Сексуальная революция в Беларуси: причины и последствия
Борьба с семьей, сексуальное раскрепощение и разрешение на аборты, которые пришли в БССР вместе с новой властью, привели к трагическим результатам.
Историю сексуальной революции в Беларуси в 1920-ых гг. впервые открывает профессор исторического факультета БГУ Александр Гужаловский (на фото ниже).
Новую книгу профессора «Сексуальная революция в Советской Беларуси 1917-1929» государственные издательства публиковать отказались. Однако книга все равно вышла в свет и открыла читателям одну из самых табуированных страниц истории БССР.
Первое десятилетие под советской властью отмечалось невероятной даже по сегодняшним меркам свободой нравов и морали. Сексуальная революция того времени привела к полной трансформации института семьи и деморализации общества.
«Семья» – вражеский буржуазный пережиток
Новая социалистическая идеология критиковала институт семьи как одно из главных препятствий на пути построению коммунизма.
«Уже классики марксизма поняли, что семья это та структура, которая продуцирует постоянно частную собственность. И это то, что мешает построить город солнца. Начиная с 1917-го года начинается целенаправленная борьба с семьей. Все соглашались с тем, что семью надо уничтожать, но мало кто знал, что вместо нее», – рассказывает Александр Гужаловский.
«Дорогу крылатому Эросу!»
В теоретических поисках Советской России свой значительный след оставила Александра Коллонтай, одна из крупнейших специалистов в области гендерных отношений в российской социал-демократии. Именно она в своих идеях впервые объединила марксизм и сексуальность. В 1920-ом году Коллонтай пишет свою последнюю работу на тему сексуальной морали «Дорогу крылатому Эросу!», которая сильно повлияла на взгляды комсомольской молодежи БССР.
В своем обращении она пишет: «Мораль рабочего класса отбрасывает внешнюю форму любовных отношений полов. Для классовых задач рабочего класса совершенно безразлично, приобретает любовь форму длительного и оформленного союза или выражается в форме связи, которая проходит. Идеология рабочего класса не ставит никаких формальных границ для любви».
Белорусские теоретические поиски
Поклонницей Коллонтай в Беларуси стала бывшая возлюбленная Маяковского Софья Шамардина, возглавлявшая женский отдел ЦК КП (б) Б. Как и Коллонтай, Шамардина была горячей сторонницей бытового равенства, гражданского брака, легких разводов и абортов.
В своих многочисленных выступлениях она строит образ «новой женщины», свободной от старой морали. Эта «новая женщина» своей главной задачей считает служение обществу, а также самосовершенствование, в том числе в области отношений с противоположным полом. Извечные социальные роли матери и жены для нее являются вторичными.
Новые идеи, направленные на разрушение традиционной семьи, активно обсуждались на страницах тогдашней белорусской печати. Например, главная газета республики «Звязда» содержала статьи в поддержку женщин, которые решились бросить вызов старой морали, оставить нелюбимого мужа и двинуться навстречу новой свободной любви.
Юридическое решение «новой морали»
В 1918-ом году в Советской России был принят Кодекс об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, который действовал также на территории БССР. Именно этот Кодекс воплотил в жизнь ЗАГС, получивший исключительное право регистрировать браки.
Через некоторое время в результате сексуального раскрепощения советских граждан юридически было введено понятие «фактического» брака кроме зарегистрированного, которое обязывало выплачивать алименты.
Кодекс максимально упрощал расторжение брака, для которого было достаточно письменного или устного обращения мужа или жены.
Очень острым оказался имущественный вопрос. После упразднения права на имущество супруга, после развода многие женщины с детьми находились в критической ситуации. 18 ноября 1920 г. было разрешено искусственное прерывание беременности в медицинских учреждениях независимо от того, угрожает оно здоровью женщины или нет.
Социально-сексуальный эксперимент
Борьба со «старым бытом» в стране шла полным ходом. Споры велись по поводу того, какие дома и квартиры, мебель и интерьер нужны рабочим, как должны одеваться комсомольцы. Двуспальная кровать вместе со свадебным платьем и обручальным кольцом считались проявлением мещанства и сексуальной эксплуатации женщины. Уходили в небытие правила этикета.
По всей стране организовывались коммуны, основанные на обобщенном имуществе и работе их членов. С 1924 года мужчинам и женщинам было разрешено проживать вместе в одной комнате даже в случае, если до заселения они не были знакомы.
Все это имело целью способствовать исчезновению моральных границ и формированию нового типа личности, аскетичного к условиям проживания. В реальности разочарованные девушки были вынуждены нередко оставлять молодежные коммуны из-за попыток товарищей-коммунаров наладить с ними сексуальные отношения.
Историк описывает также случаи регистрации коллективных браков, когда двое мужчин женились с двумя девушками. Общность мужей и жен должна была создать безразличие к половым отношениям, уничтожить любовь и обобщить жизнь.
«Долой стыд!»
Действительно шокировали тогдашнее советское общество акции общества радикальных нудистов «Долой стыд!». Участники этого движения, в том числе такие влиятельные как член ЦК РКП (б) Карл Радек считали стыд атрибутом старого быта, а обнаженность – проявлением демократии и равенства.
Самыми многочисленными были публичные акции нудистов в 1924-1925 гг. в Москве. 10 июня 1924 г. в письме к жене Якуб Колас следующим образом описывает свое пребывание в советской столице:
«Порток покупать не буду – перебуду в этих. А если будет жарко, то можно и без них. В Москве я видел много таких, которые ходят голые, и только самая середина их прикрыта».
Минские борцы со стыдом бросили вызов общественной морали еще в июне 1921 г., когда в наиболее людной части городского сада устроили импровизированную купальню.
«Десятки граждан бесцеремонно раздеваются чуть ли не на аллее сада и так же бесцеремонно, нисколько не стесняясь, бултыхаются в Свислочи. И на этот досадный факт никто не обращает внимания, будто бы все описанное в порядке вещей», – рассказывала читателям газета «Звязда».
Но наиболее ошеломляющее для традиционного белорусского общества зрелище подготовили витебские сторонники общества «Долой стыд!». Члены общества не только не надевали одежды на пляже или дома, но гуляли обнаженными по городским улицам.
Так, одним июльским днем жители городка Яновичи Витебского округа были очень удивлены, увидев четырех комсомольцев и четырех комсомолок, которые после антирелигиозной вечеринки отправились на прогулку полностью обнаженными.
Массовый всплеск групповых изнасилований
Одним из результатов деморализации послереволюционного общества стали нередкие групповые изнасилования женщин. Наиболее брутальные формы отношения с девушками приобретали в рабочей молодежной среде, где недавние крестьяне, лишенные традиционных норм и запретов, давали наибольшее количество изнасилований, абортов, внебрачных детей, подкидышей. В ноябре 1928 года в Ново-Борисове группа молодых рабочих местного стекольного завода имени Домбаля изнасиловала работницу, причем ужасной очередью распоряжался комсомолец Дерюгин. Корреспондент «Красной смены» в 1927 г. так описывал сексуальные отношения рабочей молодежи на заводе имени Коминтерна в поселке Глуша Бобруйского района:
«В общежитие приводят девушек батрачек, поят их до беспамятства, до того, пока им не станет плохо, и тогда насилуют по очереди и, после всего, заплатив несколько копеек, их избивают».
Сексуальное насилие имело место и среди белорусской деревенской молодежи, которая в 1920-е гг. перестала придерживаться традиционного поведения.
Крах эксперимента
«Все эти эксперименты безусловно провалились. И главными жертвами их становились девушки, которые либо оставались с детьми на руках, либо бежали из коммун, когда становились объектами насилия. В БССР количество абортов достигло 50% от количества беременностей. Общество находилось в крайне тяжелом, непонятным, разбалансированном состоянии», – подытоживает историк.
Эксперименты начали заканчиваться в конце 1929-го года. Когда Сталину понадобились рабочие человеческие ресурсы. В 1934 году Сталин осудил публично практику организации коммун. В январе 1930 года были расформированы женотделы, что означало прекращение женской эмансипации.
В дополнение к домашнему хозяйству и воспитанию детей женщины получили обязанность ежедневной 8-ми часовой работы. В 1935 г. с целью укрепления тесной связи между материнством, крепким браком и сильной индивидуальной семьей в советской прессе развернулась широкая кампания против абортов и разводов.
В 1936-м году вышло постановление «О запрете абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах».
В конце 1920-ых гг. к комсомольскому руководству пришло окончательное понимание того, что сексуальная свобода молодежи обернулась большим количеством ранних браков, разводов, абортов, изнасилований и как следствие, сломанных человеческих судеб.
Социалистический аскетизм начал становиться нормой жизни. Власть мобилизировала молодежь на трудовые подвиги, готовила к войне, формировала модель поведения молодого человека, где не было места для секса. Секс у советской молодежи заменили физическая культура и спорт.
При всей противоречивости сексуальная революция 1920-ых гг впервые поставила сексуальность в общественный дискурс, навсегда лишила интимную сферу, как и религию, таинственности и сакральности, изменила менталитет жителей Советской Беларуси.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии