Новости в мире
76 738

В США тысячи исков против Meta, Google, Snap и TikTok: соцсети обвиняют в вреде детям

В США тысячи исков против Meta, Google, Snap и TikTok: соцсети обвиняют в вреде детям

С 2022 года в судах США зарегистрировано около 4 тысяч исков против технологических гигантов Alphabet, Meta, Snap и ByteDance. Компании обвиняют в том, что они осознанно создали зависимость от соцсетей и тем самым нанесли вред психическому здоровью детей и подростков, сообщает Bloomberg. Первые слушания назначены на конец января 2026 года.

Среди истцов — более тысячи школьных округов и три четверти всех генеральных прокуроров штатов США, включая власти Нью-Йорка, где проживает около 1,8 млн несовершеннолетних. Помимо обвинений в ухудшении психического здоровья, компании упрекают в распространении опасных трендов вроде «зацепинга» — поездок на крышах поездов, которые подростки снимают для соцсетей.

Иски начали массово подавать после того, как бывший менеджер Meta Фрэнсис Хауген в 2022 году опубликовала внутренние документы компании. Среди них были данные, согласно которым треть подростков призналась, что Instagram ухудшает их восприятие собственной внешности.

Сейчас большинство исков объединено в два крупных судебных процесса — федеральный и штатный (Калифорния). Некоторые дела рассматриваются отдельно, например, иск прокуратуры Нью-Мексико, обвинившей Meta в том, что компания не раскрыла полные данные о чат-ботах, потенциально вовлекавших детей в неуместные разговоры.

По словам юриста и основателя Social Media Victims Law Center Мэттью Бергмана, компании не смогут прикрыться Параграфом 230, освобождающим платформы от ответственности за пользовательский контент. Он отметил, что речь идёт не о постах, а о преднамеренном дизайне сервисов, заставляющем пользователей проводить как можно больше времени в сети.

Если суд удовлетворит иски, технологические компании могут столкнуться с многомиллиардными штрафами и обязанностью пересмотреть правила работы с несовершеннолетними. Bloomberg сравнивает этот процесс с делами против табачных компаний в 1990-х, когда производители обязались выплатить более $200 млрд компенсаций и отказаться от рекламы, ориентированной на молодёжь.

Ранее суд разрешил экспертам-медикам участвовать в слушаниях, но без права обсуждать мотивы компаний. В ответ на давление, платформы начали вводить ограничения: YouTube повысил минимальный возраст для прямых трансляций до 16 лет, а Instagram ограничил показ контента пользователям младше 18 лет.