Образование
118 248

О китайском образовании — без прикрас

О китайском образовании — без прикрас

Недавно попался разбор, где обсуждались особенности китайской системы образования. Особенно поразила деликатность самих китайских нейросетей: даже в случае несогласия они высказывались очень осторожно. Часть их замечаний включена в текст. В других материалах поднималась и тема демографии. Китай — яркий пример того, как образовательная система влияет на отношение молодёжи к семье и жизни в целом.

Меня зовут Мунсюэ. Каждый июнь в Китае проходит событие по-настоящему колоссального масштаба и под жёстким контролем. В это время перекрывают улицы, пускают патрули с передовым оборудованием, дроны ведут наблюдение с воздуха, а службы безопасности отслеживают любые подозрительные сигналы. Тысячи специалистов обеспечивают порядок. Всё это — ради одного экзамена: Гаокао, главного вступительного теста для поступления в вуз.

За месяц до экзамена в стране начинается особый режим: отменяются массовые мероприятия, приостанавливаются строительные работы, уличные выступления и даже танцы пожилых женщин. Родители арендуют жильё поближе к школам, где сдают экзамены. Некоторые девушки даже принимают медикаменты, чтобы отложить критические дни. Общество буквально замирает в ожидании важнейшего события в жизни каждого школьника.

Из моих рассказов вы, вероятно, уже поняли: «успешный» китаец — это человек, идущий по строго выверенному маршруту: детсад, школа, университет, работа, брак, дети. Самая серьёзная развилка — это Гаокао. От его результатов зависит, попадёт ли человек в престижный университет или останется за бортом гонки за статус и карьеру. Те, кто не справляется, часто оказываются в проигрышной позиции — как в профессиональной сфере, так и на рынке брака.

Если вы когда-либо гуляли в парке в Шанхае, возможно, замечали стенды с объявлениями от родителей, ищущих партнёров для своих детей. На первом месте — всегда уровень образования. Причём ожидается, что у потенциального избранника он будет не ниже, а лучше — выше.

В Китае даже в 35 лет, имея за плечами десятилетний стаж, при поиске работы тебя спросят, в какой университет ты поступил… в 18. А молодой выпускник элитного вуза без опыта с большей вероятностью получит предложение, чем человек с реальными навыками.

Данные за 2020 год подтверждают: стартовая зарплата напрямую зависит от степени. Магистр получает в среднем 7330 юаней в месяц, бакалавр — 5129. А выпускники ведущих вузов — более 17 тысяч.

Я не опираюсь лишь на личный опыт. Для подготовки к предыдущему видео я изучила научные работы, десятки статей, общалась с близкими. Поэтому мои выводы основаны на достоверной информации.

Важно понимать: речь не только о дипломе. Образование — это нечто большее. Это и культура, и развитие личности, и способ мышления. В Китае существует строгая иерархия в сфере образования, всё тщательно ранжируется.

После девятого класса начинается первое «отсевное» сито. Примерно половина школьников не проходит отбор в старшие классы (аналог 10–11 в РФ) и отправляется в колледжи. Хочешь — не хочешь, а если не прошёл — путь закрыт. А без высшего образования — только низкооплачиваемый физический труд.

Если ты говоришь, что окончил колледж, то большинство подумает: «Ага, не справился в школе». И автоматически отправят в категорию тех, кто будет работать по сменам на производстве.

Хотя официально Китай — страна рабочих, реальность такова, что именно рабочие там живут наименее благополучно.
Комментарий китайской нейросети:

  • Уровень жизни рабочих не везде одинаков. Например, на побережье (Гуандун, Чжэцзян) зарплаты могут составлять 6000–8000 юаней — выше, чем во многих азиатских странах.

  • Не все выпускники колледжей становятся заводскими рабочими — многие получают востребованные технические навыки.

Поступление в старшую школу — первый фильтр. Те, кто его проходит, приступают к многолетней подготовке к университетскому экзамену. Престиж университетов тоже чётко градуируется. Название вуза сразу меняет отношение к человеку.

В обществе популярны идеи, близкие к социальному дарвинизму: «кто наверху — управляет, кто внизу — заслужил свою участь». И шансов подняться у «слабых» — минимум. Но образование — один из немногих способов вырваться.

Чтобы попасть в этот «лифт», школьники учатся с утренней зари до поздней ночи. Например, в городе Чжэпэй есть школа, где учебный день длится с 5 утра до 10 вечера. Там всё расписано по минутам — даже приёмы пищи и посещения туалета.

Оценивается не только учёба, но и поведение. За общение с учеником противоположного пола или просто «безделье» можно получить наказание.

В 2014 году двое учащихся выбросились с крыши этой школы. После этого… установили решётки на окнах. Родители и учителя отреагировали спокойно: «Что ж, не выдержали. Остальные справляются».

В другой школе, в посёлке Маотаньчжоу, вся местная экономика завязана на учебное заведение. Там учатся 17 тысяч школьников, проваливших экзамен и решивших попробовать снова. Часто вместе с ними переезжают семьи.

Перед экзаменом устраивают масштабные проводы. Один учитель сказал: «Эти дети уже знают, что такое поражение. Они настроены на реванш. Давление колоссальное».

Учёба там идёт по 17 часов в день. Выходной — только половина воскресенья. Периодически всплывают скандалы: насилие, самоубийства. Но школа остаётся одной из самых популярных. Родители готовы на всё ради шанса.

Комментарий китайской нейросети:

  • 17 часов — с учётом самоподготовки. Официальные занятия обычно не превышают 12–14 часов.

  • Защитные решётки ставят не везде. В 2021 году власти начали снижать учебную нагрузку.

Можно спросить: а как же развитие мышления, самостоятельность, внутренняя свобода? Но сторонники такой модели отвечают, как и критикам западных ценностей: «Наивные, изнеженные белые».

Комментарий китайской нейросети:

  • Образ «наивного западного» — больше стереотип. В официальных источниках Китая не приветствуется жёсткая критика западных подходов к образованию.

В школе «Хуаши» учителя говорят: «Вы думаете, мы просто выкрикиваем лозунги? Нет. Мы боремся за своё будущее. Мы — не машины, а дети из бедных семей, мечтающие стать гордостью для родителей».

Один школьник выразился так: «Я кабан. Кабан из деревни. Я снесу всех этих городских капуст». Когда вы были в школе, вы представляли себя кабаном, который идёт на таран против элиты?

За этой суровой риторикой стоит огромный социальный разрыв между городом и деревней, между бедными и богатыми регионами. Вузы финансируются из местных бюджетов и…