Германия: как перераспределялась собственность
После объединения Германии прошло более 30 лет, но западные и восточные немцы до сих пор относятся друг к другу весьма неприязненно.
«Как хорошо мы раньше жили! — говорят западные — Далась нам эта ГДР! Только прорву денег туда закачиваем, а толку никакого!». «Западные по дешёвке скупили наши заводы, дома, инфраструктуру, сделали многих из нас безработными» — утверждают восточные немцы. Иначе говоря, ускоренная приватизация и перераспределение государственной собственности ГДР создало многолетний очаг социальной напряжённости.
Объединение Германии, а точнее, поглощение Германской Демократической Республики (ГДР) Западной Германией в 1990 году существенным образом изменило статус страны. Территория государства увеличилась с 248 тысяч кв. км до 357 тысяч кв. км, численность населения — с 63.5 млн до 80 млн человек. Но ФРГ получила не пустое пространство, а развитые промышленные территории. Накопленные материальные ценности в виде предприятий, жилых домов и социально-бытовых сооружений, транспортных путей сообщения, научно-технического потенциала в присоединяемых землях исчислялись суммой в 1 триллион 400 млрд марок, не считая военной техники и вооружений армии ГДР на сумму в 90 млрд марок. Часть этой техники вскоре попала на мировой рынок вооружений, а самые современные на то время самолёты МИГ-29 взяты на вооружение Бундесвера.
Хозяйство ГДР структурно было организовано в 250 комбинатов, в которых в свою очередь входило около 8000 предприятий. После объединения Германии все они были переданы под управление Ведомства по реорганизации и приватизации, называемого Попечительским (или Опекунским) советом. Он учреждался Договором о создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР от 18 мая 1990 года. К Попечительскому совету переходил государственный долг ГДР в том объёме, в каком он мог быть погашен будущими доходами от реализации государственного имущества. Оставшаяся задолженность распределялась между новыми восточными землями. Главной законодательной задачей Попечительского совета была быстрая приватизация государственного имущества ГДР. Кроме того, перед ним ставились задачи санации и модернизации, реприватизации, сохранения рабочих мест, оздоровления государственного бюджета, продажа недвижимости.
Однако промышленники Западной Германии не хотели получить конкурентов в присоединяемых территориях. Поэтому при анализе деятельности предприятий ГДР было объявлено, что лишь восемь процентов рабочих мест являлись рентабельными, а производительность труда в ГДР якобы составляла менее 30 процентов от западногерманского уровня. Однако цифры эти в большей степени носили пропагандистский характер: ГДР как государство не было банкротом, по многим показателям не отставало от Западной Европы. Так, в «докризисном» 1988 году в ГДР производилось 6.935 кв/час электроэнергии на душу населения, тогда как в Бельгии 5.878; грузовиков 28 штук на 10.000 жителей (в ФРГ — 30), стиральных машин — 298 на 10.000 жителей (во Франции 229). Тем не менее, исходя из тезиса о неэффективности промышленности ГДР, к концу 1994 года, когда Попечительский совет завершил свою деятельность, было приватизировано или возвращено прежним владельцам около 20.000 предприятий, преимущественно производственных. При этом в договорном порядке были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения инвестиций на сумму 210 миллиардов марок.
Последствия этого были катастрофическими. Попечительский совет которому была поручена приватизация восточногерманских предприятий, ликвидировал 30 процентов из них, «продав» многие из оставшихся за символическую сумму в одну немецкую марку западногерманским концернам и частным предпринимателям. В 1997 году промышленная продукция Восточной Германии составляла лишь 45 процентов произведённого в 1989 году.
Например, крупные сталелитейные заводы Бранденбурга были полностью уничтожены. Тракторный завод и прядильный комбинат в том же городе больше не существуют. Ранее всемирно известное предприятие «Pentacon» в Дрездене, на котором работало более 5000 человек больше не выпускает ни одного фотоаппарата. После ликвидации химического концерна «Лёйна-Верке» в городе Галле до сих пор сносят целые кварталы жилых домов — в них некому жить. Предприятие «Orwo-Film» — бывший экспортёр кино- и фотоплёнки — исчезло. Больше не выпускаются грузовики — Krupp Stahl при помощи государственных субсидий «купил» завод в Ораниенбурге — только для того, чтобы его закрыть в 1993 году. Такая же судьбы постигла завод малолитражных автомобилей «Вартбург» в Эйзенахе. Государственная авиакомпания ГДР «Интерфлюг» была ликвидирована в пользу «Люфтганзы» ФРГ. Берлинская фабрика, выпускавшая обогревательную аппаратуру, на которой работало 1850 человек, поставлявшая продукцию на многие электростанции, в 1993 году была доведена до банкротства. Число рабочих мест за несколько лет сократилось с 9,7 до 6 миллионов. В промышленности оно сократилось с 3,2 миллионов до 900.000.
С момента монетарного объединения (1 июля 1990 года, когда официальной валютой стала западногерманская марка) западногерманские торговые концерны агрессивно вытеснили восточногерманские сельскохозяйственные продукты с рынка. Цены на них упали наполовину или даже на 2/3.
В курортных городах целые кварталы односемейных вилл были за бесценок, но на марки ФРГ скуплены западногерманскими гражданами.
После Попечительского совета в Германии были созданы другие организации, которые занимались приватизацией оставшихся в руках государства производственных предприятий и контролировали выполнение договоров, заключенных с инвесторами.
Следует отметить, что работы по объединению Германии, а также перестройка экономики ГДР на новый лад потребовали значительных дополнительных финансов. Для покрытия дополнительных затрат в 1991 году в Германии был введён «налог на солидарность», который составлял 7,5 процента от общей суммы налогов. Этим налогом облагаются как предприятия, зарегистрированные в западной части Германии, так и физические лица. Сейчас ставка этого налога составляет 5,5 процента и взимается при превышении определенного уровня доходов.
Источник: pnp.ru
Рекомендуем посмотреть фильм «Гуд бай, Ленин!». Мать Алекса впала в кому незадолго до падения Берлинской стены. А когда, наконец, пришла в себя, не было уже ни ГДР, ни стран «победившего социализма». Тревожась за здоровье матушки, Алекс решил не сообщать ей о переменах: ведь что может стать более убийственным для убеждённой коммунистки, чем торжество капитализма?
Сыну пришлось пойти на обман и превратить свою квартиру в островок прошлого, в последний оплот несуществующего государства. Старательно делать вид, что дело Ленина по-прежнему живет и побеждает.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии