США обнаружили в Венесуэле и Иране танкеры-призраки

Новости в мире
16:04
50 628 просмотров

На рынке услуг, помогающих компаниям уходить из-под американских санкций, появились средства радиоэлектронной борьбы, меняющие позиционирование кораблей в системе идентификации.

Соединенным Штатами Америки все труднее контролировать выполнение санкций, введенных ими против России и других государств, чей политический курс расходится с их собственным. Серьезные проблемы возникли соблюдением эмбарго на поставки нефти из Ирана и Вэнесуэлы, сообщает «Эксперт».

Associated Press накануне опубликовало материал, в котором указывается на невозможность контроля за танкерами-призраками, заходящими в порты этих стран. Речь идет о технологиях сокрытия и подмены местоположения того или иного гражданского судна с помощью средств радиоэлектронной борьбы, ранее доступных только военным.

Тотального контроля больше нет

Специализирующаяся на морской разведке и поставляющие данные правительству США компания Windward, сообщила, что за последние два года ей было зафиксировано более 350 случаев, когда коммерческие суда водоизмещением более 300 тонн посредством технологий РЭБ якобы подменяли свое реальное местоположение по GPS и, соответственно, неправильно позиционировались в Автоматической идентификационной системе, использование которой в обязательном порядке предусматривается Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море.

Отмечается, что под подозрением находится около 200 торговых «летучих голландцев». При этом Windward не может однозначно утверждать, где в это время были и что делали данные корабли, но все-таки указывает на то, что они заходили в порты находящихся под санкциями стран и брали на борт запретную нефть или другие продукты. Как говорится, «highly likely».

«Ни об одном таком случае я ранее не слышал. Ни с российскими судами, ни, тем более, с зарубежными. Если бы это, действительно, было, то капитан и судовладелец сразу же бы подлежали наказанию», – заявил «Эксперту» профессор, вице-президент Российской ассоциации морского права Камиль Бекяшев.

В статье АР в качестве примера приводится история с нефтяным танкером «Тюльпан», ходящим под панамским флагом, но принадлежащего зарегистрированной в Гонконге компании Victory Marine Ltd, который якобы вывез из Венесуэлы нефть для другого гонконгского предприятия, которое, впрочем, названо подставным. При этом танкер, согласно данным идентификационной системы, находился в это время у берегов Западной Африки.

Помимо отсутствия возможности тотального контроля за курсом и местоположением, другие претензии к репутации большинства из 200 неназванных судов в части соблюдения ими морского законодательства отсутствуют. «В остальном они хорошо себя ведут», – констатируют в Windward, объясняя это тщательным подбором кораблей со стороны судовладельцев. Однако тенденция в любом случае налицо – тотального контроля на море за соблюдением санкционного режима уже нет, что признают и сами контролеры.

«Если ты идешь в банк в лыжной маске, все понимают, что ты задумал. Но здесь они будто работают внутри вместе с кассиром. Никто не может их видеть», образно возмутился один из менеджеров Windward.

Кстати, еще одной «мертвой зоной» с точки зрения «всевидящего морского ока Вашингтона» являются китайские порты, благодаря действующему в Поднебесной закону о конфиденциальности данных.

Санкции порождают санкции

При всем этом даже немного странно, что в контексте текущей информационной компании по «готовящемуся» нападению России на Украину среди портов, в которые заходят суда-призраки, пока не упоминаются, например, гавани Крыма. Удивляет и то, что названия российских нефтяных компаний не появились в списке обвиняемых. Также в ближайшее время можно ожидать появления обвинений в адрес российских оборонных предприятий в подрыве безопасности судоходства в мировом океане, посредством продажи нарушающим санкции судовладельцам средств РЭБ, способных скрывать местоположение огромных танкеров.

«Естественно, у России такие технологии имеются. Причем, даже более совершенные, нежели те, которые описываются в статье АР. Например, там рассказывается, что суда попадали под подозрение из-за слишком крутых поворотов на большой по морским меркам скорости или дрейфу по идеальному кругу. Или из-за того, что виртуально находились вне пределов зоны действия спутника, передающего их координаты. Все это преодолимо. Есть возможность создавать виртуальную иллюзию движения судна вполне реалистичным курсом без выписывания подозрительно идеальных геометрических фигур. А то, что описывается в статье, имеется в арсенале у вполне определенного ограниченного количества стран. И запустить такую технику через посредников на «черном рынке» в гражданский оборот в 2020 году мог кто угодно, но не Россия. Едва ли бы наша страна поставила комплекс РЭБ на панамский танкер. Да и с нефтью у нас все в порядке без того», – сообщил «Эксперту» источник в одном из российских предприятий, занимающихся производством радиоэлектронного оборудования.

Комментируя для «Эксперта» информацию о применении радиоэлектроных средств для прикрытия «серых» рейсов торгового флота директор Центра анализа мировой торговли оружием, главный редактор журнала «Национальная Оборона» Игорь Коротченко, отметил, что она «носит политически ангажированный характер и используется в контексте борьбы с теми режимами, которые США объявили враждебными».

Если, согласно известной формуле, деньги должны делать деньги, то в логике сдерживания России и других оппонирующих Западу санкции должны порождать новые санкции. А еще одной причиной придания огласке информации о торговых судах-призраках со средствами РЭБ на борту именно сейчас могло стать недавно озвученное желание администрации американского президента добиться пересмотра Конвенции Монтрё и ведения новых правил прохода через Босфор и Дарданеллы, а также навигации кораблей в Черном море.

Между тем, через хитросплетения истории с изменением геопозиционирования кораблей проглядывает весьма любопытный тренд. В мире складывается и, похоже, быстро развивается настоящий рынок услуг, помогающих обходить санкционное давление «Дяди Сэма» и его сателлитов. Компаниям предоставляется лоббистская, юридическая и технологическая поддержка. Судя по тому, сколь высокие технологии оказываются доступны в рамках антисанкционного маркетплейса, ограничительные меры США уже не являются в восприятии бизнеса чудо-оружием, способным разрывать в клочья экономки оппонирующих государств.