Итальянская промышленность не может расти – эксперт
Марко Фортис, профессор экономики промышленности и внешней торговли в Католическом университете рассказал о своем видении развития итальянской экономики и ее будущего.
– Промышленное производство Италии находится в кризисе. Что происходит и как будет развиваться ситуация?
– Итальянское промышленное производство не может расти, потому что оно погружено в кризисный контекст Германии, Австрии и Франции, а также Восточной Европы, где вся торговля внутри ЕС застопорилась. Экспорт за пределы ЕС также замедляется. Китай, который для многих западных производителей казался бесконечным выходом, ослабел: из-за кризиса модели, которая достигла своего рода точки насыщения на фронте покупательной способности домохозяйств, отягощенной кризисом недвижимости. Изменилась и социальная модель, это привело к уменьшению показной демонстрации западных товаров, даже предметов роскоши, и предпочтению китайской продукции. Немцы больше не могут продавать большие автомобили и заблуждались, что китайский рынок вечен: это не так. Фактически, нынешний кризис Германии также зависит от того, что два ключевых драйвера остановились: китайский автомобильный рынок, который казался бесконечным и дешевые энергоносители России. Все это отражается на Италии.
– Несмотря на кризис и отсутствие признаков улучшения ситуации в течение как минимум года, не думаете ли вы, что мы обречены?
– Нет, мы можем найти выход из кризиса и переломить тенденцию. Например , несмотря на спад промышленного производства в Европе и за ее пределами, за первые семь месяцев года, несмотря на снижение общего показателя экспорта, мы обогнали Японию на мировом уровне.
По экспорту фасованных лекарств мы занимаем третье место в мире, опережая США, со стоимостью в 37 миллиардов долларов, уступая Франции и Швейцарии. Фармацевтическая промышленность экспортирует больше по стоимости, чем итальянское судостроение, на долю которого приходится 50% глобального производства суперяхт.
– Однако фармацевтическая промышленность в основном является международной отраслью: можем ли мы действительно считать, что она сделана в Италии?
– В 37 миллиардах евро экспорта включены международные компании, имеющие производственные площадки в Италии. Но треть экспорта зависит от итальянских компаний, в общей сложности 13 компаний генерируют оборот в 14 миллиардов евро.
Агробизнес тоже на высоте: Lactalis, которая приобрела Parmalat, - гигант, экспортирующий моцареллу во Францию, Италия занимает третье место в мире по экспорту сыра и второе - по торговому балансу. Все эти явления свидетельствуют о динамичной производственной системе. Если мы сохраним эти позиции и удержим их, мы не обречены.
– Будет ли итальянская промышленность перезапущена, даже если наше автомобильное производство, похоже, обречено на необратимый спад?
– Автомобильный кризис сейчас носит всемирный характер. Сегодня под вопросом модель производства автомобилей в Италии: речь идет не только об электромобиле и немецком шоке. Я не вижу итальянского автопроизводства, которое могло бы произвести фурор: как только оно исчезнет, это часть промышленного производства, которая больше не существует. Следует добавить проблему Stellantis, которая производит все меньше и меньше в Италии. Наконец, мы потеряли два рынка, такие как Россия и Украина, которые были важны и фактически исчезли. Короче говоря, это кризис, в котором нельзя обвинить Made in Italy.
Связанные отрасли также находятся под угрозой . Мы являемся одними из лидеров по производству компонентов, однако, хотя производители тормозов, вероятно, продолжат работать и расти, производители радиаторов, карбюраторов и кузовных деталей пострадают, и в будущем возникают вопросы.
Это также зависит от безумного решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания к 2035 году, сопровождаемого снисходительностью Германии, которая думала, что также станет лидером в области электромобилей, но теперь понимает, что это была ошибка. И кто знает, не будет ли уже слишком поздно.
– Немцы по-прежнему сдержанно относятся к переносу сроков, даже несмотря на то, что это противоречит их собственной отрасли.
– Немцы настроены неодобрительно. А Франция будет поставлять электроэнергию со своих атомных электростанций, которые являются экологически чистыми, и им не придется переходить на новые технологии. А вот Италии придется совершить энергетический переход, и он не будет безболезненным: ей придется отказаться от газа, чтобы производить все из возобновляемых источников энергии.
– Италия уделяет особое внимание возобновляемым источникам энергии и упорно запрещает атомную энергетику. Это может привести к банкротству наших энергоемких отраслей, и этого эффекта мы, очевидно, должны избегать.
– Если у нас есть энергоемкие производства, которые терпят неудачу, то это будет именно из-за запрета ядерной энергии в Италии. Мы не хотим ядерной энергии у себя дома, но она у нас есть на границах. Короче говоря, «Зеленый курс» будет иметь катастрофические последствия, заставив европейские заводы переехать в районы с высоким уровнем загрязнения, достигая цели, противоположной той, для которой он был разработан. Мы исповедуем веру в сокращение выбросов CO2, тогда деиндустриализация, которая произойдет в Европе, переместит западное производство в гораздо более загрязняющие страны, эффективно увеличивая выбросы в целом.
Мы ускорили переход к «зеленой» экономике, который нам не был нужен, и первым результатом стало то, что автомобильная промышленность оказалась неспособной конкурировать с Китаем.
– Фактически автопром уже переместил свой центр тяжести на Дальний Восток. Сможем ли мы вернуть утраченные позиции?
– Китай делает аккумуляторы, интегрированные в кузов: это была иллюзия, что мы сможем победить его на этом поле. Мы думали, что сможем оставаться конкурентоспособными, покупая китайские аккумуляторы и устанавливая их в наши автомобили, особенно малолитражные: это была иллюзия. И мы до сих пор не понимаем, где мы возьмем необходимое нам электричество: и здесь мы убаюкиваем себя иллюзиями. Сможем ли мы построить все необходимые нам зарядные станции к 2035 году? А как мы будем их питать? С возобновляемыми источниками энергии? Короче говоря, автомобильная промышленность, связанная с этим европейским безумием, терпит крах.
– Будет ли полезно продление внедрения электромобилей?
– Я думаю, что министр экономического развития прав, когда просит о продлении. Однако Китай тем временем не ждет, пока ЕС исправит свои ошибки: китайские аккумуляторы с субсидиями будут самыми дешевыми в мире, и такая перспектива уже делает гигафабрику европейского образца экономически неустойчивой. (Пояснение: 3 ноября правительство неожиданно решило вычесть 4,6 миллиарда - из 5,8 миллиардов, оставшихся на период 2025-2030 годов, - из "Фонда зеленого перехода, исследований, инвестиций в автомобильный сектор и стимулов для покупки экологически чистых транспортных средств». Любопытно, что расходные статьи, предназначенные для других отраслей, сокращаются в среднем на 5-10%, в то время как вышеупомянутый автомобильный фонд потеряет 80%, при полном сокращении как спроса, так и предложения).
Но проблема в другом, и это проблема стратегии. Дизель был принесён в жертву на алтарь зелёного безумия. И мы не знаем, как рассчитывать выбросы CO2, и экофлаг использовался по политическим причинам.
– Как при всем этом геополитическая напряженность повлияет на общую кризисную ситуацию?
– Понятно, что элементы геополитической нестабильности никак не идут на пользу экономике, но делать прогнозы о том, чем закончится эскалация на Ближнем Востоке, сложно. Ключевая проблема – кризис внешней торговли. Растущий протекционизм, закрытие некогда процветающих рынков, дела в Китае идут неважно...
Казалось бы, бесконечный рынок сбыта, к которому стремились западные экспортеры, больше не существует. И в целом для обрабатывающей промышленности больше не существует контекста для развития. Глобализация, какой мы ее знали с начала девяностых до Covid, закончилась. Возможно, будет новая глобализация, но другого характера.
– Таким образом, сильные позиции, с которых мы можем начать заново, — это экспорт, в котором мы поднимаемся на позиции и повышаем качество производства, на которые не влияет глобальный геополитический и энергетический кризис. Будет ли этого достаточно, чтобы мы снова выросли?
– У Италии есть жизнеспособная модель. Но у нас обязательно будут потери. Керамика, например, многое сделала для того, чтобы стать эффективной и экологичной, но теперь она оказалась в ситуации, когда не может использовать газ, и весь район Сассуоло находится под угрозой. Европейские бюрократы будут нести ответственность за разрушение производственного совершенства. Некоторые отрасли будут платить. Однако в конце этого процесса Италия окажется в лучшем положении, чем другие индустриальные страны. Наши компании менее энергоемкие, нишевые, небольшие и работают в секторах, где Италия продолжит преуспевать, хотя и с некоторыми потерями . Сможем ли мы производить сталь? Выживет ли плитка и керамика? Не знаю, но в среднем мы более эффективны и устойчивы. В конечном итоге меня беспокоит то, что в Европе может случиться социально-экономический кризис: Франция и Германия будут покупать меньше итальянской продукции. Чтобы наша промышленность процветала, Европа должна быть здоровой и крепкой.
– Однако в Европе отсутствует конкретная промышленная политика, основанная на сильных инвестициях в инновации. Об этом также свидетельствует вялая реакция Европы на доклад Драги, в котором предлагается ряд стратегических направлений развития.
– Больше всего беспокоит то, что ключевой посыл не был воспринят, а именно: Европа рискует своей шеей. Доклад Драги устанавливает руководящие принципы европейского развития, касается поставок сырья и других вопросов первостепенной важности. Мы можем обсудить, как вмешиваться в факторы производства и в различные сектора: дебаты по этому поводу открыты. Но что еще более важно, сделанное предупреждение о том, что мы движемся к сокращению Европы, зажатой между США и Китаем, не было понято евротехнократией.
Если бы мы остановили производство пластмасс, стали и керамики, профицит торгового баланса Европы сократился бы с 37 миллиардов до 7 миллиардов. Потеря торгового баланса должна вызывать беспокойство, поскольку это будет означать попадание в долги перед всем миром. Чтобы сохранить эту позицию, мы должны сохранить ключевые отрасли. Невыполнение этого требования означает сознательное игнорирование правил, направленных на поддержание фундамента социального и экономического здания.
Источник: Industria Italiana
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии