Какие тайны хранит брестский вокзал?
У многих встреча с городом начинается с вокзала. Не спешите покидать его: у вокзала в Бресте богатая история!
Через железнодорожный вокзал станции Брест-Центральный сейчас идут пассажирские поезда из Москвы в Варшаву, Берлин и Париж, грузовые составы в разные уголки мира. Жители города давно привыкли к грохоту от сцепки вагонов, гудкам, запаху угля, закрытым переездам несколько раз в день… Брест знаменит как пограничный город, но вот уже больше 100 лет это еще и город железнодорожников, сообщает «Комсомольская правда».
«После молебствия, сего числа с двух часов дня последовала перемена движения на новые пути и открытие для публики пассажирского здания Брестской центральной станции», – телеграмму с таким текстом 28 мая 1886 года получил член правления Московско-Брестской железной дороги Петерс от начальника службы ремонта путей и зданий Лямина.
Этот документ можно считать свидетельством о рождении Брестского вокзала. Роскошное здание возвели за три года по указу царя Александра III. Оно было похоже на дворец и крепость одновременно. Его спроектировал архитектор департамента железных дорог Борис Лорберг. Его же творение – церковь Михаила Архангела при Александровском механическом заводе в Санкт-Петербурге.
Один из самых красивых в империи
По тем временам вокзал в Бресте стоил баснословных денег – из казны на него выделили больше 2 млн рублей золотом. Все ради того, чтобы на западной границе империи пассажиров из Европы встречал роскошный вокзал. Так и вышло. Здание вышло суперсовременным: оборудовано водопроводом, отоплением. Для пассажиров были предусмотрены несколько залов. С паркетными полами, роялем и буфетом – для господ, с дощатыми – для простого люда.
На вокзале работали почта и телеграф, жандармерия и царские комнаты отдыха. Помимо этого, Брестский вокзал одним из первых в России был электрифицирован, в то время как другие вокзалы освещались керосиновыми лампами.
Строительство вокзала на таком крупном железнодорожном узле было знаковым событием для всей Российской империи.
Брестский вокзал сейчас.
Церемонию открытия вокзала Брест-Литовский посетил даже сам император Александр III. В свите августейшего был и его сын – Николай II. В свите августейшего был и его сын – Николай II.
Первым зарубежным гостем, который оценил здание, стал принц Вильгельм, сын канцлера Германии. Император Фридрих III отправил наследника в Брест, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Высокие гости дали на вокзале роскошный бал.
Брестский вокзал считался одним из самых красивых зданий в России. Но по иронии судьбы спустя два десятилетия русские войска же его и уничтожили. Отступая под натиском кайзеровских войск во время Первой мировой, солдаты взорвали перекрытия и сожгли вокзал. Тогда было уничтожено более половины вокзальных построек.
Восстановлением здания занялись уже поляки. В 1921 году земли Западной Беларуси по Рижскому договору вошли в состав Польши. И спустя несколько лет пассажиры увидели обновленный вокзал.
Его восстановлением занялся варшавский архитектор Гольдберг - он же построил несколько доходных домов в Петербурге. Реконструкция продолжалась до 1929 года. На месте старого вокзала-крепости появилось изящное здание в «стиле народовом». Он сочетал в себе черты ренессанса, барокко и традиционного белорусско-литовского зодчества.
Новый вокзал назвали Брест-над-Бугом. Он был настолько красивым, что немецкие войска во время Великой Отечественной старались его не разрушить. Немцы думали, что когда они завоюют СССР, то такой шикарный вокзал им самим пригодится.
До последнего патрона
История героической обороны вокзала в первые дни войны не так известна, как история о подвиге защитников Брестской крепости. Хотя железнодорожники и милиционеры, которые приняли на себя первый удар врага, тоже заслуживают памяти.
В ночь на 22 июня на Брестском вокзале на дежурство заступили 30 сотрудников линейного отряда милиции. Тревожные сигналы милиционерам поступали еще с вечера. Сначала свет в городе погас, потом и вовсе связь прервалась.
То, что происходило на вокзале после нападения немцев, до сих пор окутано тайной.
Воспоминания участников тех страшных событий порой противоречивы. Пока могли, милиционеры отстреливались от немцев на подступах к вокзалу. А когда фашисты окружили и заняли вокзал, военные и пассажиры ушли в подземелья. Людей в погонах в подвале организовал неизвестный лейтенант.
– Будем сражаться до последнего патрона, - сказал он и взял на себя командование подвальным гарнизоном. Об этом в своих воспоминаниях рассказал Алексей Шихов, дежурный диспетчер Брестского отделения железной дороги.
А писатель Сергей Смирнов в книге «Брестская крепость» описал, как утром 23 июня было принято решение вывести наверх женщин и детей. Немцы забрасывали подвалы гранатами, выливали в них бензин и поджигали, топили водой - делали все, чтобы вытравить оттуда несгибаемых людей. Это им удалось только спустя 9 дней.
Многие из защитников погибли. Это начальник Брестского отделения службы движения Елин и его подчиненные, начальник отделения милиции Воробьев и его команда, старшина Баснев со своими солдатами.
Имена всех погибших не установлены до сих пор.
Писатель Сергей Смирнов в книге «Брестская крепость» описал события того трагического дня.
Мощь и гордость союза
Вокзал, каким мы видим его сейчас, был построен в 1953 – 1957 годах по приказу Иосифа Сталина. В 1945 году он ехал на Потсдамскую конференцию через Брест. Это само по себе было событием. По пути следования на станциях дежурили милицейские наряды, а железную дорогу охраняли более 17 тысяч сотрудников НКВД – по 4 – 6 солдат на километр дороги от Москвы до границы. А впереди поезда со Сталиным шел контрольный состав, тоже укомплектованный сотрудниками НКВД.
В Бресте Сталин рискнул выйти на перрон. Он осмотрел обстрелянное здание вокзала и сказал:
– Несмотря на послевоенную разруху страны, в Бресте нужно построить такой вокзал, чтобы была видна мощь и гордость Советского Союза.
Здание таким и возвели: высоким, массивным, богато украшенным – образец сталинского ампира. В разработке проекта вокзала и его строительстве принимали участие лучшие архитекторы и инженеры Советского Союза. Среди них - скульптор Евгений Вучетич, автор знаменитой скульптуры «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине.
В разработке проекта вокзала принимал участие скульптор Евгений Вучетич, автор знаменитой скульптуры «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине.
С тех пор вокзал почти не менялся. Незначительно обновили его только в 1993 – 1994 годах. Тогда, кстати, решили оставить на шпиле звезду, чтобы не разрушать облик памятника советской архитектуры. А последний масштабный ремонт на вокзале случился в 2013 – 2014 годах. Теперь здание имеет статус историко-культурной ценности, а сам вокзал признали лучшим в стране.
«Драники будут?»
Кроме императора Александра и принца Вильгельма, а позже Владимира Ленина и Иосифа Сталина Брестский вокзал встречал и других политиков. В ресторане вокзала обедали Брежнев, Хрущев, французский премьер-министр и президент Жорж Помпиду, основатель КНДР Ким Ир Сен…
Глава северокорейского государства был в Бресте в 1980 году. Он прибыл на бронированном шестивагонном поезде со своей кроватью и своими продуктами.
А вот Леонид Брежнев никогда не отказывался от еды, приготовленной вокзальными поварами. Говорят, он особенно любил драники.
– Драники будут? – сурово спрашивал он всякий раз, когда приезжал в Брест.
А для Владимира Высоцкого Брестский вокзал связан с трогательными встречами с Мариной Влади. Он первым приезжал в Брест на машине, а возлюбленная прибывала позже на поезде. Высоцкий встречал ее, и пара вместе ехала за границу.
А в 2005 году, когда отмечали 60-летие Победы, на вокзале пел Иосиф Кобзон. Он приехал первым поездом Победы с ветеранами.
В 2005 году, когда отмечали 60-летие Победы, на вокзале Бреста пел Иосиф Кобзон.
За 130 с лишним лет Брестский вокзал повидал много знаменитостей – музыкантов, спортсменов, политиков, ученых, актеров, космонавтов... Все эти люди – часть его богатой истории. Которой вполне можно было бы делиться с туристами, но они на вокзале не задерживаются – спешат в город и в Брестскую крепость. Кстати, в Бресте есть музей поездов – загляните туда обязательно!
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии