Ледяные теплые переговоры: о чем договорились Путин и Лукашенко
На переговорах между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко белорусский лидер горячо благодарил Россию за помощь, которая была крайне прагматичной. В 2021 году Москва защищала свои национальные интересы в белорусско-западном конфликте и продолжит делать это в 2022 году. Помощь ей в этом благородном деле окажет как белорусский лидер, так и, как ни странно, западные партнеры.
В последних числах декабря на полях неформального саммита лидеров стран СНГ Владимир Путин провел встречу со своим белорусским визави Александром Лукашенко. Шестая за год и крайне – даже в какой-то степени показательно, – теплая, сообщает «Эксперт».
Риторика Александра Григорьевича на ней кардинально отличалась от той, которая исходила от белорусского лидера еще какие-то полтора года назад (когда Москву, напомним, обвиняли в стремлении устроить в Беларуси переворот).
«Естественно, вы знаете ситуацию в Беларуси. Я вам очень благодарен, вам лично прежде всего, за то, что вы сделали для Беларуси. И за ту поддержку, которую вы оказываете нам. Не хочу вам льстить», – заявил Лукашенко.
Он уже не говорит о каких-то российских олигархах, которые, мол, саботируют отношения между Москвой и Минском – наоборот, все, со слов Лукашенко, работают вместе в деле поддержки Беларуси.
«Любое предложение, которое мы вносим, или просьба – вы делаете поручение тем или иным людям, отзываются и компании российские, и правительство, и банки, идут навстречу, поддерживая нас в это трудное санкционное время», – продолжал Александр Григорьевич.
Сам Путин тоже в теплых словах говорил о сотрудничестве – прежде всего, экономическом.
«К сожалению, в пандемийный 2020 год у нас произошел спад в объеме товарооборота – почти 17%. Зато в этом году почти 36% рост. То есть мы покрыли все, что потеряли... и добавили почти в два раза», – заявил российский президент.
После теплой встречи главы государств вышли на холодный лед и сыграли в хоккей. Причем сыграли в одной команде.
На встрече Владимир Путин выразил надежду на «продуктивное сотрудничество в 2022 году» – и, по всей видимости, таковым сотрудничество и будет. Причем как в политической, так и в геополитической сфере.
Пусть сначала вырастет
Политические проблемы могли возникнуть из-за конституционной реформы, которую Беларусь должна провести в первой половине года. Шли разговоры о том, что посредством этой реформы белорусский лидер обеспечит транзит власти в стране – то есть, проще говоря, уйдет. Якобы это он даже лично обещал Владимиру Путину. Однако на днях в Беларуси презентовали проект изменений в Конституцию, которые долго и упорно разрабатывала специальная конституционная комиссия. Как и ожидалось, эти изменения дают Лукашенко возможность уйти с поста президента по-белорусски – то есть, попрощавшись, на самом деле не уйти.
«Александр Лукашенко сохраняет всю полноту власти, но перемещается из кресла президента в кресло председателя Всебелорусского народного собрания, получая иммунитет за все годы президенства. Сам ВНС – массовка из 1200 человек, которые будут заниматься исключительно одобрением разработанных не ими инициатив, – пишет координатор проекта СОНАР-2050 Иван Лизан. – Президент становится кем-то на подобие топ-менеджера, которого сможет в любой удобный момент – благодаря праву импичмента, возможности проводить расследование и контролю за судебной системой – отправить в отставку глава ВНС».
В России, конечно, далеко не всем понравилась перспектива такого «ухода по-белорусски», ведь Лукашенко зарекомендовал себя как сложный и не всегда надежный союзник. Поэтому белорусскому лидеру было «важно, как на то прореагирует Путин, ведь проводить референдум в пику Москве не очень комфортно и даже немного опасно», – говорит белорусский политолог Валерий Карбалевич.
По всей видимости, Путин отреагировал нормально. При всей сложности Лукашенко как партнера на сегодняшний день обеспечить управляемый и легитимный транзит власти от него к другому белорусскому политику физически невозможно – хотя бы потому, что в Беларуси других политиков такого масштаба просто нет. За время своего правления Александр Григорьевич выжег в стране все политическое поле – на нем банально сейчас никто не может вырасти.
Поэтому перед каким-то транзитом в Беларуси должна пройти либерализация политического пространства, создание новых (и прежде всего пророссийских) политических сил, которые продвигали бы повестку российско-белорусской интеграции. В ином случае транзит будет сопровождаться внутриполитической нестабильностью, которую Россия очень хотела бы избежать.
Мост за мостом
Однако главный вклад в российско-белорусские отношения в 2022 году внесет Запад. И вклад этот, как ни странно, позитивный.
Дело в том, что ряд российских экспертов не доверяют Александру Лукашенко. Они считают, что все благостные заявления белорусского лидера о перспективах интеграции с Россией забудутся в тот самый момент, когда он сможет восстановить т.н. «белорусскую многовекторность» – то есть возобновит сотрудничество с Западом в ущерб российско-белорусским отношениям. И это действительно могло бы произойти, если бы у власти в западных странах находились прагматичные люди, которые сумели бы цинично-прагматично развернуть политику США и ЕС в отношении Минска. Но, к счастью для России, таких людей в креслах западных лидеров нет.
Соединенные Штаты и Европа продолжают идти по пути эскалации отношений с Беларусью, вводя новые и новые пакеты санкций (на очереди уже шестой). И когда Лукашенко называет эти санкции «безмозглыми», он прав – ведь они лишь толкают Минск к Москве. Чем больший ущерб они наносят экономике Беларуси, тем больше эта экономика становится зависимой от России. Чем больше они говорят о неприемлемости нахождения Александра Лукашенко у руля страны, тем больше белорусский лидер убеждается в том, что возобновлять отношения с Европой бесперспективно и даже опасно для его собственной власти.
Неудивительно, что в 2021 году при таком подходе ЕС белорусско-европейские отношения не просто пробивали дно, а регулярно проходили точки невозврата хотя бы к текущему на тот момент уровню. Посадка самолета с Романом Протасевичем, миграционный кризис на границе с Литвой и Польшей, история с Эмилем Чечко (которую Польша Минску никогда не забудет) – лишь некоторые из них. И не исключено, что в 2022 году состоится новая точка невозврата – когда Лукашенко признает Крым де-юре российским через собственный визит на полуостров. После этого Москва окончательно убедится в том, что Александр Григорьевич выбрал для себя окоп – и, возможно, даст кредит. Те самые, в которых (по мнению ряда политологов) отказала Александру Лукашенко в ходе очень теплой декабрьской встречи
Автор доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии