Крах империи Аяза Шабутдинова – инфорасследование
Когда-то Аяз изменил и мою жизнь на «до» и «после», заставив поверить в успех. Поговорим о том, какая судьба ждет молодого миллиардера, и почему посадить его не так-то и просто.
Дисклеймер: обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Автор материала не выступает ни защитником, ни прокурором ни судьей героя статьи, а любые намеки или совпадения – случайны.
Материал подготовил Андрей Вечерний – известный на vc.ru расследователь, разоблачитель, и ни разу нигде не инфоцыган.
Сегодня мы разберемся в деле самого навязчивого производителя рекламы, курсов, и основателя теперь печально-известного Like-центра, который учит начинающих и молодых предпринимателей строить успешный бизнес и за счет него жить полной жизнью.
Что случилось?
Инфобизнесмена и миллиардера Аяза Шабутдинова взяли под стражу на 1,5 месяца. Ему предъявили обвинение по 8-ми эпизодам статьи 159 УК (мошенничество в особо крупном размере), и теперь ему грозит до 10 лет тюрьмы.
Несколько учеников его курсов подали заявление: они отдали от 100 тысяч России до 1,9 миллионов за обучение, суть которого, по их словам, сводилась к вере в себя.
Почему его в итоге посадят?
Да-да, пока его не посадили. Человек считается невиновным и свободным до вступившего в силу приговора суда. То есть, после вынесения обвинительного приговора должно пройти как минимум 10 дней, чтобы считать человека севшим. Пока его подписка на свободную жизнь временно заблокирована, а сам абонент перемещен в комнату ожидания, но зато полностью за счет государства. На языке Аяза произошел внеплановый нетворкинг на локации.
Поэтому высказывания госпожи Мизулиной, как дочери доктора юридических наук в некоторой степени эм...поспешны.
Женщина симпатичная, конечно, но слушайте до конца
Пару лет своей жизни я был связан с вопросами уголовного права, и довольно плотно изучал наши законы вместе с практикой их применения. Мне едва ли доводилось работать именно со статьей 159, но я видел достаточно много примеров развития событий.
Усредним их на ситуации Аяза:
1) Он известная личность, и арест получил серьезный резонанс
Вчера мой Feedly просто дымился от этой новости. Кто не знает, это сервис, который собирает новости с нужных источников, и выдает заголовки – им пользуются редакторы и журналисты по всему миру.
При таком коктейле обвиняемый обречен на приговор, это реальная статистика. Вспомните, как часто громкий арест заканчивался оправдательным приговором или хотя бы условным сроком?
2) Он оказался в СИЗО
Мера пресечения в виде заключения под стражу – это крайняя мера, созданная для того, чтобы человек:
- перестал представлять опасность;
- не смог скрыться.
Чисто по сложившейся практике людей со вторым гражданством или ВНЖ (которых у Аяза несколько) из СИЗО не выпускают. Тем более, если это резонансное дело – судья не возьмет на себя риск смягчить меру на домашний арест, удрать с которого дело техники.
3) Посыпятся другие иски
И поверьте, их будет очень много. К Destra Legal уже пришло несколько десятков, и я слишком хорошо знаю этих ребят: часть этих заявок пришьют к текущему делу. Конечно, другую большую часть следствие отклонит, поскольку никто не будет расследовать такое мегаогромное дело: из-за особенностей УПК и ограниченного количества леса для производства бумаги для уголовных томов. Скорее всего заявок будет 2-3 сотни.
4) Есть прецедент
Да, он не завершен, и да, я знаю, что у нас толковательное, а не прецедентное право. Елена Блиновская не так давно оказалась в камере СИЗО, и ситуация крайне схожа. Там, где есть судебная практика, там есть и ориентир для других дел.
Мой прогноз простой: год-полтора Аяз пробудет в СИЗО, а затем получит от пяти лет общего режима, и успешно выйдет по УДО по половинке срока. Есть маленькая вероятность, что дело объявят особо сложным, и следствие может продлиться более 12 месяцев, а сам Аяз проторчит в СИЗО там пару лет, но на итог это особо не повлияет.
А еще довольно важное: ему возможно стоит сменить адвоката. Учитывая его выступление по мере пресечения, он звучал непрофессионально – обвиняемому вменяется 4 млн ущерба, а его годовой доход 300 млн, поэтому сумма незначительная, а значит и Аяз должен быть на свободе. Любой юрист скажем вам, что это ущербная линия защиты в вопросе ходатайства о содержании под стражей. Сумма значительна, в первую очередь для потерпевших, раз они подали заявление.
