Новости компаний
301 466

Пока Fiat продолжает тонуть, итальянский Турин изо всех сил пытается предотвратить спад

Пока Fiat продолжает тонуть, итальянский Турин изо всех сил пытается предотвратить спад

Итальянский город Турин, где находится старейший в Европе автомобильный завод, является типичным примером промышленного упадка, с которым сталкиваются некоторые регионы континента, поскольку их автопроизводители борются с расходами на электроэнергию, низким спросом и конкуренцией со стороны Китая.

Расположенный у подножия Альп на северо-западе Италии, Турин – это место, где 125 лет назад семья Аньелли совместно основала компанию Fiat, которая сейчас является частью транснациональной корпорации Stellantis. Теперь он борется с упадком своей некогда доминирующей отрасли, о чем свидетельствует состояние его исторического завода Mirafiori.

Завод выпускает городской электромобиль Fiat 500 и два спортивных автомобиля Maserati, но из-за низкого спроса производство было приостановлено на большую часть года, а 2 800 рабочих находятся в отпуске с пониженной зарплатой.

Чтобы выжить, Fiat в 2014 году объединился с Chrysler, создав Fiat Chrysler Automobiles (FCA), а в 2021 году объединился с Peugeot, производителем PSA, чтобы сформировать Stellantis. Тем временем Турин потерял четыре своих автомобильных завода за последние четыре десятилетия.

Mirafiori – некогда символ могущества Fiat, на котором работало около 60 000 человек и выпускалось до 1 миллиона автомобилей в год, включая оригинальный Fiat 500 в период расцвета в 1960-х годах, – превратился в тень себя прежнего.

«В Турине есть запретное слово – "упадок"... Мы можем называть это как угодно... но это неопровержимый факт», – говорит Лука Давико, городской социолог из Туринского политехнического института.

В Турине и его пригородах проживает около 2,2 миллиона человек. Город попытался переосмыслить себя как туристическое направление, подчеркивая свой элегантный центр, лучшие музеи и кухню, близость к Альпам, а также как центр знаний с более чем дюжиной университетов и академий. Здесь также находится процветающая аэрокосмическая промышленность и самый успешный футбольный клуб Италии – «Ювентус».

Однако, поскольку 50-60 тысяч рабочих мест в этом регионе по-прежнему связаны с автомобильной промышленностью, настроение у рабочих Stellantis мрачное: они готовятся к общенациональной забастовке и маршу в Риме в пятницу, чтобы заставить правительство и компанию сохранить рабочие места.

Последний завод на плаву

Отражая общеотраслевые проблемы, от которых также страдает лидер европейского рынка Volkswagen, итальянский завод Stellantis в этом году выпустит менее 500 000 автомобилей, что станет самым низким показателем с 1958 года, по данным профсоюза FIM Cisl.

Mirafiori – последний автомобильный завод в Турине, его работники в основном простаивают и близки к выходу на пенсию. Средний возраст работников составляет 57-58 лет, говорят профсоюзы, а молодое поколение больше не привлекает автомобильный сектор.

Франческо Зирполи, профессор менеджмента в венецианском университете Ca‛Foscari и научный руководитель его Центра инноваций в области автомобилестроения и мобильности, говорит, что спад итальянского автомобилестроения произошел из-за того, что Stellantis скупилась на инвестиции в новые модели, особенно для своих итальянских заводов.

«Это не просто ошибка, это был выбор», – говорит он.

Переход от Fiat к Stellantis означает, что Турин больше не является главным центром проектирования и разработки продукции, добавляет Зирполи. Последние модели Fiat, Alfas и Lancias выполнены в итальянском стиле, но используют в основном французские двигатели и платформы.

Они производятся за границей, и генеральный директор Stellantis Карлос Таварес сказал, что производство одного из них – Alfa Romeo Junior – в Италии, а не в Польше, добавило бы 10 000 евро (10 900 долларов) к его розничной цене.

Будущее в другом месте

Мирафиори, известный как "город в городе", представляет собой огромный комплекс, занимающий более 2 миллионов квадратных метров. Но теперь, когда Зулианелло идет на работу, ему предстоит 15-минутная прогулка от ворот завода до сборочной линии по заброшенным помещениям.

Уволенные работники получают всего 1100 евро в месяц после вычета налогов, в то время как обычная зарплата составляет около 1600 евро. Профсоюзы говорят, что многие из них с трудом сводят концы с концами.

«Мы пережили ужасные периоды, – говорит Давиде Манаго, сотрудник FIM Cisl и работник завода, жена которого также трудится в Mirafiori. Обоих несколько раз отправляли в увольнение, но, к счастью, никогда одновременно.

Тем не менее, денег иногда «не хватало, чтобы оплатить ипотеку, а идти в банк за кредитом, чтобы поставить еду на стол, было нелегко», – говорит 49-летний Манаго, и эти воспоминания доводят его до слез: «Я боюсь вернуться к этому».

Стеллантис настаивает, что у Mirafiori есть будущее. На заводе производятся коробки передач для электрических и гибридных автомобилей, работает центр переработки автозапчастей и лаборатория аккумуляторных технологий, а в конце 2025 года начнется выпуск новой гибридной версии Fiat 500.

Турин также может выиграть, если правительство привлечет в Италию еще одного автопроизводителя, покончив со статусом Stellantis как единственного крупного национального автопроизводителя. В настоящее время ведутся переговоры с китайской компанией Dongfeng Motor Group и Chery.

Однако Манаго надеется, что его 18-летний сын и 15-летняя дочь найдут лучшие возможности в другом месте:

«Я полагаю, что их будущее будет не в Турине, возможно, даже не в Италии».

Тем временем, автопроизводитель Tellantis продлит приостановку производства своего электрического Fiat 500 до 1 ноября из-за низкого спроса. Автомобиль производится на заводе Stellantis Mirafiori в Турине, на севере Италии.

В заявлении компании Stellantis говорится, что рынок электромобилей в Европе «находится в глубоком кризисе». На фоне этого Stellantis объявила о планах временно приостановить работу нескольких своих итальянских производственных предприятий. Решение, обнародованное в среду, является ответом на то, что компания называет «жесткими рыночными условиями», и повлияет на несколько сборочных и моторных заводов по всей стране.

Планируемая приостановка запланирована на период с 11 по 29 ноября, затрагивая ключевые производственные площадки, включая Помильяно-д‛Арко, Термоли и Пратола-Серра. Среди транспортных средств, затронутых этим решением, – популярный городской автомобиль Fiat Panda, основной продукт итальянского автомобильного рынка.