Организатор фестиваля «Sprava» о бюджете проекта, музыке и взаимоотношениях с властью

Культура
17:03
483 просмотра

В субботу на офисе агентства регионального развития «Дзедзіч» состоялась очередная встреча в рамках проекта «#999». Гостем стала Екатерина Аверкова – организатор фестиваля-места «Sprava». Девушка рассказала об идее проекта, его бюджете и местных жителях, которые так либо иначе оказались вовлеченными в фестиваль. Кстати, минувшим летом прошёл уже второй фестиваль, который собрал порядка 1 500 человек.

Организатор фестиваля «Sprava» о бюджете проекта, музыке и взаимоотношениях с властью

Пролог

– 11 лет назад мы купили дом в деревне Белая Церковь (Витебская область). Этот населённый пункт расположен на берегу Черейского озера. Достопримечательность в этой деревне, по сути, одна – руины Троицкой церкви, построенной в конце 16 века, – рассказывает Катя. – Спустя некоторое время, как мы начали проводить в деревне большую часть нашего времени, пришло понимание того, что мы хотели бы, чтобы это место стало туристическим. Однако, без той инфраструктуры, которая есть, к примеру, в Мирском замке. Мы за экотуризм. У нас появилось огромное желание возродить и сделать открытым это место.

Как пришла идея фестиваля

– Два года назад, когда мы прогуливались по деревне, нам позвонили друзья-столяры из Германии и предложили что-нибудь для нас построить. Они ежегодно приезжают к нам летом в гости. И в этот раз предложили приехать большой компанией в 30 человек и попробовать сделать что-то «руками»: беседку, стол или что-то типа того. «Это конечно круто» – подумали мы с мужем, но нужно ли нам это? По сути, жизнь в деревне очень хорошо ограничивает человека. И ты понимаешь, что для жизни не нужно столько вещей, сколько у нас есть. Не надо столько одежды, еды… Мы подумали, и решили, что нам не нужна беседка. Но задумались над тем, чтобы создать что-то очень важное и полезное для всей местности, где мы живем. В итоге мы решили сделать небольшой фестиваль с участием наших друзей из Германии. При этом позвав местных столяров, музыкальную группу... В итоге, всё из идеи построить беседку возле нашего дома, переросло в идею организовать фестиваль. Но нам надо было придумать, что же мы постоим. Пришли к тому, что объект, который появится, должен быть своеобразной площадкой для реализации других идей. Мы решили построить сцену, на которой выступали бы музыканты, проводились какие-то мастер-классы, читались лекции.

– В этот населенный пункт, и близлежащие, попала новая культура, которой раньше здесь не было. У местных жителей появились возможности послушать определенную музыку, лекторов, пообщаться с жителями из другого конца Беларуси. Что мне кажется очень важным в этом фестивале – это то, что мы привлекаем внимание к этому месту, рассказываем о каждом объекте, находящемся в Белой Церкви. После этого каждый из этих объектов работает сам на себя. Некоторые люди, побывав на фесте, изъявляют желание восстановить еврейское кладбище, кто-то хочет восстановить храм, кто-то занимается липовой аллеей, больницей…

Организатор фестиваля «Sprava» о бюджете проекта, музыке и взаимоотношениях с властью

Концепция фестиваля

– Фестиваль, это не только нетворкинг и «работа руками». В самом начале организации его встал вопрос о культурном аспекте: «Каких музыкантов звать?», «Какие фуд-корты должны быть на территории фестиваля?»... Должны быть принципы, по которым мы и должны отбирать это всё. В течение нескольких месяцев мы работали над придумыванием принципов. Какие-то из них сразу и очень чётко проявились. Над некоторыми думали дольше. Что-то до сих пор туманно.

– Важно, чтобы на этом фестивале человек выражал себя, как ему вздумается. Но при этом не нарушал свободу другого человека.

О музыке…

– Мы поняли, что это должна быть такая музыка, которая не будет мешать этому месту. Не будет его перекрикивать. К примеру, мы не можем позвать на фестиваль агрессивный рок. Нам важно, чтобы музыка была связана с этим местом. Пример – вокальная группа «Вдохновение». Это хор, истоки которого лежат в этом регионе. Если что-то брать извне, то тогда музыка должна быть связана природно. Например, та, в которой используются акустические инструменты. На первом фестивале, к примеру, после выступления хора «Вдохновения» следовало выступление группы «Shuma», которая, по сути, берёт те же мотивы, что и хор, только вкладывает в них современность. Когда мы приглашаем к нам на фестиваль какого-то ди-джея, то он обязательно делает сет, направленный на связь с природой. Это могут быть какие-то этно-биты, фолк-музыка… Очень здорово, когда музыканты, участвовавшие в первом фестивале, на второй год приехали со специальной программой для нашего фестиваля. Если спросить, кто у нас хедлайнер – то я не отвечу на этот вопрос. Его, по сути, нет. Определить это невозможно. Построение лайн-апа (список артистов) идёт не по принципу хедлайнерства, а по принципу уместности этой музыки месту и времени. Камерный хор «Salutaris» исполнял произведения не на сцене, а в руинах храма и именно в 20.15. В это время солнце начинает садиться, и его лучи попадают в арку входа этой церкви. В это время на всём полуострове, где и проводится фестиваль, выключались все генераторы, и никто не производит ни единого звука. На протяжении 45 минут стоит абсолютная тишина, и лишь хор поёт в церкви. Лично для меня, это было ключевым событием на фестивале. Затем, группа «Port Mone» выступала в 2 часа ночи, когда многие уже либо пошли спать, либо только укладывались. Некоторые в спальниках приходили к сцене, чтобы послушать музыкантов и там же оставались ночевать. Ди-джей «OKey», который выступал на фестивале два года, нам очень нравится, но мы понимаем, что если поставить его на сцену, то он потеряется. Эта музыка будет не так воспринята. Поэтому ди-джей работает на площадке в лесу. Там есть освещение, необходимая атмосфера. И таким образом этот музыкант, работая в определенном пространстве, преображает его.

…и хлебе насущном

– На фестивале есть большое разнообразие фуд-кортов. В том числе и наш, фестивальный. Еда у нас дешевая. В течение недели работает повар и волонтеры. Пообедать можно за 2 рубля. По сути – «столовские» цены. На нашей кухне есть правило – если ты поел, то должен помыть за собой посуду. Мы не используем одноразовые тарелки. В распоряжении только фарфоровая посуда, которую мы собрали, или же нам привезли волонтеры. Когда я предложила идею по мытью посуды, часть команды не поддержали эту идею, аргументируя это тем, что зрители не будут этого делать. Но не было ни одного человека, который отказался бы помыть свою тарелку.  В этом году даже были моменты, когда люди стояли в очереди, чтобы помыть тарелку.

– Каждая из точек питания на фестивале не является массовым производителем. Если мы приглашаем кофейню – то это лучшее кофе в Беларуси.

– Приглашая участников фут-корта, мы не берем с них денег. У нас есть потребность покормить наших волонтеров и участников фестиваля. Это 350 человек. Мы им об этом говорим. И каждый из них предоставляет по мере своих возможностей продукцию для обедов. Например, в этом году кофейня предоставила нам 10 килограмм кофе для волонтеров.

Организатор фестиваля «Sprava» о бюджете проекта, музыке и взаимоотношениях с властью

О деньгах

– На первом фестивале не было ни одного денежного партнёра. На втором – один. Но у нас есть партнёры, которые помогают нам ресурсами: дают древесину, строительные инструменты, электроинструменты, лакокрасочную продукцию, продукты для полевой кухни… Это даже очень хорошо, что получается именно так. Партнёры чувствую свою причастность к фестивалю. Нет ощущения, что они дали деньги, и они пошли непонятно на что. Они видят реальный готовый продукт и как он работает.

– В этом году мы вышли в плюс. На билетах было заработано столько денег, что мы отдали долги за первый год фестиваля, отложили 144 доллара на следующий и заплатили немного денег каждому из членов команды, которая работала над проектом. Эта сумма была небольшая, где-то порядка 50-ти долларов. Большинство из членов команды пожертвовало эти деньги на третий фестиваль.

О взаимоотношениях с местной властью

– Мы добились сотрудничества с местной исполнительной властью. В прошлом году мы делали фестиваль самостоятельно, при помощи юридического лица – концертного агентства. В законе прописано, что при организации массового мероприятия организаторы должны позаботиться о безопасности людей, которые в нем участвуют. Это скорые, милиция, ЖКХ… И за это всё необходимо платить. К примеру, за 5 дежурных сотрудников УВД мы заплатили более 1 000 евро. Когда мероприятие организовывает исполком, то эти пункты сразу же становятся бесплатными. В первый год проведения исполком не согласился нам помогать и становиться со-организатором, но увидев насколько проект интересный и важный – согласились помогать. Мы заключили партнёрство с исполнительной властью.

– Сейчас у многих людей из «власти» есть понимание того, что они что-то упустили. Есть понятие того, что инициативы, активисты, новое поколение людей знает больше и имеют больше возможностей, чем они сами. Власть – это не всё. Нужны знания, навыки, контакты…

Организатор фестиваля «Sprava» о бюджете проекта, музыке и взаимоотношениях с властью

О местных жителях

– Нам было очень важно общаться с жителями. Узнавать их потребности. Для жителей Белой Церкви мы с мужем проходили определенную проверку после того, как переехали жить в деревню. Они видели, что мы работаем на своём участке, заботимся о саде и доме. И если изначально они скептически относились к нам, то позже их мнение меняется. Изначально они думали, что мы выкупили этот участок и будем приезжать лишь на выходные и отрываться. Как только жители увидели, что мы переехали с серьезными намерениями, то сразу стали «своими». Поначалу называли нас по имени. Затем – начали использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы обратиться. И конечная стадия – когда начали называть нас с мужем «хозяйка» или «хозяин».

– Первый год нам было сложно объяснить местным жителям, что то, что у них висит на деревьях и падает вниз в августе, и в огороде лежит кучами, а объёмы такие, что даже свиньи не едят – можно продать на фестивале. Они не верили, что это кому-то нужно. Что яблоки кто-то купит. Но на второй фестиваль один фермер привез яблоки и помидоры. В итоге остался очень доволен.

– Проектом второго года стало строительство пляжа. Мы опросили местных жителей, которым не хватало именно его, зоны для купания. В итоге мы построили этот пляж. Было привезено 60 тонн песка. За два дня 30 волонтеров выровняли берег. Затем приехали столяры, построили подход к пляжу. На фестивале в этом году в вечернее время, когда купание было запрещено, на пляже мы устраивали кинопросмотры.

– Интеграция нужна всем. Местным жителям это как глоток свежего воздуха. Чего-то нового.

Организатор фестиваля «Sprava» о бюджете проекта, музыке и взаимоотношениях с властью

Что сейчас?

– На данный момент мы занимаемся созданием некоммерческой организации местного развития «Sprava». Наиболее подходящая для нас форма – это учреждение. Мы можем делать выставки, презентации, фестивали, различные программы, но деньги, полученные за работу, имеем право тратить только на развитие нашего учреждения. На следующий проект, к примеру.