Обвиняемый не скроется, потому что у него устойчивые социальные связи, бизнес и сотни работников под его руководством. Аргументы следователя и прокурора не имеют оснований. Тот факт, что другой предполагаемый фигурант по делу скрывается от розыска не привязывает ответственности к Шабутдинову, а уголовный процесс, коей частью является данная стадия, не может строиться на предположениях, что знает даже стажер или пристав. И всё в этом духе.
Вот так должен звучать уверенный юрист – опираясь на факты, и уж тем более в вопрос меры пресечения давно заскриптован. В ином варианте адвокат либо не понимает, что говорит, либо просто набрасывает пуху перед своим клиентом, понимая исход дела.
Вполне вероятно, что он мог быть учеником какого-нибудь курса, что успешно применяет на практике. Но справедливости ради скажу, что я не был на его суде, и вполне допускаю, что СМИ вырвали единственную фразу из контекста, и другие аргументы были вполне норм.
Кстати, вот вам его фото по третьей ссылке, дальше думайте сами:
Он сам делает курсы. Аяз, все же найди нормального юриста
Почему его не посадят?
Я не был бы Вечерним, без объективного подхода. Вполне возможно, что мой прогноз ошибочен, и на его стороне достаточно много.
1) 159 статья одна из самых сложных в доказывании
И уж тем более, часть четвертая. Не буду погружать вас в юридическую пучину, но доказать (а уж тем более обосновать) факт мошенничества действительно трудно даже опытным юристам вроде прокуроров и судей. Для адвокатов это клондайк маневров линии защиты. И если бы в России был возможен суд присяжных по 159, поверьте, у нас бы не случилось ни одного обвинительного приговора, а я бы работал адвокатам по таким делам, потому что люблю затирать всякое интересное, тем более за деньги.
Мало кто знает, но это мое фото с выпускного
Но вангую: часть эпизодов отсечется за неимением состава. Потому что так принято.
2) С его стороны нет состава преступления
При ином раскладе Аяз на протяжении 10-ти лет мошенничал с абсолютно со всеми учениками.
3) Он нужен стране
Как хороший налогоплательщик. Учитывая текущую развитость института репутации в РФ это не особо отразится на самом Лайке. Люди как несли деньги, так и будут нести их дальше. Простой пример – Сергей Мавроди, у которого сейчас культ последователей в соцсетях.
Раньше меня это пугало. Но я повзрослел, и просто принял как факт, что мамонт вымер, а кто-то нет.
Аргументы так себе, знаю, но они есть, и могут повлечь переквалификацию на куда более простые статьи, отмыться от которых дело техники.
Как Аяз изменил мою жизнь
Нет, я не покупал его курсы или концентраты за 500 рублей. Всё куда круче.
Однажды я выступал в филиале крупного города Like-центра как автономный предприниматель: тогда я дрессировал домашних собак, и для провинции и своего возраста зарабатывал на этом хорошие деньги. Выступить попросил меня сосед по квартире, которую мы снимали пополам. Он как раз работал в филиале центра менеджером продаж, и восхищался Аязом, называя его настоящим гением.
Постараюсь рассказать коротко:
Моё выступление
До знакомства со своим соседом я был смутно знаком с деятельностью Like Центра, и не имел к нему определенной позиции. Тогда сосед при мне заработал около 150 тысяч за месяц работы – я своими глазами видел поступление на счет, и ничего грешного не подумал, тем более он без преувеличений жил на работе: уезжал рано утром, а возвращался к 11-12.
Хорошее место походу, раз так можно заработать: честно выложился, честно получил. Не знаю почему (скорее всего это было его задание) он залоббировал меня выступить на какой-то очередной встрече как представителя своего микробизнеса. В тот момент я был удивлен, что моя работа оказалась бизнесом, и решил, а че бы нет, выступлю, а заодно может и найду пару жирных клиентов.
Там было 40-50 человек, и я вышел на «сцену» где-то пятым по счету спикером – до меня ребята рассказывали, как они строили свои микробизнесы благодаря обучению в Центре. В общем, я вышел и представился:
– Всем добрый день. Меня зовут Андрей, и я – частный кинолог.
– Кто? – несколько человек из зала сказали это с неподдельным изумлением, а ещё несколько по виду явно слышали эти слова впервые. В зале витало недоумение.
– Частный кинолог, – повторил я, понимая, что выражение непривычное, и я мог просто его невнятно проговорить. Спустя секунду тишины, одна девушка выдала фразу: Фильмы что ли на заказ снимаете?
– Да, про собак, – ответил я
Далее, я, конечно, рассказал, чем занимаюсь, как зарабатываю, и как планирую развиваться далее. Но с шутки про кино никто особо не засмеялся, и есть подозрение, что многие так и не поняли, что кинодел я не особо.
В конце ведущий этого мероприятия пожал мне руку, и сказал, что пусть я и хорош, но мне нужно учиться, чтобы «развиваться ещё эффективнее». После семинара (или коворкинга, я так и не понял, как они это называют) я поговорил с парой мадам, у которых были непослушные собачки, чтобы я с ними позанимался, или как я это называю «разобраться с сучками».
Но не в этом суть: она была в том, что от спикеров (т.е. учеников) я слышал очень неприятные вещи в духе:
«Сраные парковщики у офиса попросили меня перепарковаться, конечно, они получают свои несчастные 30 тысяч, и хотят компенсировать на своей власти».
Ну, или как спикера в буквальном смысле булили за то, что он не называет сумму его доходов – как ведущий, так и половина зала. При этом он всё время улыбался, отдал за весь курс порядка 70 тысяч российских рублей, и хотел идти на какой-то там второй левел. В своем выступлении я затронул эту тему, и по наивности спросил, почему это было так важно? Аудитория ответила:
«А что, вот вам стремно что ли назвать свои цифры? Это показатель роста!»
Тогда я задал другой вопрос:
«А если я из налоговой?»
Эту шутку тоже почему-то не поняли.
Но в общем, впечатление у меня осталось, мягко говоря, не очень. А еще офис был в самом конце города в запутанных лабиринтах несуразного здания в 10 этажей, где было несколько главных входов.
Ну и клиенты, с которыми я смог предварительно договориться о занятиях так и не стали со мной работать – обычно такие обещания делаются на эмоциях, в сфере услуг так случается часто.
Судьбоносное послание Аяза
Так вот, мой сосед после выступления несколько раз рекомендовал мне взять тот самый концентрат за 500 рублей (на котором по отзывам продавали основное обучение). Далее, он начал предлагать открыть бизнес по передержке собак и кошек. Я привел ему ряд сложностей и трудности реализации, плюс честно сказал, что это малорентабельный бизнес, если помещение чужое и ты сам не работаешь там сутки с искренней любовью к животным. Он же ответил, что я просто ищу причины сказать «нет».
Далее он решил приглашать меня во все реферальные программы, что только мог найти. Самый перл был со скалодромом, куда он слил мой номер, и которые пытались 5 раз продать мне занятие под разными предлогами. Я не выдержал, и написал им что у меня «нет одной руки».
– Отлично, у нас есть программа реабилитации для инвалидов! – ответили мне в WhatsApp.
Потом он привел в дом юную девушку из какой-то деревни и с синяком под глазом, которую он якобы приютил из-за сложной ситуации. Я провел расследование, и оказалось, что эта девушка родила в 14, и вообще имела интересную славу. Не буду превращать статью в Санта-Барбару, но женщина на корабле дурное знамение.
После того случая я серьезно поговорил с ним, и спросил – зачем ты все это делаешь? Он ответил, что Like-Центр и философия Аяза научили его смотреть на жизнь иначе, как предприниматель.
Короче, в конечном счете он настолько меня задолбал, что в один прекрасный день я просто молча съехал от него в пригород, в очень хороший домик с террасой. Было обидно терять квартиру в таком удобном районе и за такие деньги, да еще и с видом на море и Золотой мост.
Но для справедливости скажу, что нам в принципе удавалось жить довольно дружно: мы действительно много экономили, ведя совместное хозяйство.
Но вышло так, что именно это в этом доме я завел собаку, познакомился с кучей крутых людей, и впоследствии переосмыслил отношение к жизни в городе и своей деятельности в целом. Жаль, что этот домик теперь на продаже, но спасибо его хозяйке за то, что я смог там пожить.
Этот парнишка, кстати, сейчас руководит небольшой веб-студией в городе, и наверняка неплохо зарабатывает. И я за него рад, правда. Но общаться больше не хочу. Как и со всеми, кто боготворит нашего обвиняемого.
В общем, благодаря его вере в Аяза моя жизнь действительно изменилась в лучшую сторону и стала... успешнее. Страшно представить, сколько таких историй с адептами Аяза может набраться по всей стране. Но вернемся к нашему герою.
Потерпевшие и состав преступления
Илья Варламов, как всегда, выпустил огромный фильм про ситуацию вокруг Аяза. Ну вы меня знаете, я парень щедрый и никогда не прочь поделиться своими наработками, даже если сам не выпустил премьеры.
Так вот, если верить ей, СМИ и самому Варламову, дело инициировала некая Наталья Калистарова, которая 4 года (!!!) назад купила курс за 1 миллион рублей, и только сейчас смогла добиться возбуждения дела. Она собрала несколько человек, кто так же пострадал и остался ни с чем от неэффективности курсов, подала коллективный иск, и вместе с ним добралась аж до депутатов Госдумы – Толмачева и Хинштейна. Далее дело пошло по ОБЭПам, и 16 октября 2023 дело было возбуждено.
Кадр из расследования Варламова
Истории всех потерпевших примерно одинаковые – поверили, взяли курс, разочаровались, но не смогли вернуть деньги. В принципе, это и была их основная претензия, но дело зашло чуть дальше, чем планировалось.
Но есть и те, кто обучением в целом доволен: одна из учениц взяла кредит за 20 тысяч российских рублей, а затем в течение пяти лет покупала всё новые и новые курсы. Тот парнишка, с которым я жил, тоже в восторге от Аяза.
Маркетинг Шабутдинова обвиняют в агрессии, но как видим работал он более чем отлично, вовлекая в свои курсы десятки тысяч людей.
Однако, в расследовании Варламова нет ничего, кроме эмоций и ярлыков в отношении доказательств виновности Аяза. Для контента самое то, но для расследования слабо. Эта ситуация вступила в юридическое поле, и при расследовании нужно опираться на реальные доказательства.
Так вот, обратимся к актуальной оферте Лайка, в которой и будут все ответы. Я прочитал её целиком, и вот пара важных пунктов (отредактировал в читаемый вид):
7.6. Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет какой-либо ответственности перед Заказчиком и/или любыми третьими лицами в случае возникновения у Заказчика (в том числе у Российской Федерации) в результате действий/бездействий Заказчика убытков (прямого ущерба, упущенной выгоды, иных материальных и не материальных потерь), штрафов, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе в связи с осуществлением Заказчиком предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя; осуществления деятельности без наличия специального разрешения или лицензии (если законодательством предусмотрена необходимость наличия лицензии или специального разрешения); осуществления деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией), а также в случае неуплаты Заказчиком налогов и сборов, возникновения иных негативных последствий в результате любого использования информации, навыков, сведений, полученных Заказчиком в ходе обучения.
Перевод – Заказчик полностью отвечает сам за себя, мы просто даем совет.
Далее:
7.8. Привлеченные Исполнителем лекторы/наставники, проводящие Занятия, могут иметь и выражать свое мнение, отличное от позиции Исполнителя. Исполнитель не несет ответственности за личное мнение/убеждения/позицию лектора/наставника. В рамках заключенного Договора Исполнитель принимает на себя обязанность по проверке материалов и сведений, предоставляемых Слушателю Исполнителем на соответствие заявленной тематике и Программе обучения. В случае выявления явных или скрытых призывов/действий, свидетельствующих о намерениях совершения, а также фактов совершения противоправных действий, Заказчик обязан незамедлительно информировать о них Исполнителя.
Это значит, что Аяз и Лайк не несут ответственности за всё, что говорил любой из Лекторов.
7.9. В ходе обучения лектор/наставник может делать ссылки на сторонние источники (статьи, книги, фото- и видеоматериалы), в том числе ресурсы и сайты в сети Интернет (сайты третьих лиц). Указанные третьи лица и их контент не проверяются Исполнителем на соответствие тем или иным требованиям (достоверности, полноты, законности и т.п.), в связи с чем Исполнитель не может и не будет нести ответственности за последствия использования Слушателем таких ссылок, ресурсов и сайтов третьих лиц.
А это – джекпот если в речи всегда ссылаться на источники, ты будешь кристально чистым.
Только по изучению договора уже видно большое количество маневров для защиты Лайка.
Кроме того, у Лайк Центра есть официальная и законная образовательная лицензия, которая подтверждает, что у них есть вполне себе образовательная программа, а учреждение соответствует стандартам Минпросвещения.
Но я не смог пробить её по базе:
Неверные данные, или уже отозвали?
Да, на суде многое будет зависеть от показаний свидетелей. Точно так же, как и от линии защиты и квалификации адвоката подсудимого.
Могу точно сказать, что даже я, будучи юристом-профаном смогу серьезно пошатнуть аргументы обвинения и показания свидетелей, если данный договор не имеет серьезных осечек. Если Аяз лично не вынуждал потерпевших брать кредиты, то состряпать хорошее уголовное дело будет тяжело.
Итог
Мой опыт взаимодействия с аудиторией Аяза был забавным. Но сам он не вызывает у меня ни симпатии, ни отторжения, поэтому я пожелаю ему одного – справедливого судебного разбирательства.
Инфоцыганство это плохо – это фальшивые надежды, кредиты и тот же результат что при алкоголизме, лудомании или другой страшной зависимости. Виноват ли в этом инфоцыган? Безусловно. Понимает ли инфоцыган масштабы последствий своих действий? Далеко не всегда. Просто потому что не понимают, оно так устроено. Понимать начинают только те, кто пострадал, или лишился всего. Например – остаться без свободы.
Добровольно нести деньги (да еще и лезть в долги) за сомнительное обучение, и верить, что есть чудо-способ заработать, как бы жестоко не звучало – естественный отбор. Все остальное покажет время.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии