Общество
26 288

"Не все хотели убивать": история к 9 Мая

9
MediaBrest.by продолжает публиковать рассказы наших читателей о Великой Отечественной. Проект "Война в семейном портрете" объединил истории, которые передают из поколения в поколение. Валерия Колос записала воспоминания своей прабабушки.

Приходя на митинги, обычно слышишь душераздирающие, ужасные истории ветеранов. Насколько всё было тяжело, кровопролитно, холодно и голодно. Нет, я вовсе не хочу сказать, что они лгут - это не так.

Но скорее всего хотелось бы рассказать о том, что и среди немецких солдат были люди, которые не хотели войны. Они были должны, чтобы хотя бы попытаться сохранить свою жизнь.

Я не знаю историй от своих дальних родственников об ужасе, даже несмотря на то, что прадедушка служил под Ленинградом. Он не рассказывал ни своим детям, ни внукам ничего. Видимо, на то были свои причины. Но бабушка говорила: "Единственное, что всегда в нашем доме напоминало о войне - это его больная нога и ложка". Такая мелочь - ложка. Она прошла с ним всю войну, и в мирной жизни он кушал только ей.

А вот от прабабушки удалось получить более мирную информацию. Когда война добралась до места, где на тот момент она жила с родителями, ей было 12 лет. А теперь от ее лица.

Мы так много слышали о зверстве немецких солдат, что было поистине страшно. Но вся боль и ужас в тот момент обошёл нас стороной. Наверное, просто повезло с войском, которое отправили к нам. Было очень странно, но мы не боялись выходить на улицы, немцы угощали детей конфетами и пытались помочь мирному населению по мере своих сил.

Вы сейчас думаете, что мы очень рано взрослели: в 12 лет уже выпрыгивали замуж, рожали десятерых детей и знали всё о быте. Конечно, было гораздо больше обязанностей, чем сейчас, потому что технологии не были так развиты. Но всё равно в 12 лет я была еще ребенком. Наверное, именно поэтому я не боялась, леденящих кровь, рассказов, потому что видела совсем иное.

Мама, конечно, за нас волновалась и запрещала подходить к вражеским войскам. Но с одним солдатом нам даже удалось подружиться, насколько это было возможно. Мы пытались разговаривать: неумело и смешно. Мы не знали языка друг друга, поэтому в ход шли жесты, пальцы и рисунки...

По прошествии времени, смотря хроники, слушая других людей, я поняла, что нам просто повезло. А спустя десятки лет осознала, что везде были люди. Далеко не все хотели убивать. 

Многие из них, как тот солдат, чье лицо я уже и не помню, хотели жить, общаться радоваться и чувствовать. Не все были зверями, не всем нравилась возложенная на них миссия.

Так может мы зря всё разделили на чёрное и белое? Может зря считаем нацистов убийцами, а советских солдат в белых простынях? Везде был ужас, везде были люди.