За что заплатили $42 миллиона? Это не безумие, а система

На первый взгляд, кажется абсурдным: почти 42 миллиона долларов за доску, расписанную акрилом и аэрозолем. Но если копнуть глубже — всё встаёт на свои места. Это не просто «Воин» Жан-Мишеля Баскии. Это часть сложной игры, где искусство — не только эстетика, но и инвестиция, статус и даже заговор.
Картина «Воин», созданная Баскией в 1982 году, изображает человекоподобную фигуру с пылающими глазами и поднятым мечом на фоне ярких пятен. Искусствоведы считают её метафорой борьбы темнокожих в мире, управляемом белыми. Художник потратил на это полотно, возможно, пару часов — но теперь оно стоит миллионы.
На аукционе Christie’s в Гонконге 24 марта 2021 года работа ушла с молотка за $41,7 млн. Три претендента сражались за лот, несмотря на то, что оценка экспертов была в пределах $31–41 млн.
Виктор Пелевин ещё в «iPhuck 10» писал, что современное искусство — это смесь аферы, маркетинга и смысловых провокаций. Где-то на одной стороне — молодежь, веселящаяся за счёт серьезных людей. А на другой — профессиональные продавцы смыслов, создающие из картин инвестиционные активы.
И действительно: богатых в мире становится всё больше, а надёжных способов сохранить капитал — всё меньше. Доллар теряет покупательную способность, депозиты не приносят прибыли, золото и недвижимость нестабильны. А вот искусство — растущий рынок. Особенно, если речь о культовых, уже умерших художниках.
Почему Баския? Он умер молодым — в 27 лет, как Кобейн, Моррисон и Уайнхаус. Происходил из Гаити и Пуэрто-Рико, рисовал граффити на улицах Нью-Йорка, вращался в кругах авангарда. Его заметили, назвали неоэкспрессионистом, и включили в элиту современного искусства. Он был другом Энди Уорхола и даже встречался с Мадонной. Всё это создало идеальную биографию для мифа. А миф — это всегда хорошо продающийся товар.
С 1983 года «Воин» многократно менял владельцев, каждый из которых зарабатывал на перепродаже. В 2005 году он стоил $1,8 млн, в 2007 — $5,6 млн, в 2012 — $8,7 млн. Последний владелец, девелопер Аби Розен, купил его за эти $8,7 млн, а в 2021 продал за $41,7 млн. Разница очевидна.
Некоторые скажут: а что, если цена уже на пике? Но в 2017 году за другую работу Баскии — Untitled — заплатили $110,5 млн. Так что история только начинается. The New York Times считает Баскию одной из трёх ключевых фигур на арт-рынке, рядом с Пикассо и Уорхолом.
И в конечном счёте, искусство — это не только про технику и краски. Это про интерес, эмоции и смыслы. А Баския даёт всё это с избытком. Так что вопрос уже не в том, почему за его картину отдали $42 млн. А в том, до скольких сотен миллионов она ещё может подорожать.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии