NYT: Живопись, фотография и война за культуру Украины
Это похоже на безмятежный снимок с поля боя на Украине: группа облаченных в броню солдат сгрудилась вокруг импровизированного стола, на котором разбросана еда и игральные карты. Некоторые из них смеются или курят, а один лежит на земле и улыбается, прокручивая в руках свой телефон.
Эта фотография не похожа на другие снимки украинского фронта: здесь нет ни пушечной пальбы, ни солдат, вылезающих из окопов, ни раненых бойцов с искаженными от боли лицами.
Тем не менее, в течение последнего года это изображение широко распространяется в интернете и высоко ценится властями, которые недавно выставили его в ведущем столичном выставочном центре, поскольку оно затрагивает самую суть борьбы за украинскую идентичность, пишет The New York Times.
Фотография, сделанная в конце 2023 года французским фотографом Эмериком Люиссе, представляет собой переосмысление знаменитой картины XIX века, на которой изображены казаки из центральной Украины, а на месте легендарных конных воинов стоят современные украинские солдаты. Позы и выражения лиц солдат остались прежними, хотя сабли заменили пулеметы.
И Украина, и Россия претендуют на эту картину как на часть своего наследия. На ней не только изображены казаки – народ, который обе страны считают своим, – но она также была написана Ильей Репиным, художником, родившимся на территории современной Украины, но работавшим в Москве и Санкт-Петербурге.
Это культурная битва, в которой долгое время доминировала Россия. Самая известная версия картины выставлена в Санкт-Петербурге, а другая, менее известная, находится в Харькове. На международных выставках Репина клеймят как русского, что разочаровывает украинцев, которые считают его своим.
Но конфликт России и Украины заставил такие учреждения, как Метрополитен-музей, пересмотреть эту классификацию и переименовать Репина в украинца.
Своей фотографической реинтерпретацией Люиссе стремится еще больше опровергнуть российскую версию, проводя прямую линию между казаками, которые временами сопротивлялись правлению царской России, и нынешней украинской армией.
Хотя историки говорят, что изображенная сцена, скорее всего, никогда не имела места, чувство непокорности, которое она передает, вызвало глубокий резонанс в Украине.
«Эта картина стала для меня элементом формирования самоидентификации», – говорит Татьяна Осипова, 49-летняя украинская военнослужащая, изображенная на фотографии.
Она вспоминает, что ее бабушка хранила маленькую репродукцию «на почетном месте» рядом с православными иконами в их доме, где она служила напоминанием о том, что нужно «постоять за себя».
На картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» изображена группа казаков из района, расположенного на территории современной Запорожской области, которые искренне смеются, когда пишут издевательский ответ на ультиматум султана о сдаче в 1676 году.
В настоящее время Запорожская область частично контролируется Россией. Хотя историки говорят, что изображенная сцена, скорее всего, никогда не имела места, чувство непокорности, которое она передает, вызвало глубокий резонанс на Украине.
Люиссе решил передать этот дух неповиновения, воссоздав картину Репина в современной обстановке. Некоторые солдаты пришли прямо с передовой, их усатые лица напоминали непокорных казаков. Он тщательно расставил 30 солдат и попросил их замереть во время искреннего смеха, чтобы передать энергию оригинальной сцены.
Предметы на картине были заменены современными аналогами: шляпа стала шлемом, мушкет превратился в ракетную установку, мандолина была заменена на портативный динамик. В небе парит беспилотник.
Люиссе опубликовал фотографию в соцсетях, и она была быстро принята украинскими СМИ и властями как символ духа независимости страны.
«Некоторые люди считают картину русской, а не украинской, – говорит Эдуард Лопуляк, боевой медик, изображенный на снимке. – Это способ напомнить им, что это наше культурное наследие, а не российское».
Во многом фотография стала ответом Украины на российское переосмысление картины. В 2017 году российский художник Василий Нестеренко, любимец Кремля, переосмыслил казаков в современной российской форме в работе под названием «Письмо врагам России».
Проект также несет в себе более срочную миссию для Украины: помощь в восстановлении культурного наследия. Люиссе отправился в Киев с большим отпечатком своей фотографии и передал его в дар Алине Доценко, директору Херсонскому музею.
«Херсонский музей сегодня – это пустое здание, – сказал он. – Чтобы снова стать музеем, ему нужна новая коллекция».
Фотография была выставлена на один день в крупном культурном центре в Киеве. Ее перевезут в Херсон, когда музей вновь откроется, что сегодня практически невозможно, поскольку он находится рядом с линией фронта.
Комментарии
Добавление комментария
Комментарии