На пороге великих закрытий. С чем Рунет встретил своё 28-летие
7 апреля 1994 года считается днём рождения российского сегмента интернета — Рунета. В девяностые доступ к Всемирной паутине считался окном в мир сетевых свобод и мостом, соединяющим страны через все границы. Сейчас это окно раскрыто уже не так широко, и никто не берётся с уверенностью предсказать, не закроется ли оно вовсе. Крупные зарубежные интернет-платформы и сервисы щедро накладывают всё новые санкции на российских пользователей и СМИ, а мировые провайдеры прекращают работу с российскими операторами. Готов ли Рунет к возможной изоляции и какой будет сетевая жизнь россиян на фоне санкций — мнение экспертов.
Великое переселение
Уже многим очевидно, что Рунет после начала спецоперации на Украине не сможет оставаться прежним. Перемены назревали давно, но всего за месяц российский сегмент интернета претерпел серьёзнейшие изменения.
Например, коренным образом изменился ландшафт доступных россиянам социальных сетей. В конце марта суд в Москве по требованию Генпрокуратуры признал компанию Meta* — владельца американской социальной сети Facebook, Instagram и мессенджера WhtasApp — экстремистской организацией и запретил её деятельность в РФ.
Но ещё до этого Роскомнадзор заблокировал Facebook и Instagram (и они тоже теперь запрещены в РФ) после ограничения социальными сетями доступа к официальным группам российских СМИ и разрешения ненавистнических высказываний и призывов к насилию в адрес российской армии.
Несмотря на то, что эти социальные сети по-прежнему доступны через VPN, многие российские пользователи решили покинуть их.
По данным на 20 марта, только за первые десять дней блокировки Facebook число пользователей социальной сети в России упало на 40%. Аудитория Instagram за день после блокировки снизилась на 16%.
За последний месяц с лишним российский регулятор в целом стал уделять намного больше внимания контролю над содержимым различных ресурсов. Например, Роскомнадзор потребовал у «Википедии» удалить ряд статей с антироссийской информацией о военных действиях на Украине.
Аналогичные требования российские власти предъявили и к Youtube, что вызвало шевеление в его российском аналоге, RuTube. Там стали готовиться к миграции аккаунтов после возможного отключения зарубежной площадки — предложение мигрировать, в частности, разослало Минобрнауки по школам и институтам.
Меж тем разговоры о блокировке Youtube не перестают идти. Как сообщал Роскомнадзор, на эту платформу загружено более 10 000 экстремистских материалов и их никто не собирается удалять. 7 апреля YouTube наравне с другими сервисами Google стал маркироваться в Рунете как нарушающий законы РФ.
Недоступными становятся в российском сегменте Сети также некоторые другие зарубежные сервисы. 3 апреля РКН заблокировал доступ к поисковику вакансий Jooble. Это произошло после того, как сервис ограничил доступ россиянам и белорусам.
Вместе с тем начала расти аудитория «Вконтакте» и Telegram. По данным на 4 апреля, аудитория «Вконтакте» превысила 100 млн человек, а мессенджер Telegram в марте в России впервые обогнал по популярности WhatsApp.
Получится ли сдать назад
Опрошенные «Секретом фирмы» эксперты уверены, что масштабные блокировки могут продолжиться. При этом, как заявил эксперт по информационной безопасности Алексей Лукацкий, скорее всего, разблокировать уже закрытые ресурсы вряд ли кто-то захочет. По его словам, из множества ограничительных мер в Сети, принятых в последние годы, отменяли единицы. Редкие исключения, среди которых мессенджер Telegram, только подтверждают правило.
Генеральный директор компании веб-интегратора «Моризо Диджитал» Денис Царев добавил, что в России есть собственные базовые сервисы цифровой инфраструктуры.
«Карты, поиск, финансовые сервера, социальные сети, государственные услуги. Это даёт регулятору определённую уверенность в том, что отключение конкурирующих западных проектов не приведёт к коллапсу. Поэтому в ближайшее будущее мы увидим повышенное внимание регулятора к любым действиям иностранных интернет-ресурсов», — считает Царев.
Операция фрагментация
Пока российские пользователи уверенно обходят блокировки с помощью VPN-сервисов. Эти программы делают доступными все де-юре заблокированные в России сервисы, меняя российские IP-адреса на иностранные.
Власти использование подобных лазеек прямо не порицают: многие продолжают вести профили в заблокированных соцсетях, а пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков даже признался, что у него тоже стоит VPN.
Тем не менее Роскомнадзор уже давно ведёт работу по блокировке популярных VPN-сервисов, чтобы затруднить доступ россиян к противоправной информации. Но, как показывает опыт Китая, там, где блокируют один VPN, через краткое время появляется минимум один альтернативный.
По словам разработчика Центра анализа данных Всероссийской академии внешней торговли Емельяна Мараховского, возможно, некоторые VPN будут блокироваться, однако заблокировать сразу все VPN — задача затруднительная. «Не уверен, что её будут реализовывать сейчас», — сказал эксперт.
Однако, если поставить такую цель, технически все VPN заблокировать вполне возможно, говорит доктор юридических наук, президент компании «Интернет и право» Антон Серго. Вопрос лишь в том, насколько это оправданно.
«Блокировки и способы их обхода — это вечные соревнования снаряда и брони. Как я понимаю, задачи заблокировать все VPN не стоит», — указал Серго.
Отгородить Рунет от всего мира гипотетически возможно, воссоздав в стране «Великий китайский файрволл». Однако такой сценарий тоже маловероятен. По словам юриста Роскомсвободы Никиты Истомина, ряд российских чиновников и технических специалистов уверены: проект «Золотой щит» или «Великий китайский файервол» повторить сейчас в России невозможно.
«Я бы добавил, что это невозможно не только по техническим причинам, но и по политико-культурным. Для примера скажу, что мне трудно представить, чтобы в Китае официальный представитель руководства Коммунистической партии публично заявил, что использует VPN», — сказал Истомин.
Для того чтобы создать «Великий китайский файерволл», России придётся нанять огромный штат людей, продолжает Алексей Лукацкий. Эти люди должны будут читать огромные переписки и коммуникации с внешними ресурсами и блокировать всё то, что угрожает территориальной ценности.
«В Китае людей, занимающихся этим, около 100 000. В России по ряду причин нельзя представить, что получится нанять хотя бы 10 000 человек», — уверен эксперт.
Другая проблема заключается в том, что Рунет менее самодостаточен, чем китайский сегмент интернета.
«В Китае есть множество локальных Youtube, Facebook и других сервисов. И жителям этой страны всё равно, что происходит за пределами их страны. Они пользуются в основном местными продуктами. В России пока этого нет. Поэтому в ближайшее время россияне будут стараться искать пути обхода блокировок. А регуляторы будут эти возможности ограничивать. Боюсь это говорить, но когда-нибудь могут ввести и юридическую ответственность за обход блокировок», — сказал Лукацкий.
Тем не менее, по словам директора Digital&Social Media агентства PR Partner Дамира Фейзуллова, сейчас есть условия для того, чтобы российский сегмент интернета развивался полностью изолированно, но это будет стоить больших денежных вливаний. Так что, скорее всего, в РФ продолжатся локальные блокировки, а глобальных ограничений не будет.
Проверка на устойчивость
Другим сценарием изоляции может стать развитие сети по модели «устойчивого (надёжного) Рунета». В этом случае российский сегмент будет отключен от Всемирной паутины, а передавать трафик за пределы России будет запрещено.
Сейчас Рунет функционирует по открытой модели, свободно обмениваясь трафиком с международными магистральными провайдерами, несмотря на то что некоторые из них, как Cogent и Lumen, уже объявили о приостановке работы в России. Фактически они продолжают поддерживать российские сети, но если мировые провайдеры решат отключить Россию от своей инфраструктуры, скорость соединения в стране может существенно замедлиться, рассказал «Интерфакс» со ссылкой на источник в отрасли, знакомый со внутренними процессами среди зарубежных провайдеров.
Такой сценарий считается крайне маловероятным: это не только сильно повлияет на стабильность работы и доходы самих международных провайдеров, но и потенциально грозит дроблением Всемирной Сети на множество национальных интернетов. А это, указал источник «Интерфакса», будет «трагедией тысячелетия».
Все понимают: если отключить россиянам интернет, лучше не станет. А вот хуже — да, причём не только России, но и подключённой через неё Средней Азии.
Тем не менее российские власти рассматривают вариант отключения России «извне» как реальную угрозу и начали предпринимать меры по противодействию ей задолго до украинских событий.
Ещё в 2019 году в России прошёл эксперимент по отключению от мировой сети при участии крупных операторов сотовой связи, провайдеров, а также ФСБ и других структур. В ходе него протестировали несколько сценариев сохранения интернета в случае разнообразных блокировок снаружи и изнутри.
По словам Роскомнадзора, такие учения проводятся ежегодно для повышения безопасности инфраструктуры. Но лишь в 2019-м они обрели форму закона. По замыслу его авторов, для защиты России от внешних киберугроз необходимо создать национальную систему доменных имён и реестр точек обмена трафиком, а также оснастить сети всех операторов связи техническими средствами противодействия угрозам (ТСПУ), позволяющими фильтровать трафик и ограничивать доступ к запрещённым сайтам и тем же VPN.
