Главные достижения и провалы науки за 2018 год

1 942 просмотра

Рейтинг составил журнал Sience. Главным успехом издание посчитало исследование развития клеток эмбрионов. Одним из главных провалов года стала попытка китайских ученых модифицировать гены человека.

2018

Научный журнал Science назвал список самых прорывных достижений в науке за 2018 год. Рейтинг возглавило исследование, посвященное изучению развития клеток эмбрионов. В процессе наблюдения за развитием клетки во взрослую особь ученым удалось понять, какие именно гены проявляют активность в момент производства рибонуклеиновой кислоты (РНК) — то есть определяют действия клетки в процессе развития эмбриона. Отмечается, что в будущем результаты этого исследования помогут контролировать развитие отдельных клеток и, следовательно, всего организма.

Всего в топ рейтинга вошло десять научных открытий. Среди них также исследование кости девочки, жившей 50 тысяч лет назад, доказавшее факт скрещивания двух видов древних людей — неандертальцев и «денисовцев» («денисовские люди»). Еще одним важным открытием стало обнаружение кратера диаметром 31 километр подо льдами Гренландии, который, по мнению ученых, мог оставить метеорит.

Также в рейтинг попало расследование серии изнасилований и убийств в Калифорнии в 1970—1980-х годах. Раскрыть преступления помогли ученые-генетики: они сопоставили улики с мест преступлений с образцами генеалогической базы ДНК (GEDMatch). Этот способ позволил сначала вычислить родственников подозреваемого, а потом и серийного убийцу.

В рейтинг также вошел доклад о сексуальных домогательствах к женщинам в академической среде, согласно которому 50% женщин-преподавателей и 20−50% студенток становились жертвами сексуальных домогательств.

Помимо этого, Science назвал главные провалы 2018 года. Среди них пожар в Национальном музее в Бразилии, в результате которого были уничтожены 15 миллионов экспонатов. Также провалом года редакция назвала глобальное потепление и попытки китайских ученых модифицировать гены человека.