Мнения
22 503

Запад готовится к списанию долгов?

Тема долговой нагрузки Запада проста и, одновременно, сложна. Есть национальные долги правительств, есть совокупные долги стран, включающие всё, разобраться в которых зачастую невозможно, ибо должны все, причём перекрёстно и друг другу. Тем не менее, даже не распутывая всю эту канитель, понятно: коллективный Запад давно не может себя содержать сам и живёт в долг за счёт будущих поколений.

21-й век внёс существенный вклад в разнообразие набора инструментов, предназначенных, прежде всего, для продления срока жизни нежизнеспособных систем. Объясняю: всё, выходящее за рамки классической формулы Т-Д-Т и даже её капиталистической производной Д-Т-Д, придумывается именно с этой целью – максимально замаскировать свою несостоятельность сложными (финансовыми) механизмами и схемами, а уже на этой наукообразной базе доказать всему миру преимущества своей системы.

Но это по сути, то есть так, как на самом деле, а вот внешне совсем по-другому. А почему? А всё потому, что картинку рисует армия «художников» с солидными бюджетами, нанятых для выполнения «партийного задания» непрерывно размножать мифы об устойчивости и надёжности западных демократий, а на любой вопрос по сути, отвечать уклончиво с рассказами о том, что «выфсёврёти».

В общем, не углубляясь в псевдонаучные дебри, отметим: сейчас на Западе признанным лидером по масштабу стал инструмент под названием «количественное смягчение», а попросту заливание экономики ничем не обеспеченной наличностью, поступающей на счета Центральных банков. Выглядит сие творение 21-го века примерно так:

Запад готовится к списанию долгов?

Участники этого чуда: ФРС, ЕЦБ, Банк Японии, Банк Англии, ЦБ Канады и Австралии, то есть, практически весь коллективный Запад. В абсолютном выражении – это $ 9,4 трлн за 11 месяцев (с 1 марта 2020), что, на минуточку, почти в три раза больше, чем центральные банки нарастили активов за предыдущие 100 лет.

Однако это далеко не всё и с некоторых пор коррелируется и с госдолгами, которые ускоренно растут на всём Западе также, как в США, у которых госдолг в 2020 году вырос на $4,5 трлн:

Запад готовится к списанию долгов?

Если эти диаграммы привести к единой временнОй шкале, то совпадение очевидно будет полным.

Но и это далеко не всё. По данным Института международных финансов (IIF) мировой долг, представляющий собой общую задолженность населения, компаний, финансовых организаций и правительств всех стран, вплотную приблизился к $300 трлн. По итогам 2020 года объём международного долга достиг 365% мирового ВВП, отмечают эксперты IIF. Таким образом, задолженность всех государств более чем в три с половиной раза превысила размер глобальной экономики.

И кто же чемпионы? А вот они: самый высокий уровень закредитованности специалисты фиксируют в США, Великобритании, государствах Еврозоны, Японии и Южной Корее.

И вновь коллективный Запад, плюс пара «азиатских тигров», имеющих ту же модель общественного устройства. Рост их долгов уже не первое десятилетие стабильно превышает скорость роста экономик и рывок во время пандемии, позорно обрушивший хвалёные системы здравоохранения, занимавшие стабильно первые строчки в рейтингах готовности к эпидемиям – лишь небольшой всплеск, после которого ничего не может измениться, ибо для изменений нет никаких предпосылок.

В пандемию всего лишь встретились два вектора: отрицательный рост ВВП и рывок в росте заимствований, так как системы имеют нулевые резервы, а условный рост давно обеспечивается только возможностью занимать дешёвые деньги, создаваемые из воздуха. Недаром, кстати, раздача населению безвозмездных подачек получила название «вертолётные деньги».

Меня могут резонно поправить: не путайте общие долги, по многим из которых государство ответственности не несёт, с собственно госдолгами. Согласен, но с оговоркой: по итогам 2020-го суммарные госдолги стран, входящих в Еврозону, впервые превысили их же суммарный ВВП.

Также соглашусь, что во многом виноват неожиданный коронакризис, но опять поправлю: и без него это случилось бы, но может на год позже, что картину никак не меняет.

В результате, государственные долги уже всего коллективного Запада, включая «азиатских тигров» (а Япония вообще чемпион – госдолг 250% по отношению к ВВП) уверенно пересекли красную черту и вся эта гоп-компания вступила в клуб безнадёжных должников, а по сути – банкротов.

Однако в этот раз случившееся не прошло бесследно, ибо означает банальную вещь: что-то надо делать. Тем более, что недавно, почуяв неладное, более ста европейских экономистов (заметьте – не последних) на голубом глазу, не моргая, подписали петицию, что в таких условиях расплатиться с кредиторами невозможно и необходимо думать о механизме списания долгов.

Это, скажу я вам, замечательная мысль во всех отношениях. И замечу: в случае государств долги списываются при дефолте, что и есть банкротство, которое, в отличие от «ста европейских не последних экономистов», мы предсказываем не один год, выслушивая насмешки и обвинения в экономической дремучести.

Но не таковы оказались мировые еврочиновники, стоящие на страже мифов и легенд. Уж кого кого, а их голыми руками не возьмёшь (в отличие от нас, неучей), они видывали разные виды и ни мы, ни какие-то там евроэкономисты им не указ.

6 февраля глава Европейского центрального банка Кристин Лагард, благополучно пережившая уже три мировых кризиса, даёт интервью еженедельной французской Le Journal du Dimanche, где также на голубом глазу отвергает евротупик и глаголет, что никакого списания долгов гнилой пирамиды не будет.

Ну сказала и сказала. Однако давайте разбираться, что же на самом деле означает этот набор слов. А означают он сразу несколько вариантов, количество которых зависит от степени воображения. Вот лично моё воображение рисует их в таком последовательном лаконичном виде:

  1. Европа будет продолжать бесконечный рост заимствований, как единственный способ удержаться на плаву;
  2. Запад не устраивает списание долгов как признание системного банкротства. Этого не будет, ибо он не может обанкротиться в принципе, потому что это так и никак иначе;
  3. Рано или поздно с долгами придётся что-то делать, но для их ликвидации существуют более эффективные способы, проверенные временем.

Считаю последний (воображаемый, естественно) пункт самым интересным и многообещающим. К нему прибегают обычно тогда, когда всё остальное не даёт результата – это война.

Проверено двумя мировыми войнами.

P.S.-1: Жертвы и потери здесь роли не играют, важна конечная цель – обрушить существующий порядок и похоронить все свои грехи в пучине мирового хаоса. При этом, надежды на текущую пандемию пока не оправдались, основными пострадавшими оказались Запад и его ближайшие сателлиты. Главные противники не только справились сами, но и протянули самому Западу руку помощи в виде своих эффективных вакцин. Пережить такой позор оказалось сложно, поэтому, как мы и предполагали, с одной стороны, уже полным ходом идут в дело пугалки о следующих волнах, а также о других, гораздо более смертельных вирусах, с другой стороны, мир готовится к сворачиванию текущего коронакризиса, как не оправдавшего надежд.

P.S.-2: Естественно, приписывать г-же Лагард мысли о войне было бы с моей стороны слишком смело даже на фоне непрерывного нагнетания военной истерии на западной границе России. Более того, о какой мировой войне может думать Европа, когда дураку понятно, что именно она наверняка окажется в самом её эпицентре?

Отвечаю: дело тут совсем не в том, думает об этом Европа или нет, дело в банальной исторической логике. Тем более, на этот счёт есть хорошая поговорка: чему бы грабли не учили, а сердце верит в чудеса.

Автор: Александр Дубровский