При этом, когда закон был принят, вице-премьер Максим Акимов пояснял, что новая норма будет использоваться исключительно для активной защиты Рунета от внешних угроз. Выйдет ли устойчивый Рунет за рамки точечного применения — до сих пор большой вопрос.
В феврале 2021 года Дмитрий Медведев заявил о том, что Россия уже готова к отключению от глобального интернета. По уверениям Роскомнадзора, оборудование ТСПУ уже стоит на сетях более 80 крупных операторов связи. И нареканий к работе оборудования, опять же по словам РКН, у компаний нет.
Аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, а также директор Общества защиты интернета Михаил Климарев указали, что резонансный закон вряд ли будет когда-либо применяться на 100% и в любом случае не поможет защититься от внешних угроз — для этого у операторов связи давно есть другие способы.
При этом разработчик Центра анализа данных Всероссийской академии внешней торговли Емельян Мараховский уверен, что «устойчивый Рунет» поможет избежать негативных сценариев, если Запад всё же решит отключить РФ от Сети.
«Работоспособность всего интернета зависит от нескольких узлов. Среди них корневые DNS-сервера, на которых прописываются соответствие доменного имена и IP-адреса. В России первый корневой сервер был запущен компанией Ru-Center совместно с международной организацией ICANN в 2012 году, однако он контролировался ICANN. ICANN подчиняется закону США и находится на их территории. При желании США могли отключить Россию от подконтрольных им корневых DNS-серверов. Поэтому нужны были собственные корневые DNS-сервера, которые обеспечили бы надежную адресацию хотя бы внутри Рунета в таком случае. Эту задачу в том числе и решили с помощью устойчивого Рунета», — объяснил Мараховский.
Эксперты сходятся во мнении, что если изолированный Рунет и станет новой российской реальностью, то, скорее, как вынужденная мера — ответ на действия США.
IT под железным занавесом
В новых условиях возникает много вопросов, как дальше будут развиваться российские IT-компании. В отношении многих из них уже действует настоящий «железный занавес».
Западные компании отказываются сотрудничать с российскими предприятиями, а поставки западных IT-продуктов остановлены. В совокупности это грозит отрасли большими потрясениями и большими тратами на импортозамещение.
По мнению Алексея Лукацкого, у российских компаний возникнут проблемы с расширением мощностей. В первую очередь из-за санкций и логистических проблем.
«Железа сейчас нет. Поставки приостановили даже китайские компании, которые опасаются вторичных санкций. Думаю, через 3–4 месяца станет понятно, насколько в России будет возможно ввозить серверное и инфраструктурное оборудование. Если поставки остановятся, то произойдёт «схлопывание» большого числа игроков», — уверен эксперт.
Представитель Роскомсвободы Никита Истомин считает, что перед российскими компаниями замаячил целый ряд вызовов, связанных с оттоком кадров, клиентов и заказчиков.
«IT-специалисты довольно мобильны, им для работы очень часто нужен только мало-мальски приличный доступ в интернет. А из-за оттока иностранных компаний из России и невозможности вести свою деятельность на зарубежных рынках, боюсь, что мелкие и даже некоторые средние IT-компании просто не выживут в борьбе за оставшуюся долю российского рынка против IT-гигантов», — указал юрист.
А вот Емельян Мараховский, наоборот, считает, что из-за санкций IT-компании из России смогут расширить свою представленность на внутреннем рынке страны.
«Раньше самым желанным был рынок США и Евросоюза, где крутились большие деньги. Однако закрепиться IT-компаниям из России там было сложно. Например, российский производитель суперкомпьютеров "Т-Платформа" столкнулся с санкциями со стороны США. С похожим давлением столкнулась и "Лаборатория Касперского". Ни один из российских производителей серверов не смог по-настоящему широко выйти на международные рынки. При этом внутренний рынок был плотно занят транснациональными IT-компаниями, у которых были более впечатляющие лоббистские возможности, чем у российских. Сейчас же у российских IT-компаний шансы укрепить позиции в РФ усиливаются», — заключил он.
Аналогичного мнения придерживается Денис Царев.
«С IT-компаниями ничего не станет. Процесс цифровизации зашёл уже достаточно далеко. IT-компании получат средства от государства на поддержание деятельности в виде грантов и налоговых льгот. Вполне вероятно, вырастет процент госзаказа в секторе IT. Это, скорее, даст толчок развития отрасли в перспективе 3–5 лет», — сказал он.
Эксперты сходятся во мнении, что вся IT-отрасль сегодня находится на развилке. И от того, какие решения будут принимать власти в ближайшее время, зависит то, каким будет Рунет в ближайшие пять — десять лет.
Очевидно, что в ближайшее время россиянам придётся попрощаться ещё не с одним привычным западным сервисом. Однако появится и больше отечественных продуктов — государство в ближайшее время будет уверенно поддерживать политику импортозамещения.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии