Под Вороново братья благоустроили бывшее болото. Власти требуют компенсацию в 450 тыс.руб
Двоюродные братья Павел Витукевич и Леонид Ненартович решили превратить болотистую местность между двумя деревушками в Вороновском районе в достойное место отдыха. За четыре года здесь появилось семь небольших прудов, беседки, мангалы, пирсы, мостики и даже дорога.
Когда-то по ней с трудом проезжал трактор, а сегодня здесь гуляют мамы с колясками. Однако недавно выяснилось — все это делалось самовольно, без разрешения. Братья получили претензионное письмо из Гродненской областной инспекции охраны животного и растительного мира о возмещении вреда. Сумма, которую им надлежит выплатить, солидная — более 450 тысяч рублей. Кто и кому сделал хуже? В непростом вопросе разбиралась корреспондент «СБ».
Об этой истории газета узнала во время одного из приемов граждан. С жалобой приехал житель Вороновского района Павел Витукевич, тракторист крестьянско-фермерского хозяйства. Скромный худощавый мужчина долго и путано рассказывал о своих бедах. Дескать, навел красоту в родной деревушке. Не мог спокойно смотреть, как зарастает отцовский пруд. Взялся за дело засучив рукава и за несколько лет превратил свалку в отличное место отдыха для всех жителей деревни. Но это обернулось непредвиденными проблемами.
Не так уж много найдется сегодня желающих вкладывать собственные деньги в возрождение неприметных деревушек, в которых жителей раз-два и обчелся. Еду на место, чтобы своими глазами увидеть рукотворную красоту. Павел Витукевич встречает на въезде в деревню Осова, а потом долго водит по тропинкам вдоль прудов.
— Уже полгода не кошу, руки опустились, — окидывает взглядом сверкающие на солнце пруды собеседник. — Сам покупал эти лилии, строил мостики. Вот здесь, справа, был свален мусор. Взял экскаватор, чтобы вычистить яму. Посадил дубы, ели, сосны, березки.
— А ольху зачем срубили?
— Не рубил, а убрал то, что лежало на земле, — объясняет тракторист. — Бобров здесь много было. Могу их норы показать. Обращался в землеустроительную службу райисполкома с просьбой каким-то образом оформить землю, но мне сказали, что нет такой возможности.
В деревне Осова у Павла Витукевича живет мама. Вон она, в поле, пасет коров. Проходим по дороге к домику рыбака, принадлежащему Леониду Ненартовичу. Предприниматель выглядит озабоченным, волнуется:
— Все бабушки из местных деревень вам скажут, что раньше ездили в костел по кругу, делая лишних 20 километров. Сейчас в лес ездят и на велосипедах, и на машинах. Какой и кому я причинил вред? В 50 лет вернулся на родную землю и облагородил ее. Восстановил «панскi млын», поправил берега речки, высадил более 250 саженцев ели и сосны. За свои деньги построил и поддерживаю в исправном состоянии три подкормочные площадки для копытных. В связи с плачевным состоянием дороги Осова — Биланцы решил и ее восстанавливать своими силами. Всю жизнь трудился комбайнером во время уборочной, получил за трудовые заслуги автомобиль. В свое время оформил предпринимательскую деятельность, а после 50 лет вернулся в родную деревню, чтобы развивать агротуризм. Все это я делаю из любви к своей малой родине, как учил меня отец. Этому же учу своих пятерых детей.
Более 450 тысяч рублей за 0,56 гектара леса и 7 прудов — такую сумму ущерба насчитали двум сельским жителям.
Председатель Погородненского сельсовета Ольга Синельникова целиком на стороне «нарушителей». Она не кривя душой может сказать о них только хорошее:
— Все, что вы видите, сделано для всех жителей. Зайдите в любой дом и спросите. Все довольны. Когда здесь был бурьян, никто не видел. Как только все расчистили и окультурили — сразу стало заметно. Они возрождают эти деревни. Люди приезжают, отдыхают, отмечают свадьбы. Деньги берут только за платную рыбалку, потому что один пруд взят в аренду.
Идем по деревне Осова. Здесь 19 подворий, зарегистрировано 35 жителей, но проживают постоянно чуть более 20 человек. Сами сельчане видят только положительные стороны происходящего.
— Соседи открыли нам дорогу, — заявляет местная жительница Юзефа Ластовская. — Хоть катись по ней. А раньше покойника не могли здесь провезти… Мы с дочкой постоянно гуляем, сидим в беседке. Столько труда вложено, денег, а тут еще и штраф надо заплатить. Не скосит он там возле речки, так через полгода уже в рост человека трава будет стоять. За что наказывать?
Чисто по-человечески или по инструкциям?
Почему о райском уголке между деревушками Осова и Биланцы узнали только спустя столько лет? Начальник Вороновской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Иван Шевчик не готов делать скоропалительные выводы:
— Если подходить к рассмотрению вопроса чисто по-человечески, то эти люди облагородили территорию за собственные средства. Однако нарушили при этом законодательство. Вряд ли они думали о таких последствиях…
Начальник Гродненской областной инспекции охраны животного и растительного мира Максим Мартынов восстанавливает хронику событий и называет причину, по которой управленцы заинтересовались отдаленной деревушкой:
— Жители двух деревень Осова и Биланцы обратились к нам с письмом, в котором пожаловались на действия земляков — двоюродных братьев Павла Витукевича и Леонида Ненартовича. Кроме того что те незаконно выкопали девять прудов за пределами своих участков и вырубили деревья, они еще установили заборы, которые преградили местным путь в лес. Свои фамилии авторы письма не указали, так как, по их словам, опасаются негативной реакции со стороны братьев. Наши специалисты, в том числе и я сам, выехали на место для разбирательства. Информация, изложенная в письме, подтвердилась.
В ходе проверки выяснилось, что Павел Витукевич расширил и углубил пруд, который более 25 лет назад выкопал его отец. Рядом обустроил еще один. Никаких документов при этом не оформлял. Леонид Ненартович изначально взял в аренду для рыбоводства уже существующий водоем. А потом самовольно выкопал еще несколько. Причем сделал это на участке лесного фонда, вырубив там деревья и кусты. На бумаге лес и сегодня есть, а по факту отсутствует. Ущерб, нанесенный природе, по закону придется возместить. Деньги немалые — более 450 тысяч рублей.
— Сумма вреда взята не с потолка, — демонстрирует список расчетов начальник инспекции. — Есть определенные таксы, обоснованные и утвержденные Национальной академией наук. В общей сложности уничтожено полгектара леса. «Белгипрозем» провел свое исследование, которое установило деградацию почвы на месте выкопанных прудов. К тому же никакой благородной цели в действиях братьев не усматривается. По сути, они совершили самозахват земли. Отдыхать на занятой территории можно только им самим. Остальным за деньги. На подъезде к своей усадьбе, где Ненартович построил дом рыбака, он отремонтировал дорогу. Но проехать по ней в лес местные жители не могли, путь преграждали земляной вал и ворота с замком. Когда мы туда приехали, то увидели табличку «Проход и проезд запрещен».
Найти человека, написавшего письмо в Гродненскую областную инспекцию охраны животного и растительного мира, так и не удалось. Местные поговаривают, что виной всему людская зависть. Раньше ведь никому дела не было до болотистого участка. По мнению лесничего Жирмунского лесничества ГЛХУ «Лидский лесхоз» Дмитрия Прудилко, никакого вреда природе активные сельчане не принесли — ни один, ни второй. По документам там числилось болото, на котором росли деревья и кустарники. Во время образования водной глади они ушли под воду. Часть зарослей ольхи была действительно вырублена, но они росли в воде. Как такового леса там не было. Люди облагородили территорию, навезли земли, построили дорогу. Аналогичного мнения придерживается директор сельскохозяйственного предприятия «Экспериментальная база «Октябрь» Андрей Венцкевич:
— Была болотистая местность, заросшая кустарником. По этой причине никаких сельскохозяйственных работ не проводилось. Сейчас там наведен порядок, приятно ходить и ездить.
Возмещать вред в солидарном порядке, то есть поровну, братья отказались и попросили разделить эту сумму соответственно деяниям каждого. Сейчас дело передано в Вороновский РОВД, где решают вопрос о привлечении нарушителей к уголовной ответственности по статье 269 (порча земель).
…Я уезжала из Осовы, и у меня никак не выходили из головы слова одного из сельчан: «Вот увидите, пройдет еще несколько лет и от былой красоты, скорее всего, здесь не останется и следа».
Увы, к сожалению, из журналистской практики знаю: такие истории не единичные — когда кто-то хочет сделать лучше, а в силу разных причин нарывается на неприятности. И скажу честно: мне бы очень хотелось, чтобы в данном случае были учтены не только инструкции и сухие нормативные акты, но и интересы людей, на что всегда нацеливает власть Президент. Я говорю не только о Павле Витукевиче и Леониде Ненартовиче. Но и о благодарных им земляках. Во всем, в конце концов, должен быть здравый смысл. На это и надеюсь, раз уж взялась за такую непростую тему…
Николай Розум, председатель Вороновского райисполкома:
— Благоустройством деревни Осова Павел Витукевич начал заниматься уже давно. Человек просто старался сделать лучше и красивее то место, где он родился. Нарушил ли он при этом законодательство — надо доказать. Его двоюродный брат Леонид Ненартович арендует озеро. По нашей информации, он выкопал рядом с ним еще несколько небольших прудов. Однако, на мой взгляд, сумма ущерба, который должны выплатить родственники, несоизмерима с содеянным. Надо хорошенько разобраться в ситуации, чтобы сделать окончательные выводы. Мы только рады, что в сельской местности появилось место, где все желающие могут отдохнуть без каких-либо ограничений.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии