Цены на электроэнергию взлетели в странах Балтии после выхода из БРЭЛЛ

Прибалтийские страны на минувших выходных вышли из БРЭЛЛ – электрического кольца Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы. Уже появились сообщения о первых последствиях этого шага.
Напомним, Вильнюс, Рига и Таллин решили выйти из международной энергосистемы БРЭЛЛ летом 2024 года. Все технологические операции по отделению Литвы, Латвии и Эстонии от параллельной работы с энергосистемами Беларуси и России завершились утром 8 февраля отключением линии электропередачи 330 кВ Кингисеппская – Балти №1.
«Прощай, Россия! Прощай, Ленин! Мы сделали это!», – поприветствовал отключение президент Литвы Гитанас Науседа.
Так, на минувших выходных энергосистемы стран Балтии отключили от соединения с системой IPS/UPS и синхронизировались с частотой континентальной Европы. В итоге цены на электроэнергию существенно выросли. По данным энергетической биржи NordPool, средняя цена на электроэнергию в Прибалтике за январь составила 92 евро за МВт/ч, а уже на 10 февраля этот показатель достиг 146,8 евро за МВт/ч.
Однако проблема не только в стоимости электроэнергии. Новая система имеет много тонких мест. Например, единственной ниточкой остается смычка LitPol Link – длинная неустойчивая связь.
Также местные станции не могут обеспечить все потребности стран Балтии. По данным системного оператора Латвии AST, суммарное производство электроэнергии в странах Балтии в 2024 году составило 18,4 ТВт/ч, а потребление было на уровне 27 ТВт/ч.
Первые последствия отключения уже наступают. Совет самоуправления Вильнюса рассмотрит вопрос об увеличении цены годового проездного билета на общественный транспорт с 310 евро до 480 евро. Причем краткосрочные билеты подорожают еще больше: с 0,65 евро до 1,25 евро за полчаса.
Местные жители уже выходили на акцию протеста к зданию муниципалитета. 72% пользователей автобусов и троллейбусов Вильнюса утверждают, что у них нет автомобиля.
Есть и более серьезные проблемы. Так, доля жителей Европы, которые не в состоянии оплачивать отопление, в некоторых странах превышает 20%. Тем временем цены на газ в Европе достигли максимума за последние годы.
Ранее сообщалось, что энергосистема Беларуси стабильна после выхода стран Балтии из БРЭЛЛ.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии