Общество
15 105

Новый декрет президента меняет работу общественных организаций – получить грант стало сложнее

Общественные организации ждали упрощения процесса получения безвозмездной иностранной помощи, но с новым декретом президента, кажется, их работа только усложнится. MediaBrest узнал мнение по этому вопросу у руководителей некоммерческих организаций Бреста.

Новый декрет №3 "Об иностранной безвозмездной помощи" вступит в силу уже в августе. По комментариям представителей организаций, документ только усложняет и без того длительный и трудоемкий процесс регистрации грантов. Станет сложнее согласовать цель проекта, не соответствующую перечню заметно сокращенного списка целей. Процесс регистрации, по мнению героев, так же будет занимать больше времени.

Мы спросили представителей нескольких организаций Бреста о том, какие проекты они реализовали в городе благодаря грантам и как новый указ отразится на их деятельности.

Ольга Крусь, координаторка проекта активное родительство в YMCA Brest:

У YMCA Brest (БрГО ОО «ХСВМ») есть опыт работы с иностранной безвозмездной помощью. В 2019 году мы реализовывали        проект «Активное родительство», поддержанный программой малых грантов Посольства США в Республике Беларусь.

Несмотря на скромную сумму гранта, процесс регистрации был крайне долгим и тяжелым. Мы впервые столкнулись с механизмами получения и использования иностранной безвозмездной помощи на практике, а не в теории. Следует отметить, что трудности в регистрации были связаны не только с «бюрократическими причинами», но и с нашей неопытностью. Однако, к концу 2019 года, когда мы успешно завершили проект, мы пришли к осознанию – теперь мы обладаем достаточным опытом для последующего использования ИБП.

К сожалению, такая уверенность царила у нас недолго. Мы с тревогой ожидали результата внесения правок в Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». Мы постоянно отслеживали новую информацию на государственных порталах, следили за юридическими процессами, влияющими на работу НГО на сайте Lawtrend.by.

С ещё большим драматизмом мы стали относится к ситуации, когда в стране началась пандемия и стали возникать проблемы у медучреждений с получением ИБП. То есть, в ситуации, когда важна каждая секунда и каждая маска на вес золота, медики были вынуждены отказываться или принимать помощь с оглядкой, опасаясь наказания.

Когда был опубликован новый декрет, у меня лично были смешанные чувства. С одной стороны я увидела очевидный «перекос» в возможности использования данной помощи госструктурами и ограничения возможностей НГО. Однако я считаю важным, что учреждения образования и здравоохранения получат некие привилегии – это важно и ценно.

С другой стороны, в новом декрете появился четкий перечень налогов и сборов, от уплаты которых может быть освобождена иностранная безвозмездная помощь. Вместе с этим там появилась особенно удручающая лично для меня информация: наличие платы за регистрацию ИБП с получателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – взимается плата в размере 0,5% от суммы (стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов и сборов.

Из-за этого сегодня мы относимся очень скептически не к возможности получить ИБП, мы уверены в своих силах и знаем, что пишем и реализуем ценные и социально значимые для города проекты, но в возможности зарегистрировать ее, в частности, заплатить за это взнос.

С учётом того, что мы, как и большинство НГО, существуем в большей степени благодаря членским взносам, поддержке меценатов, личным вкладам лидеров и волонтёров -- финансовые возможности у нас очень скромные. А теперь подаваясь на конкурс, нам необходимо считать, что мы можем себе позволить, а что нет. Это влияет на устойчивость нашей организации и проектов, влияет на тот эффект, который мы могли бы оказать на развитие местного сообщества.

Безусловно, мы не будем опускать руки и продолжим работать, в том числе с ИБП. К счастью, мы можем отметить, что местная власть заинтересована в конструктивном сотрудничестве с НГО, и если наши интересы и цели будут совпадать, а наши интересы лежат в русле Повестки 2030 и ЦУР, то мы сможем эффективно работать даже в новых условиях.

Алина Деревянко, заместитель директора по проектам Фонд развития Брестской крепости:

По новому декрету, из целей получения помощи полностью исключают культуру, хранение историко-культурного наследия и экологию. Мы как раз попадаем с этот список, так как занимаемся сохранением историко-культурного наследия. Остались социальные проекты и государственные организации, а коммерческие проекты убрали. Причем сейчас еще не совсем понятно, как это будет функционировать, возможно, такие проекты можно будет регистрировать, возможно, это будет дольше по времени. Прямо того, что «у вас нет шансов» не заявлено, и надо смотреть, как все будет развиваться на практике.

Для нас это стало своеобразным знаком того, что культура и историко-культурное наследие внезапно стали менее важными. До этого декрета с регистрацией грантов были сложности: это длительный процесс, занимающий до полугода. Надо согласовать проект, чтобы нам разрешили пользоваться помощью, и сложно было что-то планировать, сроки часто слетали. Еще нужно будет платить 0,5% от помощи за регистрацию, а это иногда достаточно значительные средства, которые общественной организации нужно где-то взять. Ресурсов у нас не так много, и это усложняет жизнь организации.

Позитивных моментов на самом деле очень мало, из плюсов можно назвать только то, что некоторые вещи очень четко прописаны: ты конкретно понимаешь, какие вещи освобождены от налогов, а какие нет. Пока мы не столкнулись с новой системой, можно только на словах рассуждать, как все будет работать, но со стороны нашей организации могу сказать, что нас ждут только новые сложности.

За два года до выхода указа к нему собирали рекомендации, сейчас вышло так, что они не были учтены. Их принимали, выслушивали, но ничего в итоге не приняли. Голоса организаций, которые осуществляют свою деятельность на основе этой помощи, не были учтены.

Когда начинаешь сравнивать со всеми соседними странами, где вообще нет никаких процедур регистрации, становится обидно. Экономическая ситуация сейчас улучшается во всех странах, в Беларуси в том числе. И зачем отказываться от помощи из России и Евросоюза?

Учредитель нашей организации из России. Даже его взносы расцениваются как иностранная помощь, и мы должны их регистрировать. Вроде союзное государство, многие вещи упрощены, а тут такие загвоздки. Это значительные ресурсы, от которых, получается, нужно отказываться. А это налоги, выплаты в бюджет, дополнительные инвестиции, которые всегда выплачивались, а сейчас, получается, даже этого Беларусь может лишиться…

Мы всегда регистрировали гранты, платили ФСЗН 35% и подоходный – все шло в бюджет. Если сейчас не будет возможности привлекать эту помощь и регистрировать ее, то государство тоже теряет, и я не думаю, что эти 0,5% это компенсируют.

Благодаря иностранной безвозмездной помощи мы смоги реализовать ряд проектов. Мы выпустили 3 том атласа крепости Брест-Литовск, фортовой период, все исследование проводилось за эти деньги. Подготовили базу данных «наследие брестской крепости».

В прошлом году реализовали проект, в рамках которого в Брест приезжали разные художники, и совместно с музеем «Берестье» мы устроили шоу «Вечер в музее» с музыкой и видео-проекцией. И сейчас мы презентовали креативный гид по Бресту «From Brest with love». Всего этого бы не было, если не помощь из-за границы.

Лариса Истомова, председатель «Клуба деловых женщин»

Мы общественная организация, которая осуществляет свою деятельность за счет пожертвований, как от граждан Беларуси, так и от иностранных граждан. Мы строим свою деятельность по двум направлениям: проекты международно-технической помощи и проекты, реализуемые за счет иностранной безвозмездной помощи.

В рамках первых у нас работает национальная горячая линия по безопасному выезду и пребыванию за рубежом, которая сейчас очень востребована из-за ситуации с коронавирусом. Она постоянно меняется, сложно уследить за последними новостями, а у нас всегда актуальная информация.

Начиная с марта, когда страны начали закрывать границы, многие наши граждане оказались в сложной ситуации. Благодаря нашей горячей линии, где постоянно работают сотрудники, мы отслеживаем информацию, сотрудничаем с государственными органами, такими как МИД, МВД и Минздрав. Помимо информационной помощи, мы оказываем еще и психологическую, т.к. она очень полезна и нужна людям.

Так же у нас есть проекты, которые мы осуществляем за счет иностранной безвозмездной помощи. На данный момент мы регистрируем проект, который финансирует представительство Германии – это работа с женщинами-заключенными, которые отбывают наказание в Бресте и области. Мы подали его15 мая и попали в ловушку - теперь не знаем, будут ли его регистрировать по старым правилам или по новым. Сейчас сложно сказать, будет это легче или сложнее, практических результатов этого указа еще нет.

По нашему проекту мы попадаем под те цели, которые освобождаются от налогов. Мы получили письмо-поддержку в нашем горисполкоме, подготовили пакет документов, отправили на департамент и ждем результаты. Кто знает, как это будет работать на деле?

В целом могу сказать, что новый указ затруднит работу. Наш проект, к примеру, должен завершиться 1 декабря. И если будет задержка с регистрацией, то мы не знаем, как осуществить нашу деятельность вовремя, чтобы не подвести партнеров.

Аналогичный проект мы реализовали в прошлом году, но регистрация так же была довольно длительная, и пришлось проект, который был рассчитан на пять месяцев, в авральном режиме воплощать в жизнь за три.

Григорий Терентьев, председатель правления Брестского молодежного общественного объединения (БМОО) «Время Земли»:

Я не могу изучить и комментировать новый указ с юридической точки зрения, так как я не юрист, но по нему сразу видно, что никаких изменений в лучшую сторону не будет.

При всей этой долгой регистрации средств и освобождении их от налогов уже до указа было очень тяжело получать гранты. Это длительные процессы. Сам проект, который ты пишешь, занимает время на подготовку, потом процесс согласование изменений в проекте так же занимает очень много времени. На это уходит несколько месяцев.

Регистрация обычно затягивается в среднем до полугода. Учитывая то, что мы находимся в Бресте, а департамент в Минске, нам приходится пересылать документы почтой. Если что-то сделано не так, тебе их высылают обратно, ты меняешь, опять отсылаешь… Если это связано с документами, нужно опять идти искать тех уполномоченных лиц, которые их подписывали, пытаться попасть на прием, получать новые бумажки. И сейчас это еще больше усложнили. Так что ситуация стала для общественных организаций ухудшилась.

На деятельности нашей организации это не сильно отразится, так как мы существуем в основном за счет членских взносов и гранты получаем крайне редко, но жаль, что многие полезные и важные проекты у других организаций могут не сработать.

Автор: Татьяна Гендель, фото из архивов героев