МАРТ не спасет от SMS мошенников
Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, 15 марта, Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ совместно с представителями «Белорусского общества защиты прав потребителей» отчитались перед журналистами в Национальном пресс-центре республики о проделанной за год работе. Выступление вызвало неподдельную личную заинтересованность и участие у представителей прессы, еще бы, все мы «потерпевшие» и «маленькие люди» перед лицом монстра торговли и рыночных отношений, поставщиков услуг ЖКХ и товаров из интернета.
Как бы хорошо не звучали лозунги, провозглашенные 21-24 января 2020 в Давосе на Всемирном экономическом форуме о необходимости обеспечения конфиденциальности и цифровых прав для потребителя услуг с целью добиться всемирного «устойчивого потребления», но если в Беларуси тысячи граждан потеряли свои малые и большие средства от вирусных интернет-программ по рассылке SMS, то это надо пресекать сегодня и здесь.
МАРТ в лице Инны Гаврильчик, начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой, конечно, столкнулась с жалобами на компании мобильных операторов не в марте нынешнего года.
По существующей схеме реагирования многие из компаний, продавших сим-карты с вирусным «секретом», получили рекомендации устранить нарушения. Следующий шаг – судебный иск, как мера против недобросовестного выполнения услуг связи, не подал никто из потерпевших. Также Инна Гаврильчик сообщила, что, скорей всего, компании не сделали ничего, так как остается невыясненным факт происхождения «вирусных» рассыльщиков SMS. А это значит, что каждый из нас, кто не умеет вовремя блокировать SMS предложения и невольно или вольно допускает их в свою систему, будут платить и платить.
Причем, как выясняется, вирусные программы действуют четко в социальном срезе покупающих симкарты. Взрослым мужчинам предлагается интимподборка от анекдотов до фото, детям – стикеры мультяшных героев для обмена, старшему поколению – предложения по кредитованию чего угодно. Но, видимо, пока воз и дальше будет оставаться там же, ведь стоит чуть сместить существо проблемы, и мобильный оператор может от всего откреститься.
А именно, если предположить, что вирусные SMS приходят в наши телефоны исключительно по интернет каналам, то можно и бороться с ними как с интернет троллями. Так сделала компания А1, подробно проинструктировав в разделе «Помощь и поддержка. Мобильная безопасность» на своем сайте как избежать влияния мошенников, рассыльщиков вирусных приложений на короткие номера. Но в том то и дело, что зачастую SMS возникают при работе обыкновенных телефонных функций или безобидных приложений – «Диктофон», «Радио» и др.
Но, все же, и сам факт, что мобильный оператор признает такие рассылки телефонным мошенничеством, а не оплошностью пользователей, не потрудившихся «отключить, отклонить» ненавязчивый сервис, и то - большой шаг вперед.
Если пользователи сумеют обнаружить реквизиты такого мошенника, то его вполне можно привлечь к суду, обратившись в МАРТ или местную службу «Защиты прав потребителей». В данном случае все судебные издержки должен взять на себя ответчик. Но если мы по–прежнему ловим невидимку, то и обижаться будем на самих себя.
Кстати, стоит все же прочесть «инструкцию по безопасности» компании А1, чтобы не стать жертвой одного из самых распространенных видов телефонного мошенничества. Без ведома пользователя, но с его разрешения, может происходить списание маленьких и больших сумм со счета, даже если вы ребенок, пенсионер, который не умеет «руководить» своим телефоном или плохо видите… Как вариант реагирования, компания рекомендует не устанавливать подозрительных приложений, идти по ссылкам на короткие номера, удалять ненадежные SMS, ставить антивирус, позвонить 150 мобильному оператору.
Автор: Лариса Каштанова
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии