Самочувствие предприятий стабилизировалось. Но озвученные прогнозы не радуют
Собственная оценка положения и перспектив бизнеса в Беларуси сильно различается в зависимости от сферы деятельности. При этом общими проблемами остаются макроэкономическая неопределенность и нестабильность. К такому выводу пришли эксперты исследовательского центра BEROC по итогам опроса субъектов хозяйствования, сообщает «Экономическая газета».
Онлайн-опрос в рамках проекта «Мониторинг экономики Беларуси» в декабре 2021 г. охватил 300 малых и средних компаний по четырем укрупненным видам деятельности: промышленность, строительство, оптовая и розничная торговля, а также услуги. На вопросы отвечали собственники и топ-менеджеры организаций.
Низкий спрос и нехватка персонала
Респондентам предлагалось назвать основные факторы, препятствующие деловой активности. На первом месте оказалась «большая неопределенность экономической среды». Так ответили 36% участников. На втором – макроэкономическая нестабильность (31%).
Также 30% опрошенных в качестве сдерживающих факторов отметили низкий спрос на свою продукцию или услуги, 27% – нехватку квалифицированного персонала. Далее идут недостаток сырья, материалов или комплектующих (18%), сложности с поставками (17%), финансовые проблемы и высокая стоимость заемных средств (по 15%), изменчивость законодательства, в т.ч. налогового (12%).
Менее популярными стали ответы о нехватке необходимого оборудования и невозможности обеспечивать требуемый уровень стоимости рабочей силы. Причем о сложностях с сырьем и оборудованием одновременно заявляли представители сфер, чье самочувствие кардинально различается, – промышленного производства и строительства.
В промышленности, судя по результатам опроса, «сосредоточен весь позитив и касаемо прошлого, и касаемо текущей реальности и будущего», отметил на презентации исследования старший научный сотрудник BEROC Лев Львовский.
В строительстве же, по его словам, преобладают «самые негативные ощущения от прошлого и настоящего, в будущее сектор смотрит чуть получше, но все еще находится в негативной зоне».
В сфере торговли, как подчеркнул эксперт, в декабре наблюдался «локальный максимум экономических настроений», однако ожидания от будущих месяцев там также негативные.
В целом независимо от отрасли 41% респондентов сообщили, что текущие риски ведения бизнеса для них остаются средними, столько же – что стали высокими. 14% опрошенных считают, что риски ведения бизнеса в стране сейчас «крайне высоки».
Снижение доходов замедлилось, не добавив оптимизма
В рамках проекта изучались и экономические настроения населения. Академический директор BEROC Катерина Борнукова отметила, что требования к репрезентативности исследования в онлайн-формате соблюдены. В опросе приняли участие городские жители из разных регионов в возрасте 18-64 лет.
Выяснилось, что с учетом влияния роста цен в РБ на товары и услуги не менее 38% населения ощущают сокращение собственных доходов, без учета влияния инфляции – 28%.
Эти данные, если сравнивать с материалами, полученными центром в рамках предыдущих исследований, самые низкие за последние несколько лет.
«Причины снижения доходов стали гораздо более нормальными, чем в мае-июне 2020 г., когда мы были на пике влияния коронавируса и очень много респондентов говорили о том, что их отправляют в неоплачиваемые отпуска, сокращают количество рабочих дней, – подчеркнула эксперт. – Сегодня среди причин падения доходов большинство называет сокращение премий, урезание зарплат и меньшее количество заказов».
Среди тех, кто ощущает снижение собственных доходов без учета роста цен, «много самозанятых и предпринимателей», отметила она. А в разрезе отраслей наибольшее количество подобных ответов дали люди, занятые в строительстве.
По словам академического директора BEROC, из тех респондентов, кто почувствовал снижение доходов, около 17% не изменили модель потребления. Значительная часть опрошенных (около 40% по каждому из перечисленных вариантов) экономят, по их собственному признанию, на отдыхе и развлечениях, крупных покупках.
«Но что тревожно здесь: 36% респондентов из почувствовавших снижение доходов говорят, что стали экономить на еде. И я думаю, что это связано во многом с тем ростом цен, который мы наблюдаем на продовольственные товары», – добавила исследователь.
Напомним, согласно данным Белстата, потребительские цены на товары и услуги за январь-ноябрь 2021 г. выросли на 9%, а в годовом выражении – на 10,3%.
По результатам опроса в соответствии с методиками, используемыми статистическими органами РФ и Евросоюза, был рассчитан также индекс потребительской уверенности населения, учитывающий оценку экономической ситуации и ее изменение, собственного материального положения за последний год, оценки благоприятности времени для совершения крупных покупок, а также личные прогнозы относительно своего благосостояния.
Показатель оказался на уровне около – 19%, что значительно ниже большинства стран ЕС (в ноябре – минус 10,5% в целом по Евросоюзу). С учетом оценки респондентами текущего состояния экономики (чем также интересуется у своего населения Росстат) белорусский показатель снижается до – 25%, это на 6 п.п. ниже индекса, зафиксированного в РФ.
Самый значительный негативный вклад в данный показатель, по мнению Борнуковой, вносит именно текущая оценка состояния экономики страны:
«В оценках будущего развития экономики негатива чуть меньше, зато 30% респондентов не определились с прогнозом. Оценки личного благосостояния, как текущего, так и будущего, значительно лучше оценок состояния экономики. Однако лишь 13% населения считают, что сейчас хорошее время для крупных покупок, что отражает определенный уровень потребительской депрессии».
Налицо своеобразный парадокс: ощутимое и фиксируемое улучшение экономического самочувствия и бизнеса, и населения не приводят к росту позитива в ожиданиях относительно будущего.
«С одной стороны, мы действительно видим, что экономические успехи, которые происходят в этом году, позитивно влияют на домохозяйства. Мы видим низкую долю респондентов, которые говорят о падении доходов, а также потерявших работу. Но есть тревожные звоночки, которые связаны в первую очередь с инфляцией», – резюмировала Катерина Борнукова.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии