Общество
248 181

Rzeczpospolita: на Польшу мчится демографический кризис

Польше грозит «демографический метеорит». Старение польского общества может привести к разрушению системы государственных финансов, что грозит неограниченным ростом госдолга. Этому нужно противодействовать прямо сейчас.

«На нас летит метеорит демографического кризиса» – так прокомментировал последний анализ Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), представленные в обзоре польской экономики на 2023 год, президент Института государственных финансов Славомир Дудек. Об этом пишет издание Rzeczpospolita.

ОЭСР четко заявляет, что стареющее общество оказывает огромное давление на государственные финансы. В одном из сценариев это может привести к неограниченному увеличению государственного долга, например, почти до 140% ВВП в 2050 году. Сейчас же долг Польши составляет около 55% ВВП.

Южный сосед Польши – Чехия – тратит меньше денег на семейную политику, но имеет лучшие результаты в области рождаемости. Дело в том, что важна не только государственная поддержка, но и чувство защищенности.

Пенсионная бедность

Президент Дудек подсчитал, что если демографическая ситуация ухудшится, то вместо того, чтобы бороться с долгом в 1,5 трлн злотых, мы бы уже говорили о 4 трлн злотых, считая в сегодняшних ценах.

Эти мрачные представления о польских финансах были составлены исходя из предположения, что государство, с одной стороны, отвечает потребностям стареющего общества, а с другой стороны, не вносит никаких изменений в другие области своей политики. То есть увеличиваются расходы на пенсионное обеспечение, уход, здравоохранение и образование пожилых людей, а также расходы, связанные с пенсионной бедностью.

Как отмечает ОЭСР в своем отчете, так называемый коэффициент замещения, т. е. процент от последнего заработка, который составит пенсия по старости, должен быть одним из самых низких среди стран ОЭСР в Польше. Это около 35%, а в среднем может превышать 60%.

Различные сценарии

В описанном сценарии также предполагается, что государство не сокращает какие-либо другие свои расходы (например, на оборону или общественную безопасность) и не вносит никаких изменений в доходную часть, что приводит к значительным потерям налоговых и взносовых доходов.

ОЭСР также намечает другое возможное развитие событий в будущем. Например, если бы государство попыталось компенсировать издержки из-за старения населения, например, за счет увеличения налогов и взносов, долг мог бы остаться более или менее на том же уровне, что и сегодня.

В сценарии реформ государственный долг по отношению к ВВП может даже уменьшиться. ОЭСР рекомендует такие реформы, как увеличение пенсионного возраста до 67 лет для женщин и мужчин, повышение профессиональной активности общества или дерегулирование и цифровизацию экономики с целью ускорения темпов экономического роста. Какой из этих сценариев наиболее вероятен?

«Все возможно и зависит от того, какие действия мы предпримем, – комментирует Лукаш Козловски, главный экономист Федерации польских предприятий. «Самое главное – начать обсуждать это сейчас. И это выходит за рамки политических разногласий, потому что демографический кризис на горизонте двух-трех десятилетий является фундаментальным вызовом как для государственных финансов, так и для экономики».

Он напоминает, что, по прогнозам рабочей группы по проблемам старения при Еврокомиссии, уже к 2055 году количество работающих, то есть платящих налоги и взносы, сравняется с количеством людей старше 65 лет (позже может быть еще меньше). При этом недавно три «вкладчика» начисляли пособия одному человеку по возрасту или пенсии по инвалидности. Примерно через три десятилетия мы достигнем состояния, когда эти отношения будут один к одному, предупреждает Козловски. Если бы тогда доходы пенсионной системы полностью покрывали расходы, то взносы должны были бы быть в несколько раз выше, что было бы непосильным бременем для трудящихся.

Рецепты на будущее

Как справиться с такими вызовами? Эксперты попытаются ответить на этот вопрос, например, в понедельник на дебатах «Круглый стол – Демографические вызовы», организованных Федерацией польских предпринимателей. Обсуждение должно быть сосредоточено на областях, которые имеют решающее значение для смягчения последствий демографического кризиса.

С одной стороны, речь идет о расширении профессиональной деятельности пожилых людей. Первое было бы возможно в результате увеличения пенсионного возраста, но поскольку в настоящее время ни одна политическая группа не хочет заниматься этой темой, нет никаких оснований рассчитывать, что это произойдет.

Успех не быстрый

«В краткосрочной перспективе проще всего реализовать повышение активности общества в целом, особенно людей в возрасте 50+, за счет популяризации гибких форм работы, удаленной работы, неполного рабочего времени, снижения барьеров для трудоустройства и другие подобные способы», – перечисляет Камиль Соболевский, главный экономист «Работодателей Польши».

«Нам срочно нужна продуманная миграционная политика, стимулирующая мигрантов к социальной интеграции, что в среднесрочной перспективе может увеличить ресурсы рынка труда, – добавляет Соболевский. – Забота о численности населения, то есть о более высокой рождаемости, сегодня также чрезвычайно важна, хотя последствия мы можем увидеть только в долгосрочной перспективе, самое раннее через два десятилетия», – подчеркивает Соболевский.

«Нужно четко понимать, что в любой сфере демографической политики трудно рассчитывать на быстрые успехи, – комментирует Антони Колек из Пенсионного института. – Но действовать надо, и очень комплексно, по многим направлениям. Возьмем, к примеру, потребности молодежи в отношении повышения рождаемости», – отмечает Колек.

Как он указывает, денежных пособий недостаточно, нужно думать об увеличении доступности жилья, доступе к хорошо оплачиваемым и развивающим рабочим местам, о чувстве защищенности беременных женщин и т. д.

Стоит отметить, что ранее Беларусь также попадала в десятку наиболее стареющих стран мира.