Новости в мире
24 456

В Турции начались волнения после обвала лиры на 20% за день

Турция продолжает погружение в поисках «дна» экономического хаоса со стремительным падением национальной валюты – лиры, которая обесценилась на 45% с начала года и стала худшей среди аналогов на развивающихся рынках.

Очередная волна девальвации, подбросившая курс доллара на 20% за день и едва не ставшая крупнейшей в истории, вывела граждан Турции на улицы Анкары, Стамбула, Измира и других крупных городов, сообщает finanz.ru.

Как сообщает Al-Arabiya, полиция забаррикадировала подходы к площади Тансим в Стамбуле вечером во вторник, в то время как оппозиционные партии синхронно призвали к отставке правящего страной 18 лет президента Реджепа Эрдогана.

Эрдоган три года назад взял под свой контроль турецкий центробанк, получив полномочия назначать и снимать членов совета директоров, и требует снижения процентных ставок вопреки инфляции, которая достигла 20% и приближается к рекорду с начала 2000-х.

Сняв трех глав ЦБ за последние три года, Эрдоган добился своего: в 2021 году ЦБ снизил ключевую ставку РЕПО на 4 процентных пункта (до 15% годовых), отправив лиру в свободное падение и сделав ее слабейшей валютой на планете.

Во вторник курс доллара к лире поднимался до 13,52 лиры за доллар, хотя начал ноябрь на отметке 9,6, а в январе держался около 7,5.

«То, что происходит с лирой, – это безумие. Но это следствие безумной монетарной политики, которая проводится в Турции», м говорит Тим Эш, BlueBay Asset Management.

Из-за валютного кризиса в Турции приостановлены продажи новых автомобилей, прекратили работу онлайн-магазины Apple, а топливные компании обсуждают возможность 10-процентного повышения цен на бензин.

Эрдоган «верит в неортодоксальную теорию, что вы можете с помощью увеличения расходов выбраться из инфляции, ускоряя рост экономики и увеличивая предложение (товаров), а цены рано или поздно стабилизируются сами собой», – рассказывает Омер Таспинар профессор Национального университета обороны.

Слабая лира в логике Эрдогана должна помочь нарастить экспорт и сделать Турцию привлекательной для туристов. Но эти теории «далеки от реальности, поскольку у страны огромный дефицит бюджета и нет резервов», говорит Таспинар.

Эрдоган, ранее утверждавший, что повышение ставки центробанка ускоряет инфляцию, а не тормозит ее, продолжает защищать свою теорию, апеллируя к богу и обвиняя в девальвации иностранных недругов.

«С помощью Аллаха и нашей нации мы выйдем победителями из войны за освобождение экономики так же, как мы вывели страну из бедствий и проблем», – заявил Эрдоган на заседании правительства в понедельник.

Он добавил, что «доволен» снижением ставки ЦБ, а обвал лиры назвал «игрой», которую ведут против Турции спекулянты.

Сейчас лира отыгрывает падение, прибавляя 7% в то время как по рынку ползут слухи о государственном вмешательстве. Ряд банков уже приостановили операции с иностранной валютой на фоне спекуляций, что власти введут контроль за движением капитала – иными словами, ограничат валютные транзакции, пишет The Guardian.

Поддерживать лиру турецкому ЦБ де-факто нечем: его чистые резервы (за вычетом обязательств и средств коммерческих банков) близки к нулю. При этом ноябрь принес повышенный спрос на валюту из-за погашений внешнего долга – на 8 млрд долларов за месяц.

Отскок лиры не должен вводить в заблуждение: пока не изменится экономическая политика, она продолжит дешеветь, считает Крейг Эрлам, трейдер Oanda.

«Такова реальность Эрдоганомики, и все могут ее увидеть. Инфляция, взлетающая до небес, и падающая валюта», – говорит он.