Общество
936

Брестчане в поисках работы все чаще устремляются в Польшу и Литву

Брестчане в поисках работы все чаще устремляются в Польшу и Литву

Дубль два. К концу декабря нам снова обещают по тысяче. Рублей. Хоть и малость обесцененных за год, но тех, которые для многих работающих белорусов по-прежнему остаются недостижимой мечтой.

Потому неудивительно, что земляки все чаще обращают свои взоры на рынки труда соседних стран Евросоюза. Теперь уже не только близкой к Бресту Польши, но и Чехии, Германии, государств балтийского региона. По разным оценкам, за год в ЕС находят работу около 50 тысяч наших соотечественников. Большинство из них трудятся в строительных и транспортно-логистических компаниях. По словам представителей одной из фирм, которая помогает трудоустраивать наших земляков за границей, спрос на них в соседней Литве стабильно растет. При этом он далеко не всегда соответствует предложению. Наниматели в Польше, Чехии, странах Балтии все больше хотят видеть у себя высококвалифицированных работников, умеющих, например, классно монтировать вентиляцию или электрику. За вакансиями же часто обращаются т. наз. «специалисты широкого профиля», которых ценят по старинке у нас или в России - таким можно меньше платить и использовать по максимуму. В Европе уже другой подход. Там в тренде узкая специализация, но с более высоким уровнем компетенции - утверждают специалисты кадровых агентств.

«Сталы побыт»

Супруги Игорь и Диана из Каменецкого района покинули родину чуть больше года назад. Теперь снимают небольшую «двушку» в пригороде Варшавы. У Игоря есть водительские права всех категорий. Но сейчас он проходит обучение в Польше, чтобы получить удостоверение европейского образца (т. наз. код 95), позволяющее перевозить грузы и пассажиров на всей территории ЕС. В Беларуси молодой каменчанин два года работал водителем. Зарабатывал около 450 рублей. Потом начался кризис, фирма распалась, а найти работу с приличным заработком оказалось непросто.

У обоих супругов есть карта поляка, по которой они могут жить и работать в Польше. Там, к слову, живет родная сестра Дианы. Потому они и решились на переезд. В Варшаве Игорь нашел временную работу - стал на своей машине развозить пиццу. График - с 13.00 до 23.00 с двумя выходными на выбор. За каждую доставленную пиццу платили около 2 евро.

«Там я проработал две недели с одним выходным, старался работать больше в выходные дни, когда много заказов. За это время заработал около 450 евро - рассказывает Игорь. Позже он устроился на доставку ресторанной еды в один из крупных ресторанов Варшавы. График работы - с 9.00 до 17.00, выходные - суббота и воскресенье, Но сотрудник может выйти на работу в выходные по собственному желанию, чтобы заработать. «Здесь зарплата почасовая, около 5 евро в час. Предоставляют новую машину, компания ее заправляет, водитель только развозит заказы. Есть они или нет, зарплата будет одинаковой. С одной стороны, это плюс, так как ты знаешь, что без денег не останешься».

По словам Игоря, на доставку продуктов и подобную работу устроиться вовсе не сложно. Буквально сегодня ты можешь найти объявление в газете, а завтра уже быть при деле. Но все это работы временные, которые не предоставляют работникам никаких социальных гарантий. Чтобы устроиться на более серьезную работу в крупную фирму и получать хорошую зарплату, необходимо пройти собеседование и получить разрешение на перевозки.

«В Польше есть два основных вида договоров - Umowa o prace и Umowa zlecenie. По первому из них работник защищен, у него есть оплачиваемые больничные и отпуска. Второй чаще используют работодатели на временных работах, таких, как развоз пиццы, например. По нему у работника нет никаких социальных гарантий, оплачиваемого отпуска, больничных. Вроде бы есть бумажка, но она не дает работнику ничего», - говорит Игорь.

По словам молодых людей, чтобы белорусу устроиться на работу в Польше, есть два пути: получить карту поляка, после чего оформить уже в Польше карту Stalego Pobytu и устроиться на работу, либо найти работодателя, еще находясь в Беларуси, и получить рабочую визу. Буквально на днях супруги получили «сталы побыт», дающий право на получение 1800 евро на человека.

«Сложностей с языком у нас нет. Конечно, разговариваем мы на польском не так, как на русском, но учимся, общаемся, смотрим телевизор. Планируем оставаться, будем получать гражданство, так как в Беларуси в последние годы с деньгами у нас было совсем плохо. Тоска по дому особо не ощущается - от Варшавы до дома 250 километров, мы ездим на праздники, к родственникам, друзьям».

Брестчане в поисках работы все чаще устремляются в Польшу и Литву

Приятный бонус - отсутствие границ

Андрей живет в Брестском районе и работает водителем-международником на фирме, зарегистрированной в Литве.

«До этого я лет пять лет работал в Беларуси. Но начался кризис, зарплаты стали совсем никакие, и я понял, что нужно уезжать. Поговорил с сотрудником фирмы из Польши, которая занималась приемом на работу белорусов. Меня все устроило, и я подал документы. В этой фирме работаю с января 2017 года. Езжу по всей Европе: Германия, Франция, Испания, Италия. Первая моя поездка была на десятилетнем «MAN», а во вторую мне сразу дали новую машину 2017 года. Мое рабочее время начинается с того момента, когда я приезжаю на фирму в Каунасе. В сутки платят 60 евро, и я доволен».

Андрей целенаправленно искал европейскую фирму, так как это ему удобно. «Да, ты по месяцу и больше не бываешь дома, но на европейских трассах условия гораздо более комфортные - на каждой заправке есть кафе, душ, стиральная машина. Приятным бонусом является также отсутствие границ - не приходится выстаивать по трое суток в очередях на погранпереходах. Нет таможен, гораздо адекватнее полиция, лучше дороги». Требования к белорусским водителям и европейским, по словам «дальнобойщика», сильно не отличаются. Нашим нужно разрешение на работу, но с этим проблем нет: сперва делается рабочая виза, а потом литовский вид на жительство. Правда, в ЕС недавно изменилось законодательство.

«Раньше мы могли ездить по нашему удостоверению международника, а теперь, чтобы работать в европейской компании, нужно делать «Код 95». Чтобы его получить, приходилось посещать занятия в Литве. Все документы оформляла и оплачивала фирма, их стоимость (порядка 150 евро) удержали с первой зарплаты. А вот условия по оплате для белорусов и литовцев никак не отличаются. Платят абсолютно одинаково. Сейчас в европейских фирмах стало очень много украинцев», - говорит Андрей.

Для справки

По информации Департамента миграции МВД Литвы, балтийская республика привлекает граждан Беларуси тем, что «это недалеко от родины и нет языкового барьера». Около 10 % белорусских мигрантов в Литве - высококвалифицированные работники. Чаще всего это «айтишники», которые сразу приезжают с семьями. У них хороший английский, поэтому жить они могут в любой стране, но выбирают Литву, поскольку «чувствуют себя здесь комфортно и уютно», а литовские граждане воспринимают белорусов, скорее, «не как мигрантов, а как своих людей».

В последнее время Литва испытывает серьезные демографические проблемы. Когда в 1991 году страна вышла из состава СССР, в ней жили 3,7 млн человек. Сейчас население страны сократилось до 2,8 млн. С момента присоединения Литвы к ЕС в 2004 году ее жители массово устремились в поисках работы, в основном в Великобританию, Норвегию и Германию. По подсчетам социологов и демографов, к 2050 году в Литве останется лишь два миллиона жителей. Вот почему миграционная политика правительства в последние годы стала более либеральной. Не хватает квалифицированных работников, поэтому была облегчена процедура получения статуса трудового мигранта. Разрешение на получение национальной визы, например, выдается в течение 15 дней, в более короткие сроки оформляется и вид на жительство. Все это облегчает миграционные процессы, - подчеркнула  на Форуме диалога и сотрудничества имени Ежи Гедройца в Клайпеде представитель Департамента миграции Эвелина Гудзинскайте. По ее словам, белорусские мигранты в Литве третьи по количеству после украинцев и русских. Чаще всего они приезжают на год без семей, после чего стремятся получить вид на жительство. Почти 80% из них проживают в Вильнюсе. По прогнозам, в следующем году количество трудовых мигрантов в Литве вырастет еще на 40 процентов.