Сечин, восставшие машины и элитное жильё: во что превратились лучшие советские заводы
Советская Москва стояла в одном ряду с крупнейшими промышленными центрами страны. В то время как ЗИЛ собирал грузовики для Африки, Тушинский машиностроительный завод готовил ответ американскому шаттлу. Империя рухнула, и предприятия оказались дешевле земли, на которой стояли, сообщает «Секрет фирмы».
АЗЛК
Завод «Москвич» – предприятие легендарное: именно здесь собирали первые советские автомобили конвейерной сборки ГАЗ-А и ГАЗ-АА, а также малолитражные КИМы. Главной гордостью завода стал автомобиль «Москвич» (по образцу немецкого Opel Kadett) – самая массовая легковушка советского периода.
История завода началась в 1930 году – с приходом в СССР американского автоконцерна Ford. Тогда завод назывался не «Москвичом», а Государственным автосборочным заводом имени Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ) и выпускал легковушки Ford A и грузовики Ford AA из американских комплектующих.
Серийно производить «Москвич» начали вскоре после Второй мировой войны. Пик производства пришёлся на 80-е годы. Тогда будущий завод «Москвич» (в 60-х его переименовали в Автозавод имени Ленинского комсомола, АЗЛК) ежегодно выпускал до 200 000 машин.
Приватизация 90-х вышла «Москвичу» боком. Найти поставщиков в новых экономических условиях было непросто: комплектующих катастрофически не хватало, автомобили сходили с конвейера без фар и даже без рулей. Без господдержки «Москвич» явно не справлялся: после рождественских каникул 1993-го производство остановили на неделю. Тогда все российские СМИ вышли под заголовками «Главный конвейер АЗЛК остановлен. Убытки составили 300 млн рублей».
Чтобы спасти предприятие, мэрия Москвы и французский автопроизводитель Renault открыли на заводских площадях совместное предприятие «Автофрамос». Заводу подарили второе дыхание: АЗЛК выпустил новую линейку «Москвичей» («Святогор», «Князь Владимир» и «Юрий Долгорукий») и произвёл к концу 90-х пятимиллионный «Москвич». Но в 2006 году предприятие признали банкротом. Единственным ликвидным активом оставалась земля под «Москвичом» (более 100 га на Волгоградском проспекте).
Сейчас «Москвич» принадлежит трём разным собственникам. Часть производства занимает московский Renault, часть – технополис «Москва», а остальным владеет группа «Метрополь». На фабричных территориях строят элитный жилой комплекс: семь башен в 30 этажей. Их общая площадь – 150 000 кв. м.
С крыши автомобильного завода снимают вывески «Москвич» и «АЗЛК»
«Серп и молот»
Металлургический завод «Серп и молот» – одно из старейших и крупнейших предприятий Москвы. Здесь в прямом смысле закалялась сталь: тонны чугуна и лома переплавляли в металл, из которого делали трубы, листы, гвозди, проволоку и болты для всего Советского Союза.
История «Серпа и молота» началась в далёком 1883 году. Именно тогда французский предприниматель Юлий Гужон основал «Товарищество Московского металлического завода». Прославился завод благодаря легендарным мартеновским печам, где плавили сталь. Правда, до наших дней они не дожили – в 70-е их заменили на электрические печи.
Предвыборный митинг на заводе «Серп и молот», 1938 год
Пик производства пришёлся на 80-е. Точные объёмы производства неизвестны, но за высокие темпы коллектив удостоили ордена Октябрьской Революции, а 127 работников завода наградили орденами и медалями в Георгиевском зале Кремля.
После развала Советского Союза производство почти остановилось. В 90-х завод приватизировали: 51% акций достался работникам завода (затем их выкупил банк «Базис» и предложил западным инвесторам), остальные 49% – Федеральному фонду имущества (39% выставили на новый аукцион). Найти инвесторов, готовых долгосрочно вложиться в предприятие, так и не удалось. К весне 2011 года завод окончательно встал.
Сейчас один из старейших и крупнейших заводов в России практически полностью снесли. На 58 га заводских территорий появится жилой комплекс «Символ» (застройщик «Дон-строй инвест»). И не только.
Головная компания IKEA – Ingka – начала переговоры с «Дон-строй инвестом» о покупке участка под магазин «Мега». Если сделка состоится, «Мега» на «Серпе и молоте» станет первой в пределах МКАД.
«Компрессор»
Завод «Компрессор» – пожалуй, самое революционное предприятие в Москве: именно там создали отряд Красной гвардии, который участвовал в боях с юнкерами во время Октябрьской революции. Но прославило его не только это. Три из четырёх артиллерийских установок «Катюша», самых массовых боевых машин времён Великой Отечественной, собирали на этом предприятии.
В механическом цехе завода «Компрессор», 25 апреля 1952 года
История завода «Компрессор» началась во второй половине XIX века. Тогда два немецких коммерсанта: Генрих Карл Дангауэр и Христиан Вильгельм Кайзер – купили землю в Москве и открыли кузнечно-слесарную мастерскую «Товарищество Дангауэра и Кайзера».
Сначала на заводе делали оборудование для пищевой промышленности. Но вскоре будущий «Компрессор» стал одним из крупнейших производителей холодильных машин во всей Российской империи.
После революции дангауэровское предприятие национализировали и переименовали в «Котлоаппарат», а спустя чуть больше десяти лет – в «Компрессор». Завод развивался, росло и число рабочих. Чтобы обеспечить их жильём, построили целый конструктивистский микрорайон и памятник культурного значения – соцгородок Дангауэровка в Лефортове.
После развала Советского Союза «Компрессор» приватизировали. Завод постепенно угасал – разорение было лишь вопросом времени. Последняя холодильная машина сошла с конвейера в 2000 году, но «Компрессор» работает до сих пор. Правда, не как завод – теперь он сдаёт в аренду офисы и склады.
ЗИЛ
Завод имени Лихачёва – предприятие легендарное: в разные годы он выпускал автобусы, холодильники и даже велосипеды. Но прославился благодаря грузовику ЗИЛ-130 – самому массовому автомобилю в истории советского автопрома.
Первый камень в фундамент ЗИЛа, одного из старейших производителей автомобилей в России, заложили в 1916 году. Тогда торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Ко» заполучил госконтракт на создание Автомобильного моторного общества (АМО). Но планам помешала Октябрьская революция: уложиться в сроки не удалось, и собственники переделали недостроенный завод в ремонтные мастерские.
Опытные образцы ГАЗ-52, ГАЗ-66 и ЗИЛ-130 во дворе завода, 15 апреля 1959 года
Спустя два года ЗИЛ стал социалистической собственностью и получил разнарядку на создание первого советского грузовика. Уже осенью 1924 года колонна из десяти грузовиков АМО-Ф-15 прошла парадом по Красной площади. В конце 1933 года завод переименовали в ЗИС – Завод имени Сталина, а после разоблачения культа личности Сталина в названии сменил Лихачёв.
Во время Великой Отечественной с конвейера ЗИЛа сходили бронированные автомобили, а после первого полёта в космос – установки ПЭУ-1, которые помогали эвакуировать космонавтов с места приземления. Пик производства пришёлся на 70-е годы. Тогда каждые полторы минуты с конвейера сходил грузовик, а на заводе работали были 85 000 человек.
В техническом кабинете завода практиканты из Алжира изучают устройство двигателя ЗИЛ-130, 15 мая 1965 года
В 1992 году завод акционировали. Но приватизация ЗИЛа обернулась скандалом. Акционеров оказалось более 180 000 – так много, что акции буквально распылились между ними. Была и другая проблема: восемь неизвестных акционеров скупили существенную долю – 20% акций, что было эквивалентно 27% голосов (такая доля позволяла созвать внеочередное собрание акционеров). Оставшиеся акции распределились так: Московский фонд имущества – 23% акций (31% голосов), администрация завода – 22% акций (29% голосов).
Мэрию Москвы не устраивал такой ход событий, и со временем под её контролем оказалось более 90% акций. К 2003 году ЗИЛ докатился до банкротства с долгом почти 4 млрд рублей перед московским правительством и 9,5 млн евро перед Минфином. Единственным ликвидным активом оставалась земля под заводом – почти 300 га на берегу Москвы-реки.
У проходной завода имени Лихачева, 21 марта 1962 год
Завод распродавал свои земли: сначала участок в 30 га, затем ещё 12% заводских территорий под «бизнес-инкубатор» мэрии Москвы – Московский городской технопарк «Нагатино-ЗИЛ». За землю ЗИЛу платили по рыночным расценкам – $1 млн за гектар.
К 2010 году ЗИЛ расплатился с долгами, и дело о банкротстве закрыли. Но это не спасло ситуацию. В сентябре 2016 года ЗИЛ выпустил последний в своей истории грузовой автомобиль – ЗИЛ-43276Т для трамвайного парка Казани.
Сейчас завод закрыт. Цеха, где некогда собирали знаменитые советские грузовики, снесли. Саму территорию отдали под новую станцию метро «Технопарк», спортивно-развлекательный квартал «Парк легенд» и самый масштабный из всех столичных проектов – жилой комплекс «Зиларт».
«Трёхгорка»
Трёхгорная мануфактура – старейшее московское предприятие – появилась в конце XVIII века. Тогда купец Василий Прохоров и мастер красильного дела Фёдор Резанов основали ситценабивную мануфактуру и назвали её Трёхгорной из-за холмистой местности. Позднее Прохоров выкупил долю компаньона и стал единственным владельцем фабрики.
После Отечественной войны 1812 года Василий Прохоров отошёл от дел. Но фабрика, как и прежде, оставалась активом семьи Прохоровых. Под руководством сына Прохорова «Трёхгорка» стала самым настоящим культурным центром: для работников открыли первую в России ремесленную школу, фабричный театр и вечерние классы, где их обучали грамоте.
В 1830-е годы «Трёхгорка» стала крупнейшей фабрикой в Москве. Главной её гордостью стали искусные рисовальщики: трёхгорский ситец славился удивительными узорами, сочетавшими бухарские, персидские и византийские мотивы. За особые заслуги перед отечеством Прохоровых пожаловали в потомственные почётные дворяне. Но купцам недолго сопутствовала удача – в ночь на 23 декабря 1877 года фабричные цеха сгорели дотла. «Трёхгорку» восстановили только пять лет спустя. На берегу Москвы-реки возвели новую каменную фабрику и завезли туда новые английские машины.
Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры, 1900-е года
«Трёхгорка» известна и своим революционным прошлым. В дни Декабрьского восстания она была штабом для боевых дружин. В химической лаборатории производили взрывчатку. В прядильном – собирали оружие. После Октябрьской революции Трёхгорную мануфактуру национализировали, а спустя девять лет присвоили ей имя революционера Феликса Дзержинского.
Пик производства пришёлся на 80-е годы. Тогда Трёхгорка выпускала 200 млн метров различных тканей в год.
Приватизация 90-х прошла для Трёхгорной мануфактуры максимально безболезненно: владельцами контрольного пакета акций стали её работники, уставной капитал составлял 215 млн рублей. Но даже «Трёхгорке» пришлось съехать с исторического места – между Домом правительства и Центром международной торговли. В 2000-е владельцем Трёхгорной мануфактуры стал бизнесмен Олег Дерипаска, и производство стали постепенно выводить из центра столицы.
Мануфактура работает и по сей день, но по большей части занимается арендой. От некогда огромного производства остались коммерческий отдел, дизайн-центр и администрация.
За право на долю в «Трёхгорке» до сих пор борются экс-глава ВЭБа Владимир Чернухин и его бывшая гражданская жена. Последний суд Дерипаска проиграл. За Чернухиным признали право владения 50% Трёхгорной мануфактуры, претензии его гражданской жены отклонили. Дерипаска намерен обжаловать решение.
ТМЗ
Тушинский машиностроительный завод – предприятие, навсегда изменившее российскую авиакосмическую промышленность. Именно здесь выпускали первые серийные самолёты СССР «Сталь-2», собирали боевые истребители Як, модернизировали Су и МиГ. Но прославил предприятие первый в мире многоразовый космический корабль «Буран».
Тушинский машиностроительный завод, 1982 год
История Тушинского машиностроительного завода началась в 1932 году. Правда, назывался он тогда Авиазаводом №62 Главного управления гражданского воздушного флота и выпускал первые пассажирские самолёты в СССР – «Сталь-2» и «Сталь-3». В декабре 1936-го его переименовали в Государственный союзный завод №81 Наркомата оборонной промышленности и наладили производство лёгких бомбардировщиков Як-4.
После Великой Отечественной ТМЗ выпускал зенитные управляемые ракеты В-300 для зенитного ракетного комплекса С-25. Особой гордостью был сверхзвуковой самолёт Т-4 («сотка»), который на Западе называли русской «Валькирией» (по аналогии с первым американским бомбардировщиком XB-70 «Валькирия»). В разные годы завод производил фронтовые истребители Як-7, Як-9 и МиГ-23, а также собирал опытные Су-27.
До 1993 года на предприятии строили «Бураны» – первые в мире многоразовые шаттлы.
Тушинский завод славился не только военной, но и гражданской продукцией: троллейбусами, трамваями и автобусами. Их поставляли как в Москву, так и в столицы социалистических стран: Будапешт, Прагу и Софию.
Пик производства пришёлся на 80-е годы, когда на заводе работали 20 000 человек, но к 2013-му на заводе осталось всего 860 сотрудников. После развала Советского Союза судьба Тушинского завода повторила судьбы тысяч других предприятий: приватизация, распродажа акций и банкротство.
Чтобы спасти предприятие, руководство бралось за любые работы: на заказ собирало яхты и самолёты малой спортивной авиации, производило одноразовые шприцы. Создали даже центр по переработке покрышек. Но в 2013 году ТМЗ признали банкротом. Единственным ценным активом оставалась земля – 55 га у реки Сходня.
В августе 2018 года на «Авито» появилось объявление: производителя «Бурана» продавали за 8 млрд рублей. Имя нового владельца Тушинского завода пока неизвестно. Однако вложение это весьма выгодное: на территориях, которые занимает завод, можно построить 1,5 млн кв. м жилья и заработать как минимум 60 млрд рублей.
«Красный пролетарий»
Завод «Красный пролетарий» – крупнейшее станкостроительное предприятие в России. Именно здесь собрали первый токарный станок 1К620 – самую массовую и универсальную установку в истории советской металлообработки. Но прославила завод не только она. До сих пор востребована ещё одна разработка КП: универсальный ручной станок МК6056.
Будущий завод «Красный пролетарий» основали принявшие русское подданство братья Эдуард и Фридрих Бромлей. В 1896 году Общество механических заводов братьев Бромлей было небольшой мастерской на улице Щипок в Замоскворечье. Там изготавливали столярные инструменты: топоры, пилы, серпы и небольшие паровые машины. Чуть позже братья построили сборочные мастерские на 10 га у Калужской заставы.
Завод «Красный пролетарий». Рабочие со знаменем в 1-ю пятилетку, 1930 год
К началу XX века у завода было семь цехов. Там выпускали небольшие паровые машины для деревень и оборудование для городских водопроводов, которое заказывали городские власти по всей Российской империи – от Москвы до Томска. Но братья Бромлей работали не только с небольшими машинами: например, насосы с керосиновыми двигателями для нефтепровода Баку – Батуми тоже были их производства.
В ноябре 1918 года завод Общества братьев Бромлей национализировали и переименовали в «Красный пролетарий». После приватизации 90-х контрольный пакет акций оказался у работников. Но дела на заводе шли не так гладко: в 1994 году изготовили всего 2808 станков (двумя годами ранее – 4524), а на складе скопилась непроданная продукция на 900 млн рублей. В итоге на собрании акционеров объявили, что дивиденды платить не будут, а каждого второго работника придётся сократить. К 2000 году из 15 000 работников осталось всего 168.
Как и на других предприятиях, единственным ценным активом «Красного пролетария» оставались заводские территории – тихое и живописное место вблизи станций метро «Октябрьская» и «Шаболовская»
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии