Работа на заводах в Польше: почему «викендовый» круче раба

Общество
15:52
121 557 просмотров

Положение украинских рабочих на заводе Samsung в Польше. Письмо от очевидца. 

Задумался о работе в Польше? Всё просто: получи загранпаспорт, выбери вакансию (например, на сайте), свяжись с координатором и… ни о чём не думай, не переживай! Компания, специализирующаяся на предоставлении услуг рекрутации и аутсорсинга персонала, возьмёт на себя все заботы, связанные с приездом, оформлением, обучением, проживанием, начислением и выплатой заработной платы. Вот она – цивилизованная, гостеприимная Европа! Рассмотрим эту работу «мечты» поближе?

Часть первая: эксплуатация

Речь пойдёт о неквалифицированных рабочих, коих большинство. Гастарбайтеров из Украины на завод «Самсунг» завозят регулярно: от 20 до 100 человек (спасибо безвизу за текучку!) каждый месяц или два. Приступают к работе новоприбывшие в статусе т.н. «викендовых» (польск. «wikendowy», то есть выходной день). Каждый из группы викендовых получает СИМ-карту и дискетку-пропуск, благодаря чему на работу их теперь вызывают персонально, посредством СМС.

График – 6/1 , неделя в день/неделя в ночь, смена по 12 часов/две перемены по 15 мин. (на некоторых производственных линиях по 4 перемены с третьей в 30 мин. за свой счёт), всего – около 300 ч. месяц. Зарплата – твердо и четко прописана в интернете по запросу «минимальный размер оплаты труда в Польше (в час)».

Итак, разделённая на дневных и ночных, часть викендовых выходит в смену. Перед входом на территорию завода их ещё раз разбивают на несколько групп, распределяя по разным производственным линиям. И вот, наконец-то, они попадают в цех. Встречают их «лидеры» участков, разбирая подходящих: кому двух, кому четырёх, кому мужика повыше, кому женщину пониже…

Какое же гениальное творение капиталиста – «викендовый»! Ты не вышел на работу (без разницы по какой причине) – тебе всегда есть замена – другой викендовый! Ты устал на своём рабочем месте, не тянешь нагрузки – есть ещё викендовый! Нужно запустить какой-то участок линии в выходные – поляку нужно платить по двойному тарифу – есть «дешёвый» викендовый! Нужно подсократить штат сотрудников, а никто из лидеров тебя не «приписал» на своём участке – «фирма больше не нуждается в вашем сотрудничестве» (социальный дарвинизм)! Армия безработных для давления на пролетариат больше не актуальна! «Дрессированный» по смс викендовый – штрейхбрейкер на коротком поводке.

Какая-то слишком пессимистичная картина. Продолжают же ехать люди, «живут» же там (в месяце аж четыре воскресенья!). И пока тебя не стесняют финансы, можно заняться изучением иностранного языка, или новой профессии (четыре дня в месяц?). Одень наушники и слушай лекции по 12 часов (только наушники в рабочее время запрещены!) В конце концов, это их личный, свободный выбор (а вашу «теорию отчуждения» пора бы в музей древности, вместе с каменным топором!), ведь кроме Samsungа есть ещё, например, Philips, LG Chem, Whirlpool, Amica – упс! Тоже все по 12 часов! Справедливости ради, работа с 8-ми часовым графиком, безусловно, имеется, НО:

  • заглядываем в упомянутый выше интернет запрос по МРОТу;
  • учитываем полученную сумму;
  • вспоминаем про капитализм, счастье… товарный фетишизм.

Забыл отметить про дискетки: перед каждой сменой, на проходной, их сканируют и сообщают викендовым кому в какой отдел. Рабочий в таком статусе может числиться вплоть до увольнения, т.к. многие приезжают на три (по безвизу) и шесть (по визе) месяцев, а «послушные/работящие» отсеиваются лидерами на постоянные места. Были случаи, когда уменьшались объемы продукции и рабочих переводили с постоянного места в викендовые. Как производится сброс невостребованого количества рабочих? Викендовых вызывают на работу по одной-две смены в неделю, а когда холодильник становится пустым, они дожидаются ближайшей зарплаты и «довидзэня» по собственному желанию.

Штрафы бывают крайне редко, например, за то, что одет не в рабочую форму (несмотря на дискомфорт от выдаваемой обуви с металлическим носком), раньше во время пандемии – за маски... Наказания (за жалобы, за опоздания, за прогул, за больничный...) сводятся к снятию ежемесячной премии за посещаемость, которая увеличивается каждый месяц от 10% до 20% к зарплате.

А при серьёзных нарушениях – увольнение: пришёл на работу пьяный, три прогула без причины, агрессивное поведение (особенно по отношению к поляку или начальству), пьяный конфликт в общежитии с привлечением полиции...

Отпуск. Фактически, рабочим доступно 16 смен (192 часа) оплачиваемого отпуска в год. Дважды в год завод останавливается на двухнедельные отпуска: за летний оплатят 120 часов, за зимний – 60 часов (в 2022 уже объявили одну неделю простоя: 25.12.22 - 01.01.23). В итоге, остаётся доступным ещё один оплачиваемый выходной (192-120-60=12), но, чтоб его получить, нужно подписать заявление у лидера или мастера, в украинского координатора и польского координатора времени.

Важным моментом ещё являются условия работы по договору подряда (umowa zlecenie) и трудовому договору (umowa o pracę). По первому работают все украинцы, по второму – поляки. Чтоб перейти на второй украинцу нужно доказать свою «эффективность», например: освоить управление машиной/роботом (т.е. стать оператором); стать водителем погрузчика; занять специализированную должность (механик, электрик...); отработать на предприятии 5 лет. Кроме того, желательно выучить польский на коммуникативном уровне и не иметь больничных. Таким образом, рабочего по трудовому договору сложнее уволить, ему проще получить выходной (раз в месяц можно взять «выходной по телефону») или отпуск, оплачиваемый производственный простой и любой больничный (не только по производственной травме), да и почасовая ставка выше.

Часть вторая: патриотический подъём

Третьего дня к нам в отдел дали (иногда получаем помошника-викендового) недавно устроившуюся девушку (Наталья, 19 лет, Ивано-Франковск). Её, меня и ещё одного коллегу, Дениса, поставили отрезать двухсторонний скотч и клеить его на пластинки.

Познакомились, разговорились, Наталья разговаривала на чистом украинском, я, как обычно на русском, коллега то на одном, то на другом. В какой-то момент она, рассказывает:

– ...я дзвонила додому, а бабуся мене питає, чи не знайшла я собі хлопця, а якщо знайду, то має розмовляти українською, щоб тільки не москаль.

Тогда я спрашиваю:

– А что если влюбишься, а он окажется русским?

– Нє, нє. Не буде того! (аж улыбка пропала). А ти точно з одеської області? Давай, кажи!

– Что?

– Давай, "колись", бо поріжу тебе, як орки наших різали. Бачив тє відео? – взмахнула ножом, пошутила?!

– Русских на Самсунг не берут, – успокоил я.

Через какое-то время досталось и Денису:

– Розмовляй по українськи, бо я не розумію російською. Ти що москаль?

– Я – гагауз.

– Хто? Білорус?

– Нє! Нє дай Бог! Гагауз я.

Комментарий "Рабочего фронта Украины"

Часть первая: эксплуатация

На данном примере отлично продемонстрирована сущность капиталистической системы. Зачем платить полякам больше, если можно платить «заезжим рабочим» сущие копейки и эксплуатировать их по полной (12-тичасовая смена, шутка ли, привет 19-й век!). Ни для кого не секрет, что те же поляки едут на заработки в Германию и Великобританию, и по тем же схемам.

Причем, тут выгода есть для всех: как для заводов, строительных фирм и т.п. (которые зарабатывают сверхприбыли на дешёвой рабочей силе), так и для компаний, обеспечивающих беспрепятственный поток «заробитчан» в светлую Европу (которые, естественно, как паразиты, живут за счёт денег, которые зарабатывают украинцы своим трудом).

Но, судя по всему, для украинцев и это за счастье, поскольку в родной стране и до войны было сложно: такие же длинные смены, нарушения трудового законодательства, отсутствие официального трудоустройства, переработки.

Примером может послужить письмо, написанное работником общепита, который в итоге уехал работать в Польшу. А с началом военных действий и с уменьшением финансовой помощи беженцам (и, как следствие, увеличением «армии безработных», которая в любую секунду готова занять твоё рабочее место, если тебя на работе что-то не устраивает), давление на рабочего катастрофически усилилось, а капиталисты получили в свои рукава таки немало козырей.

Невозможно рассчитывать ни на какое улучшение положения украинцев на польском рынке труда. Это не нужно никому, кроме самих рабочих. Следовательно, единственно возможным вариантом является урегулирование рабочих отношений со стороны работников: объединения в профсоюзы и самоорганизация. Очень важно знать и понимать свои права, тщательно читать договора. Знание языка также поможет в решении многих вопросов, от коммуникации с начальством – и до решения юридических вопросов.

В случае нарушения своих прав – записывайтесь на консультацию, наши юристы бесплатно сделают всё возможное, чтобы помочь с решением вашего вопроса.

Часть вторая: патриотический подъём

Глубинная пропаганда шовинизма доходит до высшей фазы. Девушка даже не рассматривает вариант того, что «москаль» может быть хорошим человеком и не поддерживать войну. Без вариантов. И, понимая автора, говорящего на русском, манипулирует человеком, чтобы тот говорил по-украински. Это именно то, что транслирует нам пропаганда и то, что она поощряет.

Разделение двух народов, отделение Украины всё дальше от культуры России (как языка, так и совместной истории) на руку вовсе не России и, как ни странно, даже не Украине. Вполне очевидно, что выгодоприобретателем будет третья сторона, которая противостоит российской олигархии, и, следовательно, России как таковой, и которой важно ослабить оную в своих таких же «олигархических» целях.

Но даже внутри Украины это будет раздувать новую волну шовинизма. Раз русский является языком общения многих национальных меньшинств на территории Украины, доля которых, согласно последней переписи, превышает 20%, то теперь любого, разговаривающего на русском языке будут приравнивать к «москалю»?

Мы уже не говорим о выполнении Закона о национальных меньшинствах, в котором закреплено право обучаться на родном языке. Но можно вполне себе представить, какая доля этнических русских останется в Украине после окончания войны. Их просто не будет, будет очень страшно называть себя «этническим русским».

И вот этот «домашний» шовинизм очень скоро выльется в открытое притеснение «неукраинцев», а точнее, – «неукраиноговорящих».

Раз уж мы так стремимся в Европу, то почему игнорируем пример таких стран, как Швейцария (в которой немецкий, французский и итальянский языки являются главными официальными языками Конфедерации, то есть, все законы и официальные документы должны быть доступны на этих языках), Бельгия (французский, нидерландский, немецкий), Люксембург (немецкий, французский, люксембургский диалект), Финляндия (финский и шведский)? Пусть мы и не разделяем это решение национального вопроса в полной мире, но стоит заметить, что Украина всё глубже закапывается в махровый национализм, всё больше транслирует шовинистические повестки, при этом защищая даже не национальные, а буржуазные интересы.

Ведь все частные поля, которые сейчас украинские военные, ценой своей жизни, возвращают Украине, на самом деле просто вернутся их прежним владельцам – олигархам. Тем олигархам, которые никогда не попадут на фронт и не будут защищать свою (официально и документально) землю. Вместо них гибнут простые рабочие, которых эти же олигархи эксплуатировали годами и на которых, собственно, и «заработали» свой капитал.

Критиковать власть во время войны запрещено, но очень важно задавать вопросы (хотя бы самому себе) и тогда станет немного понятнее.

Почему разгоняется патриотическая повестка, но нас всё так же обворовывают? Почему гуманитарная помощь оказывается на полках магазинов? Почему в центре отключают свет реже, чем на окраинах? Почему, несмотря на всю помощь западных партнёров, военные должны сами себя обеспечивать?