Bloomberg: ЕС не хочет возвращать беженцев Украине из-за нехватки работников
Владимир Зеленский хочет вернуть украинских беженцев на родину, но принявшие их страны не хотят лишаться новых работников.
Об этом пишет Bloomberg. По данным агентства, украинцы, сбежавшие от войны, оказались рабочей силой, за которую борются экономики Украины и стран Запада.
Лидия Василевская работала бухгалтером в Киеве, когда российские войска вошли в Украину. Она сбежала в Прагу, нашла другую работу и поселилась в небольшой квартире в тихом районе чешской столицы. Но спустя более двух лет после побега от бомбежек она оказалась втянутой в другой тип конфликта: экономическое перетягивание каната между ее родной страной и страной, которая ее приютила.
Решение переехать с двумя дочерьми и домашними животными на расстояние более 1000 километров теперь ставит Василевскую в противоречие с президентом Украины Владимиром Зеленским. Он хочет возвращения беженцев, чтобы поддержать разрушенную войной экономику и противостоять России. Тем временем большая часть Центральной и Восточной Европы испытывает нехватку рабочей силы, а такие страны, как Польша и Чешская Республика, не хотят терять людей.
Давление усилилось с тех пор, как Зеленский в своем новогоднем обращении сказал украинцам, что они должны решить, являются ли они беженцами или гражданами – или, как он выразился, жертвами или победителями – и что пришло время для страны объединиться.
«Когда вы слышите это, вы чувствуете, что вы не просто уехали, а бросили свою страну и вы плохой человек», – сказала 51-летняя Василевская, которая работает менеджером проектов в неправительственной организации, помогающей беженцам. «Неважно, где вы находитесь, каждый из нас может помочь в этой ситуации оттуда, где он находится прямо сейчас».
Страны Европы приняли миллионы беженцев после ввода российских войск в Украину в феврале 2022 года. Правительства предоставили им особый статус и распределили финансовую помощь. Некоторые страны уже сократили эту щедрость и не спешат предлагать украинским беженцам долгосрочные меры для обеспечения жильем или доступа к банковским кредитам.
В прошлом месяце Польша продлила действие законодательства, предоставляющего беженцам доступ к рынку труда и социальным льготам до сентября 2025 года. Продление обеспечит большую стабильность для украинцев, сказал заместитель министра внутренних дел Мачей Душчик.
«Наша экономика нуждается в рабочих», – сказал он.
В начале войны около 17 миллионов украинцев – более трети довоенного населения – покинули свои дома. По данным Агентства ООН по делам беженцев, более 6 миллионов остаются беженцами за границей. В эту цифру входят около 1,3 миллиона, уехавших в Россию по состоянию на конец прошлого года.
Центральный банк Украины прогнозирует, что в этом году страну покинут еще 400 000 человек из-за таких трудностей, как веерные отключения электроэнергии и угрозы энергетической инфраструктуре. Усилия по «углублению интеграции» украинцев в странах, принимающих беженцев, стали дня них новым стимулом уехать, говорится в отчете от 1 августа.
Украинцы трудились на польском и чешском рынках труда в течение многих лет до войны. Когда Россия ввела свои силы в Украину, многие вернулись на родину, чтобы сражаться. Отсутствие украинцев ощущалось в таких отраслях, как строительство и транспорт, по словам Яцека Пехоты, президента Польско-украинской торговой палаты. Во многих компаниях они составляли почти треть рабочей силы.
Теперь же ситуация изменилась. Зеленский пытается убедить своих союзников помочь вернуть в Украину больше мужчин боеспособного возраста, обращаясь к ним за помощью на двусторонних встречах. Людям в возрасте от 18 до 60 лет запрещено покидать Украину из-за войны. В мае на Украине был принят закон о мобилизации, который направлен на пополнение рядов армии сотнями тысяч военнослужащих.
Политики от Польши до Венгрии заявили, что не будут отправлять беженцев обратно, пока бушует война. Но есть и ключевая экономическая причина их удерживать, особенно в странах, руководство которых в последние годы настроено против иммиграции. Например, компании вынуждены искать рабочих в более отдаленных местах для заполнения рабочих мест на недавно построенных заводах по производству автомобилей или аккумуляторов.
35-летний украинец, проживший на юго-западе Польши более десяти лет, сказал, что, по его мнению, его новая родина так же нуждается в таких рабочих, как он. Он рассказал, что чувствует себя виноватым за то, что остается в Польше, но не готов отказаться от жизни, которую он построил в стране. Он сказал, что посещает психолога, чтобы тот помог ему справиться с внутренним конфликтом: остаться в месте, где обустроена жизнь, или ехать воевать за свою Родину.
Помимо украинцев, уже обосновавшихся в Польше до войны, страна по-прежнему принимает около 950 000 беженцев. Их вклад в валовой внутренний продукт составил от 0,7% до 1,1% в прошлом году, согласно отчету УВКБ ООН и бухгалтерской фирмы Deloitte. В отчете говорится, что домохозяйства украинских беженцев в Польше обеспечивают себя сами.
В Чехии украинские беженцы заплатили почти в два раза больше налогов в первом квартале года, чем получили в виде социальных пособий, показали данные Министерства труда. В стране также самый низкий уровень безработицы в Европейском союзе – 2,7%, что затрудняет поиск работников.
Большинство из 350 000 украинцев в стране – женщины с детьми, однако из тех, кто находится в трудоспособном возрасте, 72% трудоустроены, даже если в основном на менее квалифицированных должностях, чем они занимали на родине.
«Если говорить прямо, многие чешские компании зависят от навыков и упорного труда украинских беженцев», – сказал Томаш Проуза, глава главной лоббистской группы чешской розничной торговли и гостиничного бизнеса. «Строительная отрасль, например, полностью остановилась бы без украинских рабочих».
Вопрос в том, куда война пойдет дальше, особенно когда дело касается вербовки новых солдат.
«Важно помнить, что среди украинцев, живущих в Польше, есть и экономические мигранты, которые живут здесь уже много лет, и теперь они сталкиваются с моральной дилеммой», – сказал Артем Зозуля, президент Foundation Ukraine. «Среди украинских мужчин, живущих в Польше, есть определенный уровень беспокойства, поскольку нет точной информации о том, что произойдет в отношении мобилизации».
Это также горячая тема для разговоров среди украинцев-беженцев в Праге, по словам Василевской. Она не уверена в перспективе воссоединения со своей старшей дочерью, которая уже вернулась в Украину.
«Я бы все равно хотела вернуться домой, в свою квартиру и на дачу, к своим друзьям и на место, где похоронены мои родители», – сказала она. «Но я понимаю, что почти каждый день вокруг летают ракеты и другие предметы, которые могут попасть куда угодно и когда угодно».
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии