«Раньше толпами ходили, а сейчас – единицы»: брестские продавцы искусственных цветов о торговле в период пандемии

Общество
icon 16:56
icon 16 257 просмотров
«Раньше толпами ходили, а сейчас – единицы»: брестские продавцы искусственных цветов о торговле в период пандемии
Фото из интернета

В преддверии Радоницы «Брестская газета» узнала, как в период сложной эпидемиологической обстановки обстоят дела на ярмарках по продаже искусственных цветов.

Ежегодно во вторник на второй неделе после Пасхи православные белорусы отмечают Радоницу или день поминовения усопших. В народной традиции в зависимости от региона зачастую ее отмечают в воскресенье или понедельник.

Церковью этот день установлен для того, чтобы верующие после светлого праздника Пасхи могли разделить с усопшими великую радость воскресения Христова. На Радоницу посещают могилы родственников, близких и знакомых. Кто-то приносит на могилы конфеты или пасхальные яйца. Но чаще всего несут цветы – как правило, именно ими украшены могилы.

Однако в этом году пандемия COVID-19 нарушила привычный образ жизни людей, кардинальном образом изменила их планы, внесла существенные корректировки в рабочие и учебные процессы.

ВОЗ рекомендует Беларуси отложить все массовые мероприятия, в том числе и религиозные. Минздрав Беларуси призывает людей не только оставаться дома на большие праздники, но также не посещать кладбища, в том числе и на Радоницу, чтобы не спровоцировать рост случаев заражения.

В преддверии этого праздника мы узнали, как в период сложной эпидемиологической обстановки обстоят дела на ярмарках по продаже искусственных цветов, сказалась ли на этом сегменте рынка ситуация с COVID-19, повлияла ли она на выручку и как изменились цены по сравнению с прошлым годом.

«Продажи в этом году из-за этой пандемии снизились существенно. На сколько точно, сказать вам не могу, но людей стало значительно меньше», – вздыхает продавец Михаил.

Выбор цветов в торговой точке Михаила достаточно большой. Здесь можно приобрести как одиночные цветочки, так и большие букеты, и композиции из искусственных цветов. Цены на них варьируются от 50 копеек за штуку до 28 рублей за букет.

Пройдя среди торговых павильонов немного вперед, останавливаемся возле продавца Елены, унылым взглядом провожающей изредка проходящих людей. Услышав наш вопрос о продажах, женщина заметно оживляется.

«Продажи в этом году никакие. Если раньше люди в это время уже толпами ходили и скупали эти цветы, то сейчас покупателей – единицы. Выручка упала на 50% так точно! Если не больше. Ну очень мало людей!», – сетует она.

Пока Елена рассказывает, оглядываемся кругом: выбор приличный, есть из чего выбрать на любой вкус. Здесь и маленькие одиночные цветочки, и букеты различных цветов и размеров. Стартовая цена, как и в предыдущей точке – 50 копеек. Самый дорогой букет здесь – 31 рубль.

«Ну, а что тут удивляться? Людям сказали дома сидеть и даже на кладбища не ездить. Вот и сидят. Если раньше покупали цветы не только самым близким родственникам, но и могилы дальних навещали, то в этом году если и поедут, то только, видимо, к самым близким», – продолжила женщина.

Работают продавцы на ярмарке, по словам Елены, с 17 марта, последний день торговли – 28 апреля. Все это время женщина работает без выходных.

«Продажи упали очень сильно. Думаю, что на 60%. Выручка очень маленькая. Я торгую недорогими цветами – от 50 копеек до 9 рублей. Молодежь тоже иногда покупает, но чаще всего пожилые. Им это привычнее, наверное», – рассказывает продавец Татьяна.

Кто-то и вовсе оценивает спад продаж искусственных цветов в 80% по сравнению с результатами прошлого года. В некоторых торговых точках можно увидеть перечеркнутые ценники: старая цена заменена на новую – сниженную.

«Покупателей очень мало. Ажиотажа, который мы наблюдаем каждый год, нет. Поэтому хочется хоть дешевле, но продать. Да и людям будет приятно», – объясняет продавец Екатерина.

Ее коллеги также отмечают: продажи намного ниже, чем в прошлом году. Почти все оценивают этот спад минимум в 50%. Основная причина, по их мнению – эпидемия коронавируса. Но есть и еще одна.

«Я каждый год наблюдаю спад продаж. Думаю, это происходит из-за того, что начали запрещать пластик и ограничивать его использование», – предположила наша собеседница.

Пластиковые цветы, несмотря на призывы Минпророды и экологов отказаться от них, все равно остаются актуальными и популярными. Людей привлекает их долговечность, эстетичность и то, что не надо часто ухаживать за могилой: у многих просто нет такой возможности.

Среди покупателей, по словам продавцов, встречаются люди разных возрастов, но, в основном, постарше. Покупают и дорогие большие букеты, но большей популярностью же пользуются все недорогие цветы. Что касается цен, по сравнению с прошлым годом они выросли: их стоимость пересчитали по курсу доллара. В американской валюте цена осталась на прежнем уровне.