Мнения
260 255

Впереди ещё год хаоса и войны – Щелин

Политический философ Павел Щелин
Фото: Политический философ Павел Щелин

Желающих пересоздать нынешний мир много. Вот Великая Перезагрузка, вот Великая Перестройка, вот Сделаем снова Америку Великой. «Сделаем за ваш счёт и в ваших глазах», конечно, но эта принципиальная часть не проговаривается.

Об общем состоянии процессов мое прежнее мнение не изменилось – этот год будет годом хаоса, годом усиливающийся войны и никакого Мира он не принесёт в том виде, в котором его ожидают люди. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.

Трамп персонаж абсолютно не миротворческий, он скорее является разрушителем. Когда я об этом говорил два месяца назад мне особо никто не верил. Но после последних твитов Трампа по Канаде, Панамскому каналу, Гренландии у многих возникла неловкая пауза.

Многим, в том числе растерявшимся европейским политикам можно задать вопрос: Вы думали, что Историю можно остановить? История начинает дышать, и она проходит сейчас через цикл разрушения и это только начало процесса. А созидателей нового порядка пока нет, нужны личности если уж не масштабов Александра или Цезаря, то хотя бы уровня Сталина, Рузвельта, Черчилля, а таких лидеров сейчас нет.

Мы вступили в эпоху когда старых правил нет (а их и так не было), но все по инерции делали вид что они есть. Пришел Трамп и говорит: Я в ваш цирк играть не собираюсь. Правил нет, поэтому будет по-моему. Это наша корова и, если мы не будем получать с неё пользы, никто не будет получать. И тут функция Трампа – демонтаж прежних порядков.

В это тревожное время очень важная ответственность ложится на людей, которые работают с населением, общается с ним. Их функция в такой ситуации – не навредить, не повышать энтропию – ее и так много –, а хаоса будет хоть отбавляй. И работа на снижение энтропии будет очень важным долгом.

Думаю, в дальнейшем у нас будет реальный выбор между двумя позициями. Первая – создать ещё большую систему лжи, ещё большую систему тотального контроля и тотальной манипуляции.

Второй вариант – врать поменьше. Делать систему адекватной тому, что сейчас есть, называть вещи своими именами и создавать более честные системы, даже если они не будут нравится нашим же представлениям – восторженным высоким гуманистическим идеалам о самих себе.

Но в любом случае эпоха демократического театра, судя по всему, заканчивается – его можно сказать уже нет. В этот театр не хотят играть даже его заказчики. Тогда возникает вопрос: зачем он нужен всем остальным?

Одним из важнейших событий 2024 года был вердикт румынского государственного суда по президентским выборам. Суд признал, что никаких нарушений не было, но мы их отменим, потому что один кандидат имел преимущество – он слишком много использовал TikTok для агитации. Это просто великолепно!

Я часто говорю о субъектности политиков и могу с уверенностью сказать, что не субъектные политики с арены точно уйдут. Зачем они такие нужны? Ни себе, ни народам (не в демократическом, а в философском значении слова), ни истории.

Судьба политика, который способен играть только в имитацию, недавно была красиво показана на примере Асада. И это уже не звоночек, это уже звонище по всем тем элитам, которые являются имитационными, а их круг очень широк – от Гибралтара до Каспия и даже тех стран, которые мы считаем очень субъектными.

Очень много вопросов по тем, у кого сейчас реально будет субъектность? И в этом плане у Трампа, мне кажется, историческая задача – радикальный вызов, на фоне которого хочешь не хочешь, а тебя заставят проявляться: Есть ли за твоими претензиями, словами хоть что-то? Похоже это одна из самых важных функций Трампа.

И традиционно призываю всех читать первоисточники по истории – Плутарха, Арриана, Фукидида и т.д. Никакие самые великолепные эксперты не заменят вам настоящее удовольствие от знакомства с ними. И у вас станет значительно больше базы для понимания того, что происходит сегодня – как бы удивительно это не звучало.

Ранее была опубликована карта возможного фронта при Третьей мировой войне – у границ Беларуси.