается сферы блогинга, то большинство опрошенных отметили, что следят за развлекательными проектами «Дневник Хача» (Амирана Сардарова), «вДудь» (Юрия Дудя), «BadComedian» (Евгения Баженова), а также блог «А4» белоруса Влада Бумаги.
В сборнике говорится, что с ростом популярности блогосферы, становится актуальна проблема регулирования деятельности блогеров. Исходя из результатов опроса, более половины респондентов высказались, что деятельность последних необходимо регулировать так же, как и работу СМИ. Треть опрошенных – 33,8% – уверена, что творчество блогеров должно оставаться свободным.
Средства массовой информации
В Беларуси работает 9 информационных агентств, выпускается более 700 газет и 800 журналов. Также работает 176 радиопрограм. Начиная с 2009 года ИАЦ ежегодно проводит изучение общественного мнения о качестве работы массмедиа. Согласно результатам, для 72% опрошенных основным источником информации является телевидение. Интернет, с результатом 60,4%, немного уступает. Популярность газет, журналов и радио начиная с 2016 года начала стремительно падать и за два года потеряла более 15 пунктов.
Согласно результатам исследования, белорусы просматривают преимущественно отечественные телеканалы. Так респонденты чаще всего смотрят:
«ОНТ» |
59,8% |
«РТР-Беларусь» |
51,1% |
«Беларусь 1» |
50,7% |
«НТВ-Беларусь» |
48,9% |
«Беларусь 2» |
33% |
«СТВ» |
27,6% |
«Мир» |
22,9%. |
Что касается доверия национальным телеканалам, то большинство респондентов им верит (83%). Телеканалу «Белсат» доверяют 39,7% опрошенных, а зарубежному телевидению – 27,9%.
Самые популярные программы на телеканале «Беларусь 1» – «Зона Х», «Белорусское времечко» и «Доброе утро, Беларусь!». На телеканале «Беларусь 2» в топ-3 попало украинское шоу «Барышня-крестьянка», российская передача «Битва экстрасенсов», а также программа «Орёл и решка».
Зрители «ОНТ» особенно любят ток-шоу «Пусть говорят», «Мужское/Женское» и «Жить здорово!». Стоит отметить, что в пятёрке лидеров телепрограмм на этом канале нет ни одного, которое было бы произведено в Беларуси.
На канале «СТВ» в топ-3 попали программы «Самые шокирующие гипотезы», «Загадки человечества с Олегом Шишкиным» и юмористическое шоу «Смотреть всем!».
Телеаудитория канала «РТР-Беларусь» выделила ток-шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир», «Судьба человека с Борисом Корчевниковым» и «О самом главном».
64,3% опрошенных отнесли себя к той категории людей, которые регулярно читают печатные СМИ. Из них – 13,6% это делают ежедневно.
Самые популярные издания, согласно результатам пороса, это:
«Советская Беларусь» |
17,3% |
«Комсомольская правда в Беларуси» |
16,8% |
«Аргументы и факты в Беларуси» |
14,6% |
Что касается тематического интереса читателей, то он стал ниже у материалов на внутриполитическую тематику, о проблемах экономического развития, в разделе рекламы и объявлений.
Что касается радио, как средства получения информации, то доля активной аудитории составляет лишь 13,2%. Самые популярные радиостанции:
«Радиус FM» |
12,2% |
«Первый национальный канал Белорусского радио» |
6,2% |
«Рокс» |
8,8% |
За 2017 год и первую половину 2018 года информационно-аналитический Центр провел более 100 социологических исследований, участниками которых стало 77653 человека.